Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
В заключение позволим себе сделать некоторые выводы
Необходимо создавать широкую сеть консультативных пунктов, на которых можно проводить комплексную (психолого-педагогическую и врачебную) диагностику психического развития детей раннего возраста. Это может позволить своевременно выявить имеющиеся трудности и отклонения в развитии детей, предупредить вторичные личностные реакции на дефект, облегчить процесс социализации и в какой-то степени снизить школьную дезадаптацию детей. Диагностика должна проводиться различными специалистами: психологами, дефектологами, воспитателями, педагогами, врачами и т. д. Сотрудничество специалистов разных профессий в проведении комплексной диагностики и совместная разработка комплексной коррекционной программы позволят более широко и профессионально решать проблемы каждого ребенка. На основании диагностических данных предоставляется возможность построить комплексную психокоррекционную программу, направленную на смягчение и компенсацию выявленных отклонений, нарушений и дефектов в развитии ребенка. В осуществлении психокоррекционной программы должны принимать участие все необходимые специалисты (врачи, дефектологи, психологи, воспитатели, кружководы и социальные работники). 106 В настоящее время назрела необходимость в осуществлении новых форм взаимодействия дошкольных и специальных коррекционных учреждений с семьями, самостоятельно воспитывающими детей раннего возраста — например, организация групп домашнего обучения и кратковременного пребывания детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) и дошкольных учреждениях общего типа. Необходимо привлекать родителей к разрешению проблем своего ребенка. Специалисты должны помогать родителям правильно понимать и оценивать возможности своего ребенка; их надо специально обучать заниматься с собственным ребенком. Помощь семье должна состоять в рекомендации родителям таких воспитательных мер и в определении такого психокоррекционного подхода, который позволил бы позитивно оценивать ребенка и находить способы адекватной компенсации имеющихся нарушений психического развития. Литература 1. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения от года до шести. М.: ИНТОР, 1996. 2. Гарбузов В. И. Человек — жизнь — здоровье: древние и новые каноны медицины. СПб.: Комплект, 1995. 3. Катаева А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Книга для учителя. М.: Изд. фирма «Бук-мастер», 1993. 4. КорчакЯ. Как любить ребенка. М.: Политиздат, 1990. 5. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991. 6. Лупан С. Поверь в свое дитя. М.: Эллис Лак, 1993. 7. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. 8. Учимся общаться с ребенком / Под ред. В. А. Петровского, А. М. Виноградова и др. М.: Просвещение, 1993. 9. Эмоциональное здоровье вашего ребенка: Книга для родителей / Пер. с англ. М.: Авиценна: ЮНИТИ, 1996. 10. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский, О. С. Никольская и др. М.: Изд-во МГУ, 1990.
107 Т. Н. Волковская ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ* В последнее время все большую значимость приобретает положение Л. С. Выготского о том, что построение и формирование высшей психической деятельности совершается в процессе социального развития ребенка. Семья, как один и; важнейших социальных институтов общества, оказывает огромное влияние не формирование полноценной личности. Появление в семье ребенка с какими-либо отклонениями в развитии всегда связано с эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Поэтому помощь такой семье прежде всего будет заключаться в получении родителями объективной информации об особенностях их ребенка. Такого рода информацию лучше всего получать у специалистов, регулярно наблюдающих за ребенком. Период первичного обращения родителей к специалистам чаще всего относится к старшему дошкольному возрасту, который является рубежом между дошкольным детством и началом обучения. Требования родителей к детям в это время резко повышаются, что не всегда соответствует адекватной оценке способностей и возможностей ребенка. Непонимание одним или обоими родителями объективного статуса психического развития их ребенка либо неприятие решения специалистов в этом направлении нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, что ведет к необходимости всесторонней консультации с целью получения объективной оценки как возможностей ребенка, так и собственных воспитательных позиций. Проблемы психологического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, не нашли пока широкого освещения в специальной литературе. Среди отечественных авторов ведущее место в разработке этой проблемы принадлежит Н. Л. Белопольской, в работах которой определены принципиальные подходы к организации и содержанию консультирования таких семей. Учитывая, что значительная часть детей, имеющих негрубые нарушения в развитии, посещают дошкольные группы разной коррекционной направленности, в частности — группы для детей с ЗПР и логопедические, возникла необходимость разработки методического обеспечения направленной работы с родителями в специализированном дошкольном учреждении с целью вовлечения их в процесс коррекционной работы. 'Дефектология. 1999. № 4. С. 66-72. 108 Активное привлечение родителей к участию в коррекционной работе диктуется двумя обстоятельствами. Во-первых, система отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону его ближайшего развития. Полная реализация целей коррекции достигается лишь через изменение жизненных отношений ребенка, что требует от взрослых (как активных «строителей» этих отношений) целенаправленных и осознанных усилий. Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребенка. Необходимым условием закрепления достигнутого является активное воздействие на близких ребенку взрослых с целью изменения их позиции и отношения к ребенку, вооружение родителей адекватными способами коммуникации. Во-вторых, широкое привлечение родителей к осуществлению направленного коррекционного воздействия на отклонения в психическом развитии ребенка обусловлено пока недостаточным уровнем развития системы психологической службы, в частности организованных форм психологической коррекции аномального ребенка. В контексте этой проблемы нами было проведено изучение семей, дети которых посещают дошкольные группы коррекционной направленности (для детей с задержкой психического развития и для детей с тяжелыми нарушениями речи). Изучением было охвачено 25 семей. Цель изучения — выработка системы направленной работы с родителями, вовлечение их в разных формах в процесс коррекционного воздействия в условиях специализированного дошкольного учреждения. Цель определяла следующие задачи исследования: • изучение микросоциальных условий воспитания детей с ЗПР и ОНР; • определение уровня родительской мотивации в отношении сотрудничества с коррекционно-образовательными учреждениями; • выработку методов дифференцированной помощи родителям, учитывающих уровни родительской мотивации. В результате изучения микросоциальных условий воспитания детей с ЗПР был произведен анализ факторов социальной характеристики данных семей, который отражал такие параметры, как: уровень образования родителей; общий культурный уровень семьи; материальная обеспеченность; жилищно-бытовые условия; взаимоотношения в семье; наличие вредных привычек у родителей; состояние здоровья родителей. На основе анализа вышеперечисленных факторов были выделены три группы семей (см. таблицу). Наряду с изучением социально-психологической характеристики семей была изучена родительская мотивация в плане сотрудничества с дошкольным учреждением. Уровень родительской мотивации определялся на основании разработанной нами анкеты и оценивался по таким параметрам, как: • адекватность оценки родителями состояния своего ребенка; • готовность к полноценному сотрудничеству с дошкольным учреждением в процессе коррекционной работы, понимание его важности и необходимости; 109 степень инициативы в плане сотрудничества с дошкольным учреждением-продуктивность использования психолого-педагогических и медицинских рекомендаций.
|
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 250. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |