Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В заключение позволим себе сделать некоторые выводы




Необходимо создавать широкую сеть консультативных пунктов, на которых можно проводить комплексную (психолого-педагогическую и врачебную) диаг­ностику психического развития детей раннего возраста. Это может позволить сво­евременно выявить имеющиеся трудности и отклонения в развитии детей, пре­дупредить вторичные личностные реакции на дефект, облегчить процесс социа­лизации и в какой-то степени снизить школьную дезадаптацию детей.

Диагностика должна проводиться различными специалистами: психологами, дефектологами, воспитателями, педагогами, врачами и т. д. Сотрудничество спе­циалистов разных профессий в проведении комплексной диагностики и совмест­ная разработка комплексной коррекционной программы позволят более широко и профессионально решать проблемы каждого ребенка.

На основании диагностических данных предоставляется возможность по­строить комплексную психокоррекционную программу, направленную на смяг­чение и компенсацию выявленных отклонений, нарушений и дефектов в разви­тии ребенка. В осуществлении психокоррекционной программы должны прини­мать участие все необходимые специалисты (врачи, дефектологи, психологи, воспитатели, кружководы и социальные работники).

106

В настоящее время назрела необходимость в осуществлении новых форм вза­имодействия дошкольных и специальных коррекционных учреждений с семья­ми, самостоятельно воспитывающими детей раннего возраста — например, орга­низация групп домашнего обучения и кратковременного пребывания детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) и дошкольных учреж­дениях общего типа.

Необходимо привлекать родителей к разрешению проблем своего ребенка. Специалисты должны помогать родителям правильно понимать и оценивать воз­можности своего ребенка; их надо специально обучать заниматься с собствен­ным ребенком. Помощь семье должна состоять в рекомендации родителям таких воспитательных мер и в определении такого психокоррекционного подхода, ко­торый позволил бы позитивно оценивать ребенка и находить способы адекват­ной компенсации имеющихся нарушений психического развития.

Литература

1. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения от года до шести. М.: ИНТОР, 1996.

2. Гарбузов В. И. Человек — жизнь — здоровье: древние и новые каноны медицины. СПб.: Комп­лект, 1995.

3. Катаева А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Книга для учителя. М.: Изд. фирма «Бук-мастер», 1993.

4. КорчакЯ. Как любить ребенка. М.: Политиздат, 1990.

5. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991.

6. Лупан С. Поверь в свое дитя. М.: Эллис Лак, 1993.

7. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990.

8. Учимся общаться с ребенком / Под ред. В. А. Петровского, А. М. Виноградова и др. М.: Просве­щение, 1993.

9. Эмоциональное здоровье вашего ребенка: Книга для родителей / Пер. с англ. М.: Авиценна:

ЮНИТИ, 1996.

10. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский, О. С. Ни­кольская и др. М.: Изд-во МГУ, 1990.

 

107

Т. Н. Волковская

ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ*

В последнее время все большую значимость приобретает положение Л. С. Вы­готского о том, что построение и формирование высшей психической деятельно­сти совершается в процессе социального развития ребенка. Семья, как один и; важнейших социальных институтов общества, оказывает огромное влияние не формирование полноценной личности.

Появление в семье ребенка с какими-либо отклонениями в развитии всегда связано с эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Поэтому помощь такой семье прежде всего будет заключаться в получении роди­телями объективной информации об особенностях их ребенка. Такого рода ин­формацию лучше всего получать у специалистов, регулярно наблюдающих за ре­бенком. Период первичного обращения родителей к специалистам чаще всего относится к старшему дошкольному возрасту, который является рубежом между дошкольным детством и началом обучения. Требования родителей к детям в это время резко повышаются, что не всегда соответствует адекватной оценке способ­ностей и возможностей ребенка.

Непонимание одним или обоими родителями объективного статуса психиче­ского развития их ребенка либо неприятие решения специалистов в этом направ­лении нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, что ведет к необходимости всесторонней консультации с целью получения объективной оцен­ки как возможностей ребенка, так и собственных воспитательных позиций.

Проблемы психологического консультирования семей, имеющих детей с от­клонениями в развитии, не нашли пока широкого освещения в специальной литературе. Среди отечественных авторов ведущее место в разработке этой про­блемы принадлежит Н. Л. Белопольской, в работах которой определены прин­ципиальные подходы к организации и содержанию консультирования таких семей.

Учитывая, что значительная часть детей, имеющих негрубые нарушения в раз­витии, посещают дошкольные группы разной коррекционной направленности, в частности — группы для детей с ЗПР и логопедические, возникла необходимость разработки методического обеспечения направленной работы с родителями в спе­циализированном дошкольном учреждении с целью вовлечения их в процесс кор­рекционной работы.

'Дефектология. 1999. № 4. С. 66-72.

108

Активное привлечение родителей к участию в коррекционной работе диктует­ся двумя обстоятельствами.

Во-первых, система отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону его ближай­шего развития. Полная реализация целей коррекции достигается лишь через из­менение жизненных отношений ребенка, что требует от взрослых (как активных «строителей» этих отношений) целенаправленных и осознанных усилий. Прак­тика показывает, что достижение коррекционного эффекта в системе специаль­ных занятий в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребенка. Необходимым условием закреп­ления достигнутого является активное воздействие на близких ребенку взрослых с целью изменения их позиции и отношения к ребенку, вооружение родителей адекватными способами коммуникации.

Во-вторых, широкое привлечение родителей к осуществлению направленно­го коррекционного воздействия на отклонения в психическом развитии ребенка обусловлено пока недостаточным уровнем развития системы психологической службы, в частности организованных форм психологической коррекции аномаль­ного ребенка.

В контексте этой проблемы нами было проведено изучение семей, дети кото­рых посещают дошкольные группы коррекционной направленности (для детей с задержкой психического развития и для детей с тяжелыми нарушениями речи). Изучением было охвачено 25 семей.

Цель изучения — выработка системы направленной работы с родителями, во­влечение их в разных формах в процесс коррекционного воздействия в условиях специализированного дошкольного учреждения.

Цель определяла следующие задачи исследования:

• изучение микросоциальных условий воспитания детей с ЗПР и ОНР;

• определение уровня родительской мотивации в отношении сотрудниче­ства с коррекционно-образовательными учреждениями;

• выработку методов дифференцированной помощи родителям, учитыва­ющих уровни родительской мотивации.

В результате изучения микросоциальных условий воспитания детей с ЗПР был произведен анализ факторов социальной характеристики данных семей, который отражал такие параметры, как: уровень образования родителей; общий культур­ный уровень семьи; материальная обеспеченность; жилищно-бытовые условия; взаимоотношения в семье; наличие вредных привычек у родителей; состояние здоровья родителей. На основе анализа вышеперечисленных факторов были вы­делены три группы семей (см. таблицу).

Наряду с изучением социально-психологической характеристики семей была изучена родительская мотивация в плане сотрудничества с дошкольным учреж­дением. Уровень родительской мотивации определялся на основании разработан­ной нами анкеты и оценивался по таким параметрам, как:

• адекватность оценки родителями состояния своего ребенка;

• готовность к полноценному сотрудничеству с дошкольным учреждением в процессе коррекционной работы, понимание его важности и необходимости;

109

степень инициативы в плане сотрудничества с дошкольным учреждением-продуктивность использования психолого-педагогических и медицинских рекомендаций.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 250.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...