Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как же лучше прожить адаптационный момент и научиться видеть и понимать друг друга?




Как уже говорилось, особого внимания заслуживает организация первого — адаптационного периода. Именно этот период является наиболее сложным для педагога, который должен завоевать расположение и доверие ребенка. Он труден и для ребенка, которому, может быть, впервые в жизни нужно освоиться в новых условиях, привыкнуть к незнакомому взрослому и научиться взаимодействовать с ним.

Основной и первостепенной задачей в адаптационный период является сня­тие стрессового состояния у ребенка, а затем установление эмоционального кон­такта с ним. Хочется еще раз подчеркнуть, что в экстремальной для ребенка ситу­ации (адаптации) воспитатель-педагог не должен бояться избаловать малыша, выполняя его «капризы». Наоборот, следует во всем стараться ориентироваться на потребности и эмоциональное состояние ребенка. Воспитатель или педагог может носить ребенка на руках, петь ему ласковые песенки, сопровождать свои действия улыбкой и ласковыми вкрадчивыми комментариями, как будто малыш все понимает. Своим поведением и отношением к малышу педагог снимает эмо-

102

циональное напряжение ребенка и готовит его к эмоциональному общению. В дальнейшем эмоциональное общение с ребенком может также возникать и при выполнении совместных действий, которые педагог сопровождает приветливой улыбкой, ласковым голосом, одобряющими и подбадривающими жестами. Пе­дагогу важно помнить о значимости тактильного контакта и не пренебрегать им, а использовать во время выполнения совместных действий (можно ласково при­коснуться, погладить по головке, обнять ребенка, взять за ручки или плечики или поднять на руки). Это должно происходить как бы между прочим, естественно вписываясь в общий контекст совместной игры и содержание возникающих при этом общих переживаний.

Педагог должен помнить, что только при установлении эмоционального кон­такта и на его основании возможно в дальнейшем возникновение сотрудниче­ства — деловых отношений с ребенком — и успешное проведение коррекцион-ных занятий.

Во что же лучше поиграть с малышом, чтобы он перестал бояться?

Программное содержание занятий на первом этапе обязательно должно вклю­чать игры, способствующие установлению эмоционального контакта малыша с педагогом. Можно предложить следующие игры: «Ладушки», «Беги ко мне», «Хо­ровод с игрушкой», «Догонялки» и т. п. В этих играх дети действуют по подража­нию. Они выполняют простейшие действия: то убегают от взрослого, то бегут к нему, показывают, где у них ручки или ножки, играют в «ладушки», «козу»... Взрос­лый ловит малыша, прижимает его к себе, качает на коленях и т. п.

В играх подобного типа участвуют педагог, мама ребенка и сам ребенок. В иг­рах желателен тактильный контакт взрослого и ребенка. Сначала можно предло­жить игру маме и ребенку, затем, когда малыш освоится и активно включится в игру, присоединяется и педагог. При этом педагог должен максимально тонко улав­ливать эмоциональные реакции ребенка и подстраиваться под его состояния и желания, особенно на первых занятиях. Однако если ребенок отказывается от выполнения игровых действий, то ни под каким видом не стоит его принуждать. В этом случае педагог увлеченно играет только с мамой, они радуются, смеются, стараясь заразить своими положительными эмоциями ребенка, и терпеливо ждут проявлений его самостоятельной активности. Робкие, застенчивые дети могут длительно отказываться от подвижных игр, путаться шумных реакций взрослых. Педагог должен продолжать играть с мамой, не настаивая на участии в игре ре­бенка, а чутко улавливая эмоциональные реакции ребенка, стараясь заинтересо­вать процессом игры. Желательно использовать естественные жесты, живую ми­мику, улыбку, голосовые реакции. Взрослым надо играть до тех пор, пока ребенок сам не проявит желания принять участие в совместных действиях.

Можно, например, предложить игру «Иди ко мне»: педагог естественными жестами и словами подзывает малыша к себе и, когда он подходит, обнимает, при­жимает к себе, улыбается и радуется общению с ребенком. Другая игра — педагог

103

спрашивает: «А где наши ручки?» — «Вот они», педагог показывает их, похлопы­вая ручкам вместе с ребенком и т. п. По этой же модели предлагаются другие ва­рианты игр. Затем в игру «принимаются» и игрушки: кукла, мишка, зайка и т. п. Педагог предлагает сначала уже знакомые по первому этапу игры. Однако глав­ным действующим лицом теперь становится игрушка, которая «играет» вместе с ребенком — догоняет его, показывает ручки и т. п.

Подобные игры могут помочь в установлении эмоционально-тактильного кон­такта педагога с малышом, через который создается положительное эмоциональ­ное отношение к игрушкам и действиям с ними. Пробуждая эмоциональное от­ношение к игрушкам, можно активизировать ориентировку детей в предметном мире, близком их потребностям и жизненному опыту. Опосредованное игрушкой общение взрослого с ребенком постепенно становится двусторонним и в даль­нейшем все более активным со стороны ребенка, что является хорошим подгото­вительным условием к проведению коррекционных занятий.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...