Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы оценки исполнительных механизмов деятельности




 

Исполнительная деятельность любого работника реализуется в механических актах (манипуляции с органами управления, ра­бота на клавиатуре) либо речевых командах. Это обстоятельство позволяет выделить в качестве предмета анализа исполнительной деятельности речь и движение человека.

Анализ речи.Речь, являясь сложнейшей психической функцией, может претерпевать существенные изменения в процессе выполнения профессиональной деятельности под влиянием факторов этой деятельности. Анализ таких изменений может дать весьма полезную информацию о субъекте деятельности. Использование параметров речи в качестве психодиагностической процедуры в психофизиологии профессиональной деятельности обусловлено, по крайней мере, двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что речь (вернее, радиообмен между участниками производственного процесса, например, между штурманом и пилотом самолета, диспетчером и машинистом) регистрируется на различных устройствах (магнитные ленты, цифровые накопители) в рамках организации обычного технологического процесса. Это дает возможность в случае развития чрезвычайных ситуаций, совершения аварий и катастроф или в рамках штатного контроля воссоздать полную картину слу­чившегося с установлением той роли, которую играл в данной си­туации работник, его состояния. Во-вторых, при регистрации речи не создается помех работнику, а это, как было сказано ранее, одно из главнейших требований к методикам психофизиологических исследований профессиональной деятельности. Речь— сложнейшее психическое явление. В порождении речи участвуют многочисленные нервные образования: лобные доли (планирование высказывания), премоторные и моторные зоны коры головного мозга(артикуляция), сенсорные отделы теменной области (контроль правильности речепорождения), височные доли (слух). Уместно напомнить, что первые опыты создания тестов интеллекта, которые предпринял еще в начале XIX в. француз­ский психиатр Эскироль, показали, что наиболее верным инди­катором интеллектуального развития человека являются именно его вербальные способности, проявляющиеся в речи (А.Анастази, С.Урбина,). Речь(радиообмен) работников операторского про­филя, как правило, строго формализована и задана рамками соот­ветствующих регламентов переговоров.

При анализе речи используются следующие показатели и критерии (В.В.Козлов, 2002).

1.    Физиолого-акустические показатели:

- латентное время речевого ответа (время от получения сооб­щения до выдачи ответа);

- время начала артикуляции (время от момента включения ка­нала связи до начала речи);

- темп речи (скорость произнесения слов);

- показатель паузации (длительность и частота встречаемости пауз при передаче сообщения);

- интенсивность (громкость произносимых фраз, слов);

- частота основного тона речевого сигнала (базовая характеристика голосового сигнала).

2.    Психолингвистические показатели:

- адекватность сообщения по содержанию и логике изложения
(логико-семантическая характеристика);

- грамматическая правильность произнесения слов;

-стилистическая и пунктуативная правильность произнесения фразы;

- просодические характеристики речи (интонация; мелодика).

Несоответствие сообщения по своему содержанию развиваю­щейся ситуации или запросу, изложение его с нарушением логи­ческой последовательности передаваемой информации, появле­ние немотивированных, нейтральных сообщений свидетельствуют, как правило, о развитии нарушений психических процессов и работоспособности в целом. Отсутствие квитанций (подтверждений полученной информации), долгое молчание без ответа на запросы, «холостые» нажатия включения канала связи (переговорного устройства) — признаки нарушений работоспособности или вы­сокого нервно-эмоционального напряжения, обусловленного те­кущей деятельностью. Имели место случаи, когда оператор системы управления полетами передавал в эфир команду, от волнения забыв включить канал связи (нажать так называемую тангету). О высоком уровне нервно-эмоционального напряжения го­ворят также изменения просодических характеристик речи. Изу­чение и систематизация происходящих нарушений в конкретной профессиональной сфере позволяют накопить данные для глубо­кого анализа психофизиологического состояния работника по ха­рактеристикам его речи.

Анализ двигательных операций.Об одном методе (электро­миографии) анализа движений было рассказано ранее. Однако ар­сенал приемов и методов анализа исполнительского действия до­вольно широк. В частности, в интересах психофизиологических исследований используются кинорегистрация движений работа­ющего человека, микроструктурный анализ исполнительной дея­тельности, анализ кинематических характеристик движений рук в процессе работы. В настоящее время существуют различные виды устройств, позволяющих осуществлять регистрацию и анализ ки­нематических характеристик движений человека в процессе реаль­ной деятельности. Наиболее распространенными являются маг­нитные и оптические системы регистрации движений(«motion tracking system»).

Оптический метод регистрации движений состоит в том, что при помощи нескольких видеокамер осуществляется съемка ди­намики маркеров-отражателей, закрепленных на запястьях и дру­гих участках тела человека. Специализированное программное обеспечение вычисляет координаты каждого маркера в простран­стве в каждый момент времени, соотнося данные с каждой каме­ры, на основе чего производится анализ основных кинематиче­ских характеристик двигательных реакций человека-оператора в трехмерном пространстве.

Рис. 1. Образец устройства для оценки движений руки работника


При магнитном методе регистрации движений роль маркеров-отражателей играют магниты. Вычисляются положение и ориен-

 


 



 


тация маркеров с помощью магнитных полей трех ортогональных катушек на передатчике и на каждом приемнике.

С целью оценки пространственно-временных характеристик движений рук обучаемого в процессе выполнения тренажерных заданий может быть использована относительно простая систе­ма, включающая датчик, закрепляемый на запястье обучаемого (рис.1), приемник, отслеживающий его перемещение в трехмер­ном пространстве, и специальное программное обеспечение, про­изводящее все необходимые вычисления. Далее осуществляется анализ амплитудных и частотных параметров движений рук ра­ботника в процессе профессиональной деятельности.

В настоящее время в психофизиологии труда стали применять метод оценки познотонических реакций работающего человека (например, путем записи стабилограммы — количества, направлений и амплитуды отклонений тела работника в процессе деятельности, размещенного на стабилоплатформе). Анализ управляющих движений операторов производят по записям средств объективного контроля, применяемым в ряде высокотехнологич­ных отраслей промышленности и на транспорте. На рис. 2 пред­ставлена так называемая тестерограмма, т.е. расшифровка и запись параметров полета вертолета со специального устройства. Кривые 2 и 3 отражают перемещения ручки управления.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...