Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Как же лучше прожить адаптационный момент и научиться видеть и понимать друг друга?
Как уже говорилось, особого внимания заслуживает организация первого — адаптационного периода. Именно этот период является наиболее сложным для педагога, который должен завоевать расположение и доверие ребенка. Он труден и для ребенка, которому, может быть, впервые в жизни нужно освоиться в новых условиях, привыкнуть к незнакомому взрослому и научиться взаимодействовать с ним. Основной и первостепенной задачей в адаптационный период является снятие стрессового состояния у ребенка, а затем установление эмоционального контакта с ним. Хочется еще раз подчеркнуть, что в экстремальной для ребенка ситуации (адаптации) воспитатель-педагог не должен бояться избаловать малыша, выполняя его «капризы». Наоборот, следует во всем стараться ориентироваться на потребности и эмоциональное состояние ребенка. Воспитатель или педагог может носить ребенка на руках, петь ему ласковые песенки, сопровождать свои действия улыбкой и ласковыми вкрадчивыми комментариями, как будто малыш все понимает. Своим поведением и отношением к малышу педагог снимает эмо- 102 циональное напряжение ребенка и готовит его к эмоциональному общению. В дальнейшем эмоциональное общение с ребенком может также возникать и при выполнении совместных действий, которые педагог сопровождает приветливой улыбкой, ласковым голосом, одобряющими и подбадривающими жестами. Педагогу важно помнить о значимости тактильного контакта и не пренебрегать им, а использовать во время выполнения совместных действий (можно ласково прикоснуться, погладить по головке, обнять ребенка, взять за ручки или плечики или поднять на руки). Это должно происходить как бы между прочим, естественно вписываясь в общий контекст совместной игры и содержание возникающих при этом общих переживаний. Педагог должен помнить, что только при установлении эмоционального контакта и на его основании возможно в дальнейшем возникновение сотрудничества — деловых отношений с ребенком — и успешное проведение коррекцион-ных занятий. Во что же лучше поиграть с малышом, чтобы он перестал бояться? Программное содержание занятий на первом этапе обязательно должно включать игры, способствующие установлению эмоционального контакта малыша с педагогом. Можно предложить следующие игры: «Ладушки», «Беги ко мне», «Хоровод с игрушкой», «Догонялки» и т. п. В этих играх дети действуют по подражанию. Они выполняют простейшие действия: то убегают от взрослого, то бегут к нему, показывают, где у них ручки или ножки, играют в «ладушки», «козу»... Взрослый ловит малыша, прижимает его к себе, качает на коленях и т. п. В играх подобного типа участвуют педагог, мама ребенка и сам ребенок. В играх желателен тактильный контакт взрослого и ребенка. Сначала можно предложить игру маме и ребенку, затем, когда малыш освоится и активно включится в игру, присоединяется и педагог. При этом педагог должен максимально тонко улавливать эмоциональные реакции ребенка и подстраиваться под его состояния и желания, особенно на первых занятиях. Однако если ребенок отказывается от выполнения игровых действий, то ни под каким видом не стоит его принуждать. В этом случае педагог увлеченно играет только с мамой, они радуются, смеются, стараясь заразить своими положительными эмоциями ребенка, и терпеливо ждут проявлений его самостоятельной активности. Робкие, застенчивые дети могут длительно отказываться от подвижных игр, путаться шумных реакций взрослых. Педагог должен продолжать играть с мамой, не настаивая на участии в игре ребенка, а чутко улавливая эмоциональные реакции ребенка, стараясь заинтересовать процессом игры. Желательно использовать естественные жесты, живую мимику, улыбку, голосовые реакции. Взрослым надо играть до тех пор, пока ребенок сам не проявит желания принять участие в совместных действиях. Можно, например, предложить игру «Иди ко мне»: педагог естественными жестами и словами подзывает малыша к себе и, когда он подходит, обнимает, прижимает к себе, улыбается и радуется общению с ребенком. Другая игра — педагог 103 спрашивает: «А где наши ручки?» — «Вот они», педагог показывает их, похлопывая ручкам вместе с ребенком и т. п. По этой же модели предлагаются другие варианты игр. Затем в игру «принимаются» и игрушки: кукла, мишка, зайка и т. п. Педагог предлагает сначала уже знакомые по первому этапу игры. Однако главным действующим лицом теперь становится игрушка, которая «играет» вместе с ребенком — догоняет его, показывает ручки и т. п. Подобные игры могут помочь в установлении эмоционально-тактильного контакта педагога с малышом, через который создается положительное эмоциональное отношение к игрушкам и действиям с ними. Пробуждая эмоциональное отношение к игрушкам, можно активизировать ориентировку детей в предметном мире, близком их потребностям и жизненному опыту. Опосредованное игрушкой общение взрослого с ребенком постепенно становится двусторонним и в дальнейшем все более активным со стороны ребенка, что является хорошим подготовительным условием к проведению коррекционных занятий. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 261. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |