Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные понятия общепсихологической теории деятельности




Психофизиология профессиональной деятельности опирается на общепсихологическую теорию деятельности, основанную на представлении о деятельности человека как о сложном, многомер­ном и многоуровневом, динамически развивающемся явлении,образующем целостную систему. Для характеристики составляю­щих деятельности необходимо рассмотреть соотношение мотива и цели, деятельности и действий, регулирующей роли психиче­ского отражения в планировании и осуществлении деятельности(Б.Ф. Ломов, Н.Д. Завалова, В.А. Пономаренко, 1986).Ключевые положения теории деятельности были сформулированы в школах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева на основе взглядов на сис­темность строения психики, на понимании психических функций как сложных функциональных динамических систем, включаю­щих в себя различные процессы и их разнообразные взаимосвязи. Реализации принципов системного анализа в психологии профес­сий посвятили свои работы многие отечественные исследователи (Г.М.Зараковский,1966; Е.М.Иванова, 2003; Е.А.Климов, 1988, В.Н.Пушкин, 1965; Г.В.Суходольский,1988; В.Д.Шадриков, 1979 и др.).

Деятельность характеризуется определенными компонентами микроструктуры и макроструктуры. А.Н.Леонтьев, исследуя дея­тельность с позиций ее макроструктуры, в качестве основных де­терминант деятельности рассматривает «мотив — цель — условие»; эти компоненты структурируют соответствующие уровни: отдель­ной деятельности, действия и операции. Многоуровневый анализ деятельности предполагает рассмотрение на первом этапе анали­за мотивационно-потребностной сферы личности, выявляющей причины, побуждающие человека к деятельности. Любая деятель­ность осуществляется ради чего-то, что позволяет человеку удов­летворить свои потребности. Второй уровень анализа предпола­гает изучение действия. Действие — это «процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т. е. процесс, подчиненный сознательной цели. Действие рассмат­ривается в двух аспектах — интенциональном (что должно быть достигнуто) и операциональном (как, каким способом это может быть достигнуто). В данном случае действие рассматривается не самой по себе целью, а объективно, с учетом конкретных условий, в которых оно протекает».

Указанные типы «единиц анализа деятельности» соответству­ют различным уровням(социально-психологическому, психоло­гическому и психофизиологическому)строения деятельности, и каждая из них представляет собой систему взаимосвязанных еди­ниц предыдущего уровня. В.П. Зинченко добавил в уровневую структуру деятельности микроуровень функциональных блоков(выделив стадии деятельности: программирования, реализации, контроля и коррекций). В.В. Давыдов в контексте анализа учеб­ной деятельности использовал набор компонентов «потребность — мотив— задача — способ действия»; при этом разные компонен­ты играют разную функциональную роль в уровнях деятельности, действиях и операциях. О. А. Конопкин построил общую модель саморегуляции деятельности, выделив в ней следующие компонен­ты:принятая субъектом цель деятельности — «субъективная мо­дель значимых условий деятельности», «программа собственно исполнительских действий», «система критериев успешности де­ятельности», «информация о реально достигнутых результатах», «решение о коррекции системы», «профессионально важные ка­чества».

При анализе деятельности принимают во внимание различные уровни анализа, структурные компоненты деятельности. Рассмат­ривая профессиональную деятельность в русле системного подхо­да, В.Д. Шадриков (1979) выделил семь уровней возможно­го анализа профессий:

генетический подход. Рассмотрение профессии в ее возник­новении и развитии; исследование становления функциональной системы деятельности в ходе профессионализации личности;

личностно-мотивационный анализ деятельности. Выявле­ние и изучение потребностей и мотивов личности, которые могут быть реализованы в данной профессии;

компонентно-целевой анализ. Исследование компонентного состава задач в деятельности; исследование действий как процес­сов; исследование результатов действий, нормативных образцов, рекордов и ошибок; информационный анализ. Согласно общей схеме Б.Ф.Ломова (1984), исследуются модальность и алфавит сигналов, несущих ин­формацию в труде; измеряется объем информации; исследуются особенности процессов восприятия и переработки информации;

структурно-функциональный анализ. Устанавливаются струк­тура деятельности, т.е. ее связи между компонентами; значимость и «вес»этих компонентов и связей; организация деятельности во времени, сложность компонентов-задач и трудность или легкость их усвоения; требования деятельности к способностям, качествам субъекта для успешного выполнения каждого ее компонента;

индивидуально-психологический анализ. Исследование инди­видуальных стилей деятельности, способностей и компетенции;

психофизиологический анализ. Исследование функциональных состояний, типичных для трудовой деятельности, активационных ресурсов работников в их динамике.

Выбор уровней исследования определяется поставленными за­дачами.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 311.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...