Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методы оценки исполнительных механизмов деятельности
Исполнительная деятельность любого работника реализуется в механических актах (манипуляции с органами управления, работа на клавиатуре) либо речевых командах. Это обстоятельство позволяет выделить в качестве предмета анализа исполнительной деятельности речь и движение человека. Анализ речи.Речь, являясь сложнейшей психической функцией, может претерпевать существенные изменения в процессе выполнения профессиональной деятельности под влиянием факторов этой деятельности. Анализ таких изменений может дать весьма полезную информацию о субъекте деятельности. Использование параметров речи в качестве психодиагностической процедуры в психофизиологии профессиональной деятельности обусловлено, по крайней мере, двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что речь (вернее, радиообмен между участниками производственного процесса, например, между штурманом и пилотом самолета, диспетчером и машинистом) регистрируется на различных устройствах (магнитные ленты, цифровые накопители) в рамках организации обычного технологического процесса. Это дает возможность в случае развития чрезвычайных ситуаций, совершения аварий и катастроф или в рамках штатного контроля воссоздать полную картину случившегося с установлением той роли, которую играл в данной ситуации работник, его состояния. Во-вторых, при регистрации речи не создается помех работнику, а это, как было сказано ранее, одно из главнейших требований к методикам психофизиологических исследований профессиональной деятельности. Речь— сложнейшее психическое явление. В порождении речи участвуют многочисленные нервные образования: лобные доли (планирование высказывания), премоторные и моторные зоны коры головного мозга(артикуляция), сенсорные отделы теменной области (контроль правильности речепорождения), височные доли (слух). Уместно напомнить, что первые опыты создания тестов интеллекта, которые предпринял еще в начале XIX в. французский психиатр Эскироль, показали, что наиболее верным индикатором интеллектуального развития человека являются именно его вербальные способности, проявляющиеся в речи (А.Анастази, С.Урбина,). Речь(радиообмен) работников операторского профиля, как правило, строго формализована и задана рамками соответствующих регламентов переговоров. При анализе речи используются следующие показатели и критерии (В.В.Козлов, 2002). 1. Физиолого-акустические показатели: - латентное время речевого ответа (время от получения сообщения до выдачи ответа); - время начала артикуляции (время от момента включения канала связи до начала речи); - темп речи (скорость произнесения слов); - показатель паузации (длительность и частота встречаемости пауз при передаче сообщения); - интенсивность (громкость произносимых фраз, слов); - частота основного тона речевого сигнала (базовая характеристика голосового сигнала). 2. Психолингвистические показатели: - адекватность сообщения по содержанию и логике изложения - грамматическая правильность произнесения слов; -стилистическая и пунктуативная правильность произнесения фразы; - просодические характеристики речи (интонация; мелодика). Несоответствие сообщения по своему содержанию развивающейся ситуации или запросу, изложение его с нарушением логической последовательности передаваемой информации, появление немотивированных, нейтральных сообщений свидетельствуют, как правило, о развитии нарушений психических процессов и работоспособности в целом. Отсутствие квитанций (подтверждений полученной информации), долгое молчание без ответа на запросы, «холостые» нажатия включения канала связи (переговорного устройства) — признаки нарушений работоспособности или высокого нервно-эмоционального напряжения, обусловленного текущей деятельностью. Имели место случаи, когда оператор системы управления полетами передавал в эфир команду, от волнения забыв включить канал связи (нажать так называемую тангету). О высоком уровне нервно-эмоционального напряжения говорят также изменения просодических характеристик речи. Изучение и систематизация происходящих нарушений в конкретной профессиональной сфере позволяют накопить данные для глубокого анализа психофизиологического состояния работника по характеристикам его речи. Анализ двигательных операций.Об одном методе (электромиографии) анализа движений было рассказано ранее. Однако арсенал приемов и методов анализа исполнительского действия довольно широк. В частности, в интересах психофизиологических исследований используются кинорегистрация движений работающего человека, микроструктурный анализ исполнительной деятельности, анализ кинематических характеристик движений рук в процессе работы. В настоящее время существуют различные виды устройств, позволяющих осуществлять регистрацию и анализ кинематических характеристик движений человека в процессе реальной деятельности. Наиболее распространенными являются магнитные и оптические системы регистрации движений(«motion tracking system»). Оптический метод регистрации движений состоит в том, что при помощи нескольких видеокамер осуществляется съемка динамики маркеров-отражателей, закрепленных на запястьях и других участках тела человека. Специализированное программное обеспечение вычисляет координаты каждого маркера в пространстве в каждый момент времени, соотнося данные с каждой камеры, на основе чего производится анализ основных кинематических характеристик двигательных реакций человека-оператора в трехмерном пространстве.
При магнитном методе регистрации движений роль маркеров-отражателей играют магниты. Вычисляются положение и ориен-
тация маркеров с помощью магнитных полей трех ортогональных катушек на передатчике и на каждом приемнике. С целью оценки пространственно-временных характеристик движений рук обучаемого в процессе выполнения тренажерных заданий может быть использована относительно простая система, включающая датчик, закрепляемый на запястье обучаемого (рис.1), приемник, отслеживающий его перемещение в трехмерном пространстве, и специальное программное обеспечение, производящее все необходимые вычисления. Далее осуществляется анализ амплитудных и частотных параметров движений рук работника в процессе профессиональной деятельности. В настоящее время в психофизиологии труда стали применять метод оценки познотонических реакций работающего человека (например, путем записи стабилограммы — количества, направлений и амплитуды отклонений тела работника в процессе деятельности, размещенного на стабилоплатформе). Анализ управляющих движений операторов производят по записям средств объективного контроля, применяемым в ряде высокотехнологичных отраслей промышленности и на транспорте. На рис. 2 представлена так называемая тестерограмма, т.е. расшифровка и запись параметров полета вертолета со специального устройства. Кривые 2 и 3 отражают перемещения ручки управления. |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 230. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |