Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теория функциональных систем П.К.Анохина




История психологии знает немало попыток объяснить поведе­ние человека. Одними из наиболее многочисленных были так на­зываемые рефлексологические теории — бихевиоризм (Уотсон, Скиннер, Торндайк и др.) и теория условного рефлекса, постули­руемая школой И. П. Павлова. Однако поведение человека и, в ча­стности, выполнение сознательной, целенаправленной деятельно­сти, не укладывается в схемы типа«стимул — реакция». Только рас­смотрение психики человека как системного явления открыло перед исследователями новые методологические возможности для изучения поведения и деятельности. Система такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодей­ствие и взаимоотношение приобретают характер взаимосо­действиякомпонентов, направленного на получение полезного результата. Впервые детально общую теорию систем разработал биолог Людвиг фон Берталанфи.

П. К.Анохин выдвинул идею опережающего отражения, кото­рая легла в основу разработки его теории функциональных сис­тем (далее — ТФС). Смысл ее состоит в том, что человек, что бы он ни делал, всегда «заглядывает» в будущее, хотя бы на мгнове­ние вперед. Есть идеально задаваемый результат предполагаемого действия, который формируется в виде психического образа «по­требного будущего» —плана-программы. Этот ожидаемый резуль­тат какого-либо поведенческого акта и стал рассматриваться как системообразующий фактор.

Многочисленные работы психофизиологов, нейрохирургов, нейрофизиологов позволили установить узловые механизмы ТФС:

1) афферентный синтез, в котором участвуют механизмы до­минирующей мотивации. При учете текущей обстановки и про­шлого опыта создается образ текущей ситуации и готовится ре­шение о том, что нужно сделать для получения полезного резуль­тата;

2) принятие решения. Представляет собой процесс перехода от сбора и анализа информации к формированию образа того, что должно получиться в результате поведенческого акта, формиро­ванию программы необходимых действий и операций. В этот мо­мент образуется акцептор результатов действия, т.е. идеальный образ будущего, с которым производится сличение промежуточ­ных и конечного результатов активности функциональной сис­темы;

3) обратная афферентация. Обеспечивает функционирование системы за счет обратной связи; позволяет получать информацию о ходе реализации программы поведения системы, осуществлять сличение с тем образом, который был сформирован при приня­тии решения.

Физиологические процессы были объединены, интегрированы в системные процессы более высокого уровня — уровня психи­ческого отражения. Психическое выступает как системное каче­ство по отношению к физиологическому. Таким образом, ТФС, являясь одним из наиболее перспективных методологических принципов объяснения поведения человека, позволяет непроти­воречиво подойти к решению психофизиологической проблемы, осветив качественный переход с уровня физиологического отра­жения на уровень психологический.

Итак, психофизиология профессиональной деятельности — на­учно-практическая дисциплина, направленная на обеспечение функциональной надежности работника, всесторонний систем­ный анализ характеристик работающего человека и учет «психо­физиологической» составляющей с целью обеспечения эффектив­ности профессиональной деятельности и безопасности труда. Для этого необходимо решить ряд практических задач, связанных с организацией профессионального психофизиологического отбо­ра, диагностикой неблагоприятных психофизиологических состо­яний, прогнозированием на этой основе нарушений работоспо­собности, реализацией программ психофизиологической коррек­ции и реабилитации, анализом ошибочных действий и др. Изуче­ние вопросов психофизиологии профессиональной деятельности является важным элементом системы подготовки специалистов по управлению персоналом.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1.Что такое психофизиология?

2. Как вопросы взаимодействия тела и души решались в историче­ском аспекте?

3. Охарактеризуйте задачи психофизиологии профессиональной деятельности.

4. Охарактеризуйте общепсихологическую теорию деятельности.

5. Охарактеризуйте узловые механизмы теории функциональных си­стем.

 

Глава 2.

Методы психофизиологии профессиональной деятельности

Приступая к обзору методов психофизиологии профессиональ­ной деятельности, целесообразно дать общую характеристику ме­тодов собственно психофизиологии и остановиться на тех из них, которые применяются при анализе профессиональной деятельно­сти. Все многообразие методов психофизиологии можно объеди­нить в пять групп: наблюдение, тесты, электрофизиологические методы, моделирование и эксперимент (Хачатурьянц Л.С., Гримак Л.П. и др.). Часть из них применяется в психофизиологии профессиональной деятельности.

Методы психофизиологии

Методы наблюдения

Наблюдение является традиционным и старейшим в психоло­гии методом, который, на первый взгляд, трудно отнести исклю­чительно к какой-либо отрасли психологии. Однако есть все ос­нования выделить группу методов наблюдения, кото­рые можно считать исключительно психофизиологическими. Это те методы, где удается фиксировать не просто поведенческие акты, но те признаки, которые отражают особенности протекания фи­зиологических процессов при определенных психических состоя­ниях или ситуациях поведения. По легенде, Александр Македонский набирал солдат в свои фаланги, наблюдая за реакцией кан­дидата в ситуации испуга. Принимали в войско тех, кто при испу­ге краснел, что, как свидетельствовал опыт полководца, было при­знаком стойкости новобранца. Говоря языком науки, отбор по­зволял выделить симпатикотоников, т.е. лиц с преобладанием тонуса симпатической нервной системы. Покраснение кожных по­кровов в ситуации нервно-эмоционального напряжения — один из признаков преобладания симпатического отдела вегетативной нервной системы над парасимпатическим. Аналогичные реакции можно наблюдать, например, у претендента на вакансию, проходящего собеседование при приеме на работу. О других объектах для наблюдения психофизиолога речь пойдет далее.

Тесты

Среди огромного числа психологических тестов (испытаний), разработанных и применяющихся в настоящее время (А.Анастази, С.Урбина), основным средством, используемым в психофизиологии профессиональной деятельности, являются так называемые батареи (т.е. специальные наборы) коротких тестовых испытаний, характеризующих психические процессы при решении соответствующих профессиональных задач. Основой для выделения этих психических процессов выступает профессиографический анализ деятельности, а тесты направлены на выявление и количественную оценку произошедших под влиянием определенных причин (факторов, влияющих на состояние субъекта трудовой деятельности) сдвигов исследуемых психических процессов. Поэтому в данном случае может быть использована практически любая из разработанных в экспериментальной психологии методик, оценивающая эффективность процессов восприятия, памяти, внимания, мышления и т.д. (корректурная проба Бурдона, таблицы Шульте, метод парных ассоциаций и многие другие).

В практическом использовании перечисленных выше методик имеются два серьезных недостатка. Первый состоит в том, что тестовые нагрузки не всегда повторяют структуру основной деятельности работника, что может приводить к неудачам в тестировании (например, ряд психофизиологических характеристик оставались неизменными у человека после непрерывной работы на конвейере в течение 56 часов). Другой принципиальный недо­статок состоит в том, что с их помощью можно оценивать лишь внешнюю результативность анализируемых функций, но весьма затруднительно сказать о причинах наблюдаемых явлений (А.Б. Леонова, 1984).

Одним из существенных условий успешности использования психометрических методик является надлежащее техническое обеспечение обследования. Возможностей традиционных бланко­вых методик (типа «карандаш — бумага») недостаточно для исследования структуры изучаемых процессов. Поэтому автоматизация психодиагностических процедур с широким использованием возможностей ЭВМ является необходимым условием реализации данного подхода. В практических целях (например, для проведения профессионального психологического отбора) разрабатываются специальные автоматизированные рабочие места.

Методики субъективной оценки.Перспективность применения в диагностических целях субъективных методик объясняется многообразием проявлений симптоматики различных состояний человека, целесообразностью соотнесения этих изменений с показателями функционирования организма. При использовании этих методов необходимо помнить ряд обстоятельств, оказываю­щих влияние на субъективные переживания человека, которые фиксируются данной группой методов (А.Б.Леонова):

1) установка субъекта и его навыки саморефлексии (т.е. способность «взглянуть» на себя со стороны);

2) степень осознаваемости симптомов и время их проявления;

3) уровень мотивации и значимость деятельности;

4) личностные особенности человека.

Разработка тестов этой группы шла по пути изучения симпто­матики исследуемых состояний и выделения основных методиче­ских направлений — методов опроса и шкалирования субъектив­ных переживаний. Итогом стала разработка двух типов тестов, из­меряющих субъективные переживания, — опросников и методов субъективного шкалирования.

Опросники.Эта группа методов направлена на выявление ка­чественно разнообразных переживаний состояния, которые мо­гут быть осознаны и охарактеризованы человеком. Выделенные признаки-симптомы входят в состав опросника в виде разверну­тых словесных формулировок. Характеристика состояния человека строится на основании общего числа отмеченных симптомов и анализе их качественного своеобразия. Выбор информативных симптомов и их группировка являются основными путями созда­ния более компактных и надежных опросников. При проведении такой работы нередко применяются средства многофакторного статистического анализа. В качестве примера можно привести опросник, предложенный С.Кашиваги (табл. 1).

Подобные опросники заполняет сам обследуемый, что неред­ко оказывается весьма затруднительным. Кроме того, отсутствуют адекватные приемы количественной оценки результатов тестиро­вания. Суммарная оценка является слишком приблизительным показателем состояния.

Методики субъективного шкалирования состояния.В рамках этого подхода испытуемого просят соотнести свои ощущения с рядом признаков, формулировка каждого из которых максимально сжата. Они представлены либо парой полярных признаков («бодрый» — «вялый», «устал» — «не устал»), либо отдельным коротким утверждением («устал», «отдохнул»). Предполагается, что человек способен оценить степень выраженности каждого симптома, соотнеся интенсивность внутреннего переживания с заданной оценочной шкалой. В зависимости от формы представления симптома выделяют моно- или биполярные шкалы. По сути дела, эти методики являются модификациями метода семантического дифференциала Ч. Остуда. Серьезной технической проблемой выступает конструирование шкал, которые могут различаться по многим признакам — количеству градаций, быть градуированными или графическими и др. К настоящему времени считается, что оптимальное количество градаций состояния должно находиться в пределах от 5 до 9.

 

Таблица 1










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 305.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...