Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задачи психофизиологии профессиональной деятельности




Психофизиология профессиональной деятельности — науч­но-практическая дисциплина, направленная на обеспечение функциональной надежности работника, всесторонний сис­темный анализ характеристик работающего человека и учет их «психофизиологической»составляющей с целью достижения эффективности профессиональной деятельности и безопасно­сти труда.

На вопросе разграниченияпредмета и задач, решаемых пси­хофизиологией профессиональной деятельности и смежными с ней дисциплинами, прежде всего, психологией труда,эргономи­кой, медициной труда, физиологией и гигиеной труда, необходи­мо остановиться особо. Специфика психофизиологии состоит в том, что научным предметом ее изучения является своего рода «гра­ница», область соприкосновения, взаимодействия и перехода пси­хического и физиологического отражения. Поэтому бывает очень трудно, а порой практически невозможно выделить «в чистом виде» территорию психофизиологии, не «вторгаясь» в границы, напри­мер, психологии труда или гигиены труда и эргономики.

Например, специалист в области психофизиологии профес­сиональной деятельности изучает причины совершения ошибок операторов сложной технической системы. Этими причинами могут быть и эргономические недостатки техники, затрудняющие взаимодействие в системе «человек—машина» (область «ответ­ственности» инженерной психологии); и неудовлетворительные условия труда на рабочем месте, выражающиеся в превышении предельно допустимых значений показателей микроклимата, ос­вещенности, шумов и вибрации (область «ответственности» гиги­ены труда); и развитие неблагоприятных психофизиологических состояний (утомления, психической напряженности), обусловлен­ное недостатками в организации труда или неполноценным пред-сменным (предрейсовым) контролем работников («сфера ответ­ственности» медицины труда) и др. Поэтому решение задач, сто­ящих перед производственным психофизиологом, невозможно без системного анализа алгоритмов труда, организации, средств и ус­ловий деятельности, структуры профессионала и профессионализ­ма, особенностей профессиональной подготовки и обучения ра­ботника. Таким образом, предметная область психофизиологии профессиональной деятельности соприкасается и взаимодей­ствует со многими смежными дисциплинами.

Вышесказанное не означает, что психофизиология профессио­нальной деятельности не имеет своего специфического предме­та исследований. Этим предметом являются прежде всего психо­физиологические (или психические) состояния человека, разви­вающиеся в процессе трудовой деятельности под влиянием раз­нообразных факторов трудового процесса.

Задачи психофизиологии профессиональной деятельности:

1) разработка рекомендаций и организация проведения про­фессионального психофизиологического отбора (далее — ППО). ППО является составной частью общего отбора и наряду с профессиональным (образовательным), медицинским отбором, на­правлен на подбор лиц, которые по своим профессионально важ­ным качествам (далее — ПВК) в наибольшей степени соответству­ют требованиям профессиональной деятельности, обеспечивает освоение профессии. В структуре ПВК, оцениваемых при профот­боре, выделяются психофизиологические качества и свойства. По­этому ряд методик, используемых в этой области, строго говоря, являются психофизиологическими;

2) диагностика неблагоприятных психофизиологических состо­яний, прогнозирование на этой основе нарушений работоспособ­ности. Для решения этой задачи осуществляются периодические психофизиологические обследования, углубленные (расширен­ные) психофизиологические обследования по показаниям (брак в работе, аварии, ухудшение состояния здоровья, затруднения в про­фессиональной и социальной адаптации и др.);

3) психофизиологическая коррекция и реабилитация. Это сис­тема психодиагностических и коррекционных мероприятий, на­правленных на выявление и устранение донозологических(не пе­решедших в болезнь) нарушений здоровья работающего человека. Теоретической и методологической базой развития этого направ­ления стала «Концепция "Здоровье здорового человека"», утвер­жденная Министерством здравоохранения Российской Федерации (приказ от 21 марта 2003 г. № ИЗ «Об утверждении концепции ох­раны здоровья здоровых в Российской Федерации»), в которой констатируется, что «...за последние 25 — 30 лет прогрессируют со­циально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья населения (дизадаптивные синдромы, социально-эколо­гическое утомление и переутомление, стрессогенные заболевания).

Охрана и укрепление здоровья здоровых проводится в отноше­нии граждан Российской Федерации как абсолютно здоровых (5 — 7 %), так и имеющих 1 —2 заболевания в состоянии стойкой ре­миссии(55 — 70%).

Из числа последних наиболее многочисленна часть населения, имеющая дизадаптационные явления, состояние хронической ус­талости, явления утомления и переутомления, снижение умствен­ной и физической работоспособности. Названные состояния при продолжающемся воздействии физических и социальных факто­ров с высокой вероятностью приводят к обострению основного заболевания, развитию сопутствующих. Настоящая концепция концентрирует и развивает указанные направления деятельности по охране и укреплению здоровья здорового населения, опреде­ляет основные направления развития экспресс-диагностики уров­ней здоровья, пути сохранения и увеличения функциональных резервов человека, принципы создания индивидуальных и популяционных систем оздоровительных технологий»; участие в нормировании профессиональных нагрузок, обо­снование рациональных режимов труда и отдыха работников. Решение этой задачи предполагает ограничение продолжительно­сти периодов непрерывной работы, выделение обязательного вре­мени отдыха или проведение специальных мероприятий для вос­становления работоспособности. Обоснование нормы рабочей на­грузки(месячной, годовой) с учетом специфики профессиональ­ной деятельности и условий ее реализации;

4) психофизиологическое сопровождение обучения и подготов­ки работников. Оно состоит в разработке и внедрении методов и технических средств обучения для формирования системы ком­пенсации недостаточно развитых отдельных профессионально важных качеств, для психофизиологической оптимизации профес­сиональной подготовки, в том числе к действиям в нестандартных и аварийных ситуациях. Реализация этого направления связана с учетом психофизиологических закономерностей формирования трудового навыка, динамики функциональных состояний в про­цессе обучения. Перспективным является участие психофизиоло­гов в разработке и эксплуатации тренажеров, создаваемых в высо­котехнологичных отраслях промышленности (например, энерге­тике), на транспорте и в военном деле;

5) психофизиологическое изучение ошибочных действий. Дей­ственным направлением для разработки и организации мероприя­тий по обеспечению безопасности производственных процессов является психофизиологическое изучение ошибочных действий работников. Такое изучение оказывается продуктивным при опо­ре на методологию системного подхода к безопасности труда, при­менение которого не позволяет ограничиться лишь злополучной констатацией «вины» человека в авариях и браке в работе;

6) психофизиологическое обеспечение формирования групп (команд, экипажей, бригад) работников. Подготовке к совмест­ной деятельности уделяется большое внимание в различных от­раслях хозяйства, в частности, на железнодорожном транспорте, в гражданской и военной авиации, космонавтике. Учет психофи­зиологических особенностей работников базируется на мнении ряда авторов о различных формах совместимости (социально-пси­хологической, психологической, психофизиологической) и важ­ном значении для совместной деятельности психофизиологичес­кой совместимости;

7) психофизиологическое обоснование эргономических требо­ваний и рекомендаций по учету характеристик человека, его воз­можностей и ограничений при разработке технических средств де­ятельности и оптимальной внешней среды на рабочих местах спе­циалистов модернизируемых и новых образцов техники. Эта за­дача нацелена на профилактику ошибок человека, обусловленных неблагоприятными психофизиологическими состояниями (утом­лением, стрессом), создание условий для повышения его надеж­ности. Наибольшие успехи в этом смысле достигнуты в авиации и космонавтике.

Для всестороннего решения поставленных задач необходимы дальнейшее развитие методов мониторинга уровня профессиональ­ного здоровья и психофизиологического состояния работников, критериального аппарата для их оперативной оценки на этапах про­фессионального производственного цикла, разработка программ психофизиологической и медицинской реабилитации с приорите­том использования немедикаментозныхсредств повышения адап­тационных возможностей, психофизиологической устойчивости к неблагоприятным условиям жизни и труда.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 290.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...