Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Что представляет собой семья?




С точки зрения семейной работы с детьми членами семьи считают тех лиц из системы взаимоотношений с ребенком, которые оказывают непосредственное и постоянное влияние на повседневный опыт ребенка. Ниже приводятся некото­рые варианты определения этого понятия с профессиональной точки зрения:

• все основные члены семьи (мать, отец, сиблинги);

• все находящиеся в родстве лица, объединенные общим хозяйством;

• все лица, объединенные общим хозяйством (включая состоящих на пан­сионе, постоянно проживающую прислугу);

• все лица, объединенные общим хозяйством, и близкие члены семьи (вклю­чая родителя, состоящего в разводе, опекаемых дедов и бабок);

• любой из перечисленных выше и лица из оказывающего влияние окру­жения (сотрудник по уходу за ребенком, учитель, работник социальной службы);

• «система распознавания проблем», представленная совокупностью лиц, вовлеченных в процесс определения и разрешения проблем ребенка.

Один родитель может считаться «семьей» только в том случае, когда родитель-одиночка (как правило, мать) проживает с ребенком в изоляции от своих близ-

94

ких Большинство же родителей, в одиночестве осуществляющих ведение домаш­него хозяйства, имеют постоянные существенные взаимоотношения с окруже­нием в том числе и с сиблингами ребенка, близкими друзьями, родственниками своих родителей. Беседа с матерью, которая сама по себе еще не является работой с семьей тем не менее может оказаться успешным шагом в деле получения анам­нестических сведений. Работа с парой «мать-ребенок» (что исключает из систе­мы взаимоотношений других значимых членов семьи) может оказаться нерезуль­тативной, даже иметь отрицательные последствия. Это объясняется невозмож­ностью в подобных ситуациях из-за отсутствия сотрудничества с другими членами семьи сбалансировать систему существующих взаимоотношений. Поэтому из со­ображений эффективности семейной терапии при ее проведении рекомендуется привлекать остальных детей семьи.

95

Е. И. Морозова

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ПРОБЛЕМНЫХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА*

В настоящей сложной экономической ситуации государственная поддержка и социальная защита особенно необходимы семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста. Одним из вариантов психолого-педагогической помощи таким семьям может быть реорганизация нынешней общественной системы вос­питания детей. Причин, делающих это непременным и возможным, несколько.

Существующая система ясельного воспитания уже не способна отвечать со­временным требованиям. Как следствие этого, большинство детей (прежде все­го детей с особыми нуждами) не укладывается в ту схему развития, на которую рассчитаны ясельные учреждения. Таким образом, проблемные малыши, се­мьи которых и так не получают необходимой социальной поддержки, вынуж­дены оставаться за пределами яслей без психологической и педагогической помощи.

Среди населения наблюдается правомерный и естественный рост популярно­сти семейного типа воспитания, в результате чего большая часть так называемых благополучных детей раннего возраста воспитывается в домашних условиях. Эти дети чаще всего впервые попадают в поле зрения специалистов лишь к моменту поступления в школу или еще позднее, когда выявляется их несостоятельность в школьном обучении. Хотя нередко у этих детей за внешним благополучием скры­ваются различные отклонения в психическом развитии, заметные на ранних ста­диях только специалистам (психологам, дефектологам, психоневрологам). Таким образом, данная категория детей также остается без необходимой социально-пси­хологической помощи в раннем возрасте.

В последнее время школа стала предъявлять повышенные требования к ин­теллектуальному уровню детей уже при их поступлении в школу. При этом зачас­тую проводится недостаточно профессиональный, но очень жесткий отбор и от­браковка «непригодных» к обучению детей в элитных и престижных школах (по­рой создается впечатление, что перед школой стоит задача учить только тех детей, которые и без нее доказали свою способность к обучению). В связи с этим забот­ливые родители начинают интенсивно готовить своих малолетних детей к пред­стоящим школьным испытаниям. «Домашние» дети с двух-трехлетнего возраста посещают всевозможные эстетические студии для дошкольников, прогимназии, подготовительные курсы при школах. К сожалению, во многих из них занятия проводятся педагогами, не имеющими специального дошкольного образования.

'Дефектология. 1998. № 3. С. 49-57. 96

Педагоги не всегда учитывают возрастные особенности обучаемых детей, зачас­тую в содержание используемых программ не заложен принцип развивающего обучения. Целью таких занятий становится подготовка-натаскивание детей к кон­курсным испытаниям в школе, без учета их возрастных возможностей, индиви­дуальных особенностей и проблем развития. Как следствие, в ряде случаев у де­тей-дошкольников еще до поступления в школу формируется негативное отно­шение к занятиям: у них не только гасится познавательная мотивация, но и появляется опережающий страх неуспеха, рождается неверие в свои возможнос­ти. Поэтому в данных учреждениях становятся актуальными вопросы психологи­ческой готовности маленького ребенка к систематическим занятиям, а также про­блемы своевременной психологической помощи детям раннего возраста.

Несмотря на все вышесказанное, даже в крупных городах до сих пор не нала­жены в достаточной степени ни система ранней диагностики психического раз­вития детей, ни система ранней коррекционной помощи. Очень мало специаль­ных (психолого-дефектологических) диагностических центров для детей раннего возраста, крайне мала сеть учреждений для детей раннего возраста с отклонения­ми в развитии. Нет достаточного числа профессионально подготовленных дет­ских психологов, знающих особенности развития детей раннего возраста, пато­психологов и дошкольных дефектологов широкого профиля. Почти отсутствуют психолого-педагогические консультативные пункты для родителей, где они мог­ли бы получить знания, необходимые для воспитания ребенка, индивидуальные рекомендации и методики по проведению повседневных коррекционно-разви-вающих занятий с ребенком.

Таким образом, в настоящее время стало чрезвычайно актуальным создание широкой сети консультативной психолого-педагогической и медицинской помо­щи детям раннего возраста. Назрела необходимость в разработке принципиально новых форм взаимодействия дошкольных и специальных (коррекционных) уч­реждений с семьями, самостоятельно воспитывающими детей раннего возраста. Желательно также дальнейшее совершенствование системы специальных яслей для детей с разными типами отклонений в развитии, предусматривающей не толь­ко медицинскую, но и не менее необходимую дефектологическую и психологи­ческую помощь.

В качестве новых форм взаимодействия семьи и детских учреждений, имею­щих высококвалифицированных специалистов по раннему детству, а также в плане расширения консультативной психолого-педагогической помощи детям раннего возраста может быть предложено следующее:

создание более широкой сети консультативных пунктов,где родители смо­гут получать медицинскую и психолого-педагогическую помощь по ди­агностике психического развития, по содержанию и методам коррекци­онной работы с ребенком в семье, по вопросам воспитания и организации домашнего режима, по налаживанию взаимоотношений ребенка со взрос­лыми членами семьи, по установлению его контакта с другими детьми в семье и за ее пределами (в яслях, студиях, во дворе и т. п.);

организация групп домашнего обученияи кратковременного пребывания де­тей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) и до­школьных учреждениях общего типа. Группы домашнего обучения и крат-

97

ковременного пребывания могут создаваться с целью максимального при­ближения коррекционной помощи к месту жительства ребенка, вовлече­ния как можно большего числа нуждающихся детей, а также для оказания своевременной психолого-педагогической поддержки семье, воспитыва­ющей проблемного ребенка. В Министерстве общего и профессионального образования РФ рассматривается инструктивно-методическое письмо (1997), составленное сотрудниками Института коррекционной педагоги­ки РАО (Л. И. Плаксиной, Е. А. Стребелевой, Н. Д. Шматко), в котором предлагается подобная форма коррекционно-воспитательной помощи про­блемным детям раннего возраста.

Консультативные службы и группы кратковременного пребывания детей мо­гут открываться при специальных (коррекционных) и учебно-воспитательных комплексах (ясли-сад, реабилитационные центры и дошкольные эстетические и развивающие студии, а также в детских поликлиниках. Это позволит использо­вать помещения данных учреждений и работающих там специалистов по ранне­му возрасту (в отдельных случаях можно привлекать недостающих специалистов на договорных условиях)..

В раннем возрасте необходимо регулярно проводить скрининговое медико-психологическое обследование, направленное прежде всего на определение де­тей группы риска, в том числе детей с достаточно высоким интеллектом, которые развиваются не по стандартному варианту и не могут без специальной помощи использовать свои потенциальные возможности. Поэтому в штате даже обычных дошкольных учреждений (в том числе яслей) желателен психолог и врач-консуль­тант-психоневролог. В штатном расписании специальных учреждений для про­блемных детей помимо перечисленных специалистов также необходимо доста­точное число дошкольных дефектологов широкого профиля.

В задачу психологамогут входить следующие направления работы: индивиду­альное психологическое обследование детей, определение общего уровня психи­ческого развития, выявление структуры нарушения (то есть выделение сохран­ных и формирующихся с задержкой психических функций). По результатам пси­хологического обследования психолог совместно с педагогом или дефектологом может намечать стратегию и тактику коррекционной работы с каждым ребенком. В дальнейшем психолог наблюдает за его продвижением, выделяет те параметры психического развития, которые требуют большего внимания, участвует в разра­ботке системы коррекционных занятий, учитывающей все индивидуальные осо­бенности конкретного ребенка (темп психической деятельности, утомляемость, устойчивость внимания и т. п.). Особенно важна роль психолога в адаптацион­ный период, когда резкий переход от одной системы воспитания к другой может привести ребенка к дезадаптационному стрессу. Поэтому психолог помогает де-фектологу, воспитателям и родителям в проведении наиболее сложного для ре­бенка начального периода пребывания в новой системе воспитания.

Работа дефектологаможет быть направлена на развитие крупных и мелких дви­жений, восприятия, мышления, действий с предметами, игры, элементов творче­ства (конструирование, аппликация, лепка, рисование).

Для успешной и полноценной деятельности консультативных пунктов и до­школьных учреждений необходимо оснащение их мебелью, удобной и соответ-

98

ствующей возрасту детей; наборами специально подобранных методических по­собий-игрушек, учитывающих особенности развития детей, а также необходи­мой множительной техникой. Набор игрушек и пособий для яслей или консуль­тативных групп каждого профиля должен разрабатываться психологом и дефек­тологом с учетом возраста и характера нарушения развития детей. Наличие копировальной техники позволит обеспечить каждого родителя необходимыми методическими рекомендациями и описанием конкретных индивидуальных заня­тий, а также методическими материалами, текстами прочитанных лекций и т. д. На консультативных пунктах предполагается проведение следующей работы:

• психолого-педагогические и врачебные консультации по воспитанию и обучению детей раннего возраста;

• проведение развивающих занятий (индивидуальных и в малых группах — по два или три ребенка);

• чтение лекций для родителей;

• проведение семинарских занятий, на которых обсуждаются проблемы, волнующие родителей;

• обучение родителей игровым занятиям с детьми в домашних условиях;

• демонстрация и разбор индивидуальных коррекционных занятий с обу­чающей целью и т. п.

Родителей необходимо учить методикам проведения коррекционных занятий, так как они являются самыми заинтересованными в успехе обучения людьми и больше всего времени проводят с детьми. К тому же родителям важно чувство­вать свою нужность и способность помочь собственному ребенку. Такое обучение предполагается как для родителей, воспитывающих детей в яслях, так и для роди­телей, чьи дети находятся дома.

Предлагаемые нововведения требуют существенных инвестиций, но реорга­низация системы помощи проблемным детям раннего возраста не может не оку­питься сторицей. Неуспеваемость детей в начальной школе и в связи с этим со­держание классов коррекции или выравнивания; массовый характер срывов в подростковом возрасте и содержание спецшкол и спецПТУ для девиантных подро­стков — все это обходится государству значительно дороже. Кроме того, извест­но, что коррекционный эффект значительно выше и легче достигается в раннем возрасте, нежели в школьном.

На протяжении нескольких лет предлагаемые формы консультативной рабо­ты и взаимодействия семей и дошкольных учреждений возникали стихийно (в спе­циализированных яслях, в дошкольных студиях) и на практике показывали свою необходимость и перспективность.

Вместе с тем специалисты и родители нередко испытывают дефицит знаний в чисто организационных вопросах проведения коррекционных занятий с малень­кими детьми, отмечают трудности в адаптационном периоде ребенка к занятиям и детскому учреждению, указывают на сложности налаживания продуктивного обучающего и корригирующего общения с проблемными малышами.

С учетом недостаточной освещенности этих проблем в литературе данная ста­тья помимо организационных вопросов касается также:

• вопросов подготовки детей 1,5-3 лет к посещению детского учреждения или систематических занятий в коррекционной консультативной группе;

99

• вопросов установления контакта взрослого с ребенком раннего возраста в адаптационном периоде;

• вопросов организации общения родителей с проблемными малышами в домашних условиях.

Предлагаемые рекомендации в большей степени относятся к детям с эмоцио­нальными интеллектуальными нарушениями, хотя общие подходы можно исполь­зовать для всех категорий детей раннего возраста (с сенсорными и двигательны­ми нарушениями).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 263.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...