Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История психофизиологии профессиональной деятельности




Предмет, задачи, основные понятия

Психофизиологии профессиональной

Деятельности

Психофизиология раздел психологии, изучающий физиологические основы протекания психических процессов, формирования состояний. Наряду с традиционными для психофизиологии разделами (психофизиология анализаторов, организации движений, активности, памяти и обучения, речи, мотивации и эмоций, стресса, дифференциальная психофизиология) в последние годы развиваются новые направления исследований: социальная, клиническая, сравнительная психофизиология, психофизиология профессиональной деятельности и др.

Предметом психофизиологии являются механизмы и закономерности взаимодействия физиологического и психического уровней отражения.

Соотношение физических (физиологических) и психических процессов в науке получило название психофизиологическая проблема. В более широком смысле принято рассматривать психофизическую проблему — вопрос о месте психического в природе. По своей философской сути психофизиология — это проблема взаимоотношения физического и психического, мозга и сознания, тела и души.

История психофизиологии профессиональной деятельности

Интерес к проблемам психофизиологии в современном понимании этого термина (как взаимодействия психического и физиологического отражения) проявляли, прежде всего, врачи и философы. Философы предлагали решение вопроса о происхождении души. Получила распространение теория мироустройства как совокупности четырех элементов: земли, огня, воздуха и воды (Эмпедокл). Считалось, что четыре элемента составляют основу неживой природы, тогда как за жизнь (душу) «отвечает» пятый элемент, который получил соответствующее название «квинтэссенция». Это была, в понимании древних ученых, некая субстанция, способная «оживить» мир вещей. И до настоящего времени в понимании многих народов душа остается самостоятельной субстанцией, способной вести свою, отдельную от тела жизнь (Фрезер). Такое понимание души, например, лежит в основе трактовки при­роды сновидений. В соответствии с этими воззрениями, сновидение — это путешествие души во время сна тела. Поэтому до сих пор имеют место многие мифы и легенды, в которых душа может путешествовать отдельно от тела, а в некоторых племенах Полинезии запрещено будить человека из-за боязни того, что душа не успеет вернуться в тело из своего путешествия.

У древних монголов субстратом души считалась кровь, поэто­му лиц знатного и незнатного происхождения даже казнили по-разному (Н. Н. Гумилев). У представителей знатного рода не дол­жна была пролиться кровь [3].

Важный вопрос, который задавали себе люди с древних вре­мен, — где находится душа. Часть из них (в том числе древнегре­ческий врач Гиппократ (ок.460—ок. 370 гг. до н.э.) считали, что душа расположена в сердце. Доказательством правильности этого предположения были всем знакомые явления учащения сердце­биения при эмоционально напряженных состояниях (страхе, гне­ве, радости и др.). Гиппократ считал, что природу человека опре­деляют четыре жидкости (кровь, слизь, желчь и черная желчь). Их соотношение, особенности смешения влияют на темперамент че­ловека, его болезни.Тело здорово только тогда, когда составные части сохраняют соразмерность и в наилучшей степени переме­шаны. Интересно отметить, что Гиппократ предложил последова­тельность применения (своеобразную иерархию)методов лечения человека. На первом месте в ней он расположил слово, затем тра­вы и лишь потом он предлагал доктору браться за скальпель. Оче­видно, тем самым признавалось огромное значение слова (т. е. пси­хических изменений, порождаемых словом) в развитии и лечении болезней.

Вместе с тем ко времени расцвета культуры Древней Греции было накоплено достаточно знаний, позволяющих говорить о том, что душа расположена в голове. Идея о том, что головной мозг есть орган души, принадлежит древнегреческому врачу Алкмеону (6 — 5 вв. до н. э.). Он пришел к этому выводу в результате наблюдений и хирургических операций. В частности, он исследовал пути по­ступления ощущений в мозг человека. Ощущения он считал ис­ходным пунктом всей познавательной работы. «Мозг доставляет нам ощущения зрения, слуха и обоняния, из последних же возни­кают память и представление (мнение), а из памяти и представле­ния, достигших непоколебимой прочности, рождается знание, яв­ляющееся таковым в силу этой прочности», — писал он.

Исследованию проблемы души и тела посвятил свои работы римский врач Клавдий Гален (ок. 130 — ок. 200). Будучи врачом школы гладиаторов, а впоследствии римских императоров, Гален слыл известнейшим врачевателем своего времени. Он существен­но расширил свои знания в области анатомии. Органами души он считал мозг, печень и сердце. Каждому из органов приписыва­лась соответствующая «психическая» функция. Разделение на ча­сти души соответствовало идеям Платона о том, что печень — носитель вожделений, сердце —гнева и мужества, мозг — разума. В мозгу главная роль отводилась желудочкам, особенно заднему. Здесь, по убеждению Галена, производится и хранится высший сорт пневмы (специфической невидимой субстанции), соответ­ствующий разуму, который является существенным признаком человека.

Нервная система, с точки зрения Галена, представляет собой ветвистый ствол, каждая из ветвей которого живет самостоятель­ной жизнью. Нервы построены из того же вещества, что и мозг. Они служат ощущению и движению. Гален различал: а) чувстви­тельные, мягкие нервы, идущие к органам ощущений, и б) свя­занные с мышцами «твердые» нервы, посредством которых реа­лизуются произвольные движения. Гален был последователем Гип­пократа во взглядах на темперамент. Пропорции смешения ос­новных соков организма обусловливают здоровье или болезнь организма (тела), это же является основой различия психиче­ских свойств. Идеалом считается нормальное смешение соков, в реальности же одни соки(и качества) преобладают над другими. У Галена еще нет классических четырех темпераментов (он счи­тал, что всего их тринадцать), но предпосылки для формирова­ния ставшей потом классической схемы были им сформирова­ны. Высшей формой деятельности души он считал разум, его функ­ционирование также обусловлено объединением в мозгу четы­рех элементов. Гален разделял движения на автоматические, вы­полняемые помимо воли человека, и произвольные, выполняемые по команде. Мышца, по его мнению, приводится в действие с по­мощью нерва, "по которому проносится психическая (т. е. душев­ная) пневма.

В период раннего Средневековья центр научной мысли пере­местился на Арабский Восток, где великий врач и философ Ибн-Сина (Авиценна) (980— 1037) создал одно из самых значительных учений в истории психофизиологии. Субстратом всех жизненных и психических явлений Ибн-Сина также признавал пневму — ле­тучую субстанцию, которая зарождается из парообразных частей главных(четырех) соков организма. Пневма может стать носите­лем различных сил, в том числе психических (разделявшихся на животные и душевные).Ибн-Сина придерживался идеи о зависимости психики от мозга. Воображение он понимал как воспроиз­ведение прежних образов, мышление — как сочетание образов. Причем человек, с его точки зрения, способен к образному мыш­лению как к способу познания мира менее строгому, чем логиче­ское мышление, но, тем не менее, важному элементу поведения. Ученый разрабатывал возможность влияния психики на телесные проявления. Для этого, как свидетельствуют исторические источ­ники, он предпринял первое экспериментальное исследование. Двум баранам давалась одинаковая пища, но один из них жил в обычных условиях, а неподалеку от другого находился на привязи волк. Несмотря на нормальное питание, второй баран стал худеть и погиб. По своей сути это исследование психосоматической ме­дицины, показавшее, как стрессогенный фактор (волк на привя­зи)может повлиять на физическое состояние. (Как четко эта мо­дель воспроизводит жизнь человека современного индустриаль­ного общества!)

Эпоха Ренессанса вновь поставила проблему взаимодействия психического и физического. Великий физик Рене Декарт пове­дение человека рассматривал как последовательность актов вос­приятия и исполнения.Душа и тело в учении Декарта представля­ют собой две разные субстанции. Декарт показал, что поведение человека, понимаемое как взаимодействие с внешними телами, не нуждается в душе как в организующем внутреннем принципе. Оно нуждается только во внешних толчках и материальной конструк­ции. Ученый разделил душевные акты на две категории: деятель­ную и страдательную. Декарт обосновал рефлекторный принцип организации поведения. Его основные труды относятся к области физики, в которой тогда теория распространения света разраба­тывалась наиболее интенсивно. Ученый предполагал, что взаимо­действие организма с окружающим миром опосредовано нервной машиной, состоящей из мозга и нервных «трубок», расходящихся радиусами от него. По аналогии с движением крови по сосудам Декарт рассматривал проведение возбуждения в нервных трубках. Декарт и его последователи стали основателями системы взглядов на соотношение души и тела, названной историками науки пси­хофизическим взаимодействием. Эти теории предполагали раз­личные формы взаимного воздействия телесных и психических явлений.

Физик и математик Г.В.Лейбниц, совмещая механистическую картину мира с представлением о психике как об уникальной сущ­ности, выдвинул идею психофизического параллелизма, соглас­но которой (в отличие от теорий психофизического взаимодей­ствия) душа и тело существуют и совершают свои операции неза­висимо друг от друга, но с величайшей точностью, создающей впе­чатление их согласованности между собой. Они подобны паре часов, которые всегда показывают одно и то же время, хотя и рабо­тают независимо.

Материалистическую интерпретацию психофизический параллелизм получил у Д. Гартлии других натуралистов. В середине XIX в., с открытием закона сохранения энергии, стало невозмож­ным представлять сознание некой особой силой, способной про­извольно изменять поведение организма. Вместе с тем дарвинов­ское учение требовало понимания психики как активного факто­ра регуляции жизненных процессов. Это привело к появлению но­вых вариантов концепции психофизического взаимодействия (У.Джеймс). В конце XIX— начале XXвв. получила распростра­нение махистская трактовка психофизиологической проблемы, со­гласно которой душа и тело построены из одних и тех же «элемен­тов», а поэтому речь должна идти не о реальной взаимосвязи ре­альных явлений, а о корреляции между «комплексами ощущений».

В противоположность различным идеалистическим концепци­ям диалектический материализм трактует психофизиологическую проблему, исходя из понимания психики как особого свойства высокоорганизованной материи, которое возникает в процесс вза­имодействия живых существ с внешним миром и, отображая его, способно активно влиять на характер этого взаимодействия. В раз­личных разделах психофизиологии и смежных с ней дисциплин накоплен огромный материал о многообразных формах зависи­мости психических актов от их физиологического субстрата и роли этих актов (как функции мозга) в организации и регуляции жиз­недеятельности (учение о локализации высших психических функ­ций, об идеомоторных актах, данные ряда разделов нейро- и па­топсихологии, психофармакологии, психогенетики и др.).

Основы современного понимания взаимосвязи функций мозга и его структурных элементов были заложены Ф. Й. Галлем, препо­давателем анатомии медицинского факультета Венского универ­ситета и основателем френологии (учения, согласно которому ха­рактер человека можно определять по «шишкам» на голове). Он обратил внимание на характерную особенность внешнего вида учеников, которые занимались у него наиболее успешно, — не­сколько «выпученные» глаза. Он решил, что такая особенность может быть обусловлена тем обстоятельством, что хорошо разви­тый (умный) мозг слегка «выдавливает» глаза из орбит. То есть про­водилась аналогия «накачанной» и сильной мышцы с соответству­ющими особенностями организации мозга. Рассуждая далее, Галль решил, что у человека должны быть хорошо развиты участки моз­га, «ответственные» за соответствующие функции. Этим участкам мозга должны соответствовать шишки на черепе.

Посвятив себя изучению этой проблемы, Галль провозгласил, что мозг человека состоит из двадцати семи отдельных органов, каждыйиз которых ответственен за одну из наших основных спо­собностей. Он утверждал, что, исследовав распределение шишек на черепе, можно видеть, насколько хорошо развит каждый из этих органов, и таким образом предсказать черты личности данного человека. Можно было, например, ожидать, что обладатель шиш­ки на левом виске будет склонен к стяжательству. Несмотря на то, что френология как наука не состоялась, Галль впервые обосно­вал идею о локализации психических функций в мозге человека. Хотя при нашем уровне знаний уже невозможно представлять себе, что каждая отдельная область мозга управляет определенным ти­пом поведения, мы можем говорить, по крайней мере, об извест­ной степени локализации мозговых функций.

В России первая психофизиологическая лаборатория была создана выдающимся отечественным неврологом и психиатром Владимиром Михайловичем Бехтеревым в 1885 г. при Казанском университете. Выпускник Императорской медико-хирургической академии, он участвовал в войне против Османской империи на Балканах, проходил стажировку в Лейпцигском университете в первой психологической лаборатории Вильгельма Вундта, а по завер­шении стажировки принял предложение о создании самостоятель­ной лаборатории по изучению рефлексов в Казани. Однако пер­вой публикацией, посвященной проблемам психофизиологии, можно считать знаменитую книгу И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга», выпущенную в 1861 г. В ней выдающийся русский физиолог все многообразные проявления психической жизни свел к рефлекторным актам. Оценивая научную значимость работы, необходимо помнить, что это было одно из первых научных ис­следований, в котором была сделана попытка на материалисти­ческой основе предложить вариант доказательства взаимосвязи психики и мозга.

Современное понимание психофизиологической проблемы опирается на достижения нейрофизиологии, нейрохимии, систем­ной психофизиологии, базирующейся на теории функциональных систем П.К.Анохина.

Несмотря на то, что психофизиология профессиональной дея­тельности как самостоятельная научная дисциплина еще молода, ряд вопросов, рассматриваемых в ее рамках, были предметом ис­следований смежных дисциплин, прежде всего психологии и ги­гиены труда. Первые исследования в этой области были выполне­ны в высокотехнологичных отраслях промышленности и на транс­порте, где цена ошибки человека очень дорого «стоила» производ­ству и где понадобилась разработка комплекса профилактических мероприятий для минимизации потерь вследствие браков, аварий, где было необходимо сохранить персонал, так как его подготовка занимала длительное время и стоила очень дорого.

Первые работы по вопросам анализа и учета поведения человека на производстве были выполнены М.М. фон Вебером в Германии и И.И. Рихтером в России в XIX в. Г. Мюнстерберг, американский психолог немецкого происхождения, одним из первых установил зависимость надежности человека, управляющего транспортным средством, от его индивидуально-психологических качеств. Он же предложил методику для оценки способности к водительскому труду, разработал основные принципы подготов­ки, в том числе комплекса тренажеров, на которых обучались ва­гоновожатые городских трамваев.

Изучение профессий, разработка тестовых методик и их исполь­зование для определения пригодности работников к различным профессиям, нормирования рабочей нагрузки, разработки реко­мендаций по охране труда стали проводиться в начале XX в. благо­даря основанию и развитию психотехники. В нашей стране осно­воположником этого направления стал известный советский пси­холог и лингвист И.Н. Шпильрейн. Развитию этого направления способствовало открытие в 1920-х гг. Центрального института тру­да. В 1927 г. было организовано Всероссийское общество психо­техники и прикладной психофизиологии, которое издавало жур­нал «Психофизиология труда и психотехника», позже переимено­ванный в «Советскую психотехнику» (1928— 1934). Психотехни­ческие тесты в целях определения профессиональной пригодно­сти применялись главным образом в промышленности и на транс­порте.

В России в 1920-е гг.после создания Центральной лаборатории по изучению профессиональных болезней на транспорте начал проводиться профессиональный отбор на должность машиниста локомотива. Уже в 1929 г.были составлены психограммы (пере­чень профессионально важных качеств, необходимых для эффек­тивного выполнения задач определенной профессии) 20 транспор­тных профессий, разработаны требования и противопоказания к приему в профессионально-технические школы транспорта. Ис­следования с целью установления стандартов и критериев профес­сиональной пригодности к различным железнодорожным про­фессиям осуществлялись преимущественно бланковыми метода­ми. В дальнейшем были предприняты попытки создания аппарат­ных методик, позволяющих воспроизвести в наиболее приближен­ной форме условия реальной работы машиниста. Однако было признано, что эти имитационные методы нецелесообразно исполь­зовать для отбора лиц, которые не знакомы с работой машиниста.

После гибели в 1905 г. русского летчика поручика Минкевича в России стал развиваться специальный отбор воздухоплавателей. Так, с 1909 г. в Военно-медицинской академии, в клинике В. М. Бехтерева впервые в России стали проводиться клинико-психологические исследования летчиков. В 1917 г.в Петрограде при Военно-медицинском ученом совете впервые создается специаль­ная комиссия по изучению труда летчиков и плановому психоло­гическому отбору летного состава, а в 1924 г.— Центральная пси­хофизиологическая лаборатория. С 1928 г. работа по психофизио­логическому отбору летного состава стала проводиться Психофи­зиологической лабораторией Военно-санитарного управления РККА,реорганизованной затем в Институт авиационной меди­цины им. академика И.П. Павлова. Одновременно большая рабо­та велась и специалистами Гражданского воздушного флота С.Г. Геллерштейном, Я.Ф. Самтер,А. Н. Ермилиной и др. В 1933 г. было издано «Руководство по медицинскому и психофизиологи­ческому отбору кандидатов, поступающих в школы ВВС». Начи­ная с 1947 г.экспериментально-психологические методы стали использоваться для изучения индивидуальных различий отлично и плохо успевающих летчиков и курсантов, затем— в целях врачебно-летной экспертизы.

Однако после печально известного Постановления ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» это направление было признано ошибочным, вредным и забыто вплоть до 1950-х гг., когда, прежде всего в связи с освоением космоса, развитием атомной энергетики, военного дела (созданием новых образцов вооружений и военной техники),становлением других высокотехнологичных отраслей народного хозяйства, встал вопрос о научной разработке методов учета «человеческого фак­тора» в промышленности, на транспорте, в военном деле. Знания и опыт психофизиологов вновь оказались востребованными.

Современный этап функционирования сложных технических систем на транспорте, в энергетике, других отраслях промышлен­ности потребовал использования системного подхода, направлен­ного на согласование характеристик техники с психофизиологи­ческими возможностями человека, а также соответствующей орга­низации профессиональной деятельности(режимов труда, отды­ха, нормирования профессиональной нагрузки и пр.) и подготов­ки к ней.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 697.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...