Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Родителям тоже трудно, а как им можно помочь?




Для родителей, чьи дети готовятся посещать учреждение или консультатив­ные группы, можно организовать лекции-семинары. В случае если ребенок уже начал посещать занятия в группе, то индивидуальные беседы-разъяснения педа­гог может проводить в перерывах между занятиями с ребенком. Так как коррек-ционное занятие с педагогом продолжается 45 минут, а малыш продуктивно спо­собен заниматься не более 15 минут, то занятие может быть построено следую­щим образом. Первые 15 минут педагог занимается с ребенком. Затем 15 минут беседует с родителями, а в это время предоставленный сам себе ребенок проводит в игровом или спортивном уголке (в это время педагог, наблюдая за ребенком, может получить ценную информацию о том, как ребенок способен сам себя за­нять). В следующие 15 минут педагог снова занимается с отдохнувшим ребенком. В данном вопросе нет жесткой регламентации, так как во многом организация и тактика проведения занятия определяются условиями, в которых функционирует консультативная группа (наличие дополнительных помещений, число помогаю­щих сотрудников и т. п.).

На первой же консультации родителям необходимо рассказать о режиме уч­реждения и проводимых занятиях, о требованиях к ребенку. Родителям следует помочь заранее подготовить малыша к приходу в учреждение или на занятия, рас­сказать им, как можно избежать или сгладить адаптационный стресс у ребенка.

Педагогу надо рассказать родителям, как им следует общаться со своим ребен­ком дома в адаптационный период. Особенно родителям проблемного малыша необходимо пояснить, что им нужно учиться понимать и поддерживать своего ребенка в трудный момент. Они должны стремиться к тому, чтобы дома он посто­янно чувствовал, как его любят, что родители не наказывают своим отсутствием малыша и не покидают его. Родителям как можно чаще надо показывать, как ре­бенок им нужен, как искренне принят таким, каков он есть, и как родителя хотят с ним общаться. Малышу нужно, чтобы его понимали, гладили, баюкали, прижи­мали к груди, ласкали, целовали — это физическое проявление любви принципи-

104

ально важно для всех малышей, но особенно для детей, имеющих трудности раз­вития. Именно такое проявление любви доступно для понимания малыша с не­достатками развития и обеспечивает ему состояние эмоционального комфорта и защищенности. Такое проявление родительской любви крайне значимо для де­тей с нестабильной нервной системой, так как это создает благоприятную атмо­сферу для общения и психического развития. Особенно важно это учитывать, пока ребенок проходит адаптационный период в учреждении. Родителям следует по­яснить, что в каждодневном общении с малышом совершенно необходимы лю­бящий родительский взгляд и нежное прикосновение, они должны быть естествен­ными и действовать умиротворяюще на ребенка. Малыш, растущий в доме, где его щедро одаривают прикосновением и понимающим ласковым взглядом, будет спокойным и уверенным. Ему будет легко общаться не только с родителями, так как он проникнется к ним большим доверием и будет понимать, что они всегда окажутся рядом, когда ему плохо. Но и с незнакомыми людьми ребенок будет общаться спокойнее, так как почувствует себя увереннее и защищеннее.

Родителям следует также объяснить, что малыш с недостатками развития име­ет и свои проблемы в развитии навыков общения. Так, вместо того чтобы отве­чать на улыбку звукоподражанием и улыбкой, он может просто равнодушно смот­реть или даже отвернуться в сторону, может не воспринимать даже прикоснове­ний. Родители могут подумать, что малыш не хочет с ними общаться, между тем он нуждается в гораздо большем числе обращений, чем обычные дети. Важно, чтобы родители не прекращали своих попыток общаться и играть со своим малы­шом и во что бы то ни стало старались прорваться через стену «необщительнос­ти», веря, что контакт с ребенком необходим и возможен. Наиболее сложные про­блемы чаще создают дети, которые не любят, когда их гладят, прикасаются к ним или берут на руки, а также не выдерживают взгляда в глаза. С подобными малы­шами предстоит более длительная и постепенная работа по установлению кон­такта с использованием тех же средств — улыбки, прикосновения, а в наиболее тяжелых случаях — холдинг-терапии.

Развивая навыки общения у малыша, лучше, если родители будут проявлять не озабоченность недостатками в развитии или трудностями в обучении, а свою безграничную любовь. Для этого малыша нужнобрать на руки, играть с ним, улы­баться и радоваться любому проявлению его внимания в общении. Общитель­ность ребенка следует стимулировать и поощрять. Если малыш не умеет улыбать­ся, говорить, но какими-то телодвижениями показывает, что ему хочется, роди­тели должны постараться его понять, учитывая ситуацию, состояние ребенка, направленность и выразительность его телодвижений. Для привлечения внима­ния ребенок может тянуть за волосы или очки, не прекращая своих действий, даже если его пытаются отвлечь. Такое поведение может означать, что он хочет поиг­рать или пообщаться, но не знает, как сообщить об этом. Малыш может прибе­гать к таким способам также в тех случаях, когда его попытки сообщить взрослым о своих желаниях с помощью других средств — улыбок, гуления — оказались бе­зуспешными. Родители должны внимательно следить за поведением малыша, не упускать ситуаций, когда он особенно расположен к общению, и верить, что они обязательно научатся понимать своего малыша. Например, если он смотрит со­средоточенно, нужно улыбнуться ему, взять на руки и попробовать поиграть с ним.

105

Тогда малыш будет знать, что родителям действительно приятно быть с ним, и они могут его понимать. И надо обращать внимание на малыша всякий раз, когда у него появляется улыбка, и стараться игнорировать его удары и дерганья, хотя это и не всегда просто. Следует пояснить родителям, что малыш легко повторяет свои действия, если они привлекают к себе внимание взрослых и с их помощью можно добиться желаемой цели; если же родители сердятся на малыша за дей­ствия, которые им не нравятся, и никак не реагируют на действия, которые им нравятся, то малый станет делать как раз то, что хоть как-то отмечается родителя­ми, то есть то, что ими осуждается. Таким образом, элементом правильного об­щения с ребенком являете: адекватная реакция родителей на сигналы ребенка, и тогда постепенно малыш усваивает способы, как привлекать внимание родите­лей, начинать поддерживать общение.

Известный американский психотерапевт Р. Кемпбелл считает, что соответству­ющий возрасту постоянный контакт глаз и физический контакт — это два драго­ценных дара, которые родители могут использовать как наиболее эффективные способы заполнения эмоционального резервуара ребенка. В этом случае ребенок будет чувствовать себя более уверенно, ему захочется общаться, и он будет спосо­бен устанавливать наиболее полноценные контакты, что, в свою очередь, помо­жет ему развиваться наилучшим образом.

Надеемся, что изложенные здесь рекомендации педагогам и советы родите­лям помогут правильно организовать общение в сложный адаптационный пери­од и подготовить малыша к коррекционным занятиям, а также будут полезны в воспитании и сделают педагогический процесс более радостным и творческим.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...