Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы оценки функционирования анализаторных систем




На зрительный анализатор приходится поступление около 90 % информации из окружающего мира. Оценка его функциони­рования в процессе выполнения деятельности может дать значи­тельный объем информации о структуре работы. Поэтому оценке состояния и особенностей функционирования зрительного ана­лизатора в психофизиологических исследованиях придается осо­бое значение. Можно выделить следующие методы изучения зри­тельного анализатора: тесты определения абсолютных и диффе­ренциальных порогов чувствительности (прежде всего, измерение критической частоты слияния мельканий — КЧСМ), пупиллометрия, оценка мигания, регистрация движения глаз посредством кинокамеры, электроокулография.

Пупиллометрия (от лат.pupilla — зрачок) — измерение диаметра зрачка. Зрачок, являясь своего рода диафрагмой глаза, регулирует световой поток, падающий на сетчатку. При ярком освещении он сужается, при снижении интенсивности освещения — расширя­ется. Кроме того, он реагирует на ряд других воздействий (в том числе на поступление в организм психоактивных веществ), отра­жая, прежде всего, эмоциональное состояние человека. Диаметр зрачка обычно измеряют путем простого фотографирования гла­за. Существуют также различные устройства, преобразующие ве­личину зрачка в постоянно варьирующий уровень потенциала для записи на полиграфе.

Одним из первых на зависимость диаметра зрачка от эмоцио­нального состояния обратил внимание Э. Хесс из Чикагского уни­верситета, который ввел понятие «пупиллометрия». Исследования привели его к выводу, что положительные эмоции сопровождают­ся расширением зрачка, а отрицательные — его сужением. Мно­гие виды раздражителей вызывают расширение зрачков, степень их расширения зависит от интенсивности переживания. Расши­рение зрачков было отмечено даже при умственном усилии (на­пример, умножении двузначных чисел). Однако весьма существен­ные ограничения применения метода связаны с невозможностью стандартизации точки фиксации и освещенности зрачка. Это яв­ляется значимым препятствием широкого внедрения метода в ис­следовательскую практику.

Диагностическая значимость мигания для психофизиологии изучена сравнительно мало, что обусловлено, главным образом, отсутствием стандартной методики регистрации. Многие иссле­дователи используют разные варианты метода простого наблю­дения. Существует несколько типов мигания. Первый тип — про­извольное смыкание век на короткое время, необходимое для увлажнения глазного яблока. Второй — рефлекторное мигание (так называемый корнеальный рефлекс) — может вызываться многи­ми раздражителями, начиная от пылинки, попавшей в глаз, и за­канчивая внезапным громким звуком, и является врожденным. Ми­гание третьего типа — периодическое — представляет наибольший интерес для психофизиологии профессиональной деятельности.

Время мигания (смыкания век) составляет примерно 0,35 с. Частота периодических миганий у разных людей может меняться в широких пределах, но у каждого отдельного человека она при постоянных условиях достаточно стабильна. При средней частоте мигания 7,5 раз в 1 мин у разных людей она варьирует в пределах от 1 до 46 в 1 мин. Индивидуальные различия в частоте миганий — потенциальный источник данных для психофизиологии, так как у человека этот показатель зависит от состояния психики, а имен­но от «уровня психического напряжения»: крайняя скука и силь­ные эмоции снижают частоту мигания, тогда как при оптималь­ном уровне напряжения эта величина умеренно возрастает.

Движениями глаз управляют три пары черепно-мозговых нервов (из 12), что уже говорит о сложнейшей организации этого процесса. Зрительное восприятие обеспечивается непрерывной мышечной подстройкой глаз. Процесс разглядывания постоянно сопровождается «перескакиванием» взора от одной детали объек­та к другой. Незначительные движения глаз обеспечивают непре­рывное смещение изображений, что необходимо для стабильного восприятия неподвижных предметов. Экспериментально эти за­ключения были подтверждены с помощью интересных методических приемов, один из которых предложил наш соотечественник А.Л.Ярбус. Он сконструировал специальное приспособление (присоску, названную его именем), которое позволяло регистрировать направление взора, записывая свет маленькой встроенной лампочки на чувствительную ленту. Использование этого методического приема позволило существенно продвинуться в деле изучения механизмов зрительного восприятия.

Все рассмотренные выше типы движений глаз относятся к содружественным, т.е. оба глаза движутся в одном направлении и одновременно. Существуют еще конвергентные и дивергентные движения глаз, при которых оптические оси глаз устанавливаются под нужным углом друг к другу для фиксации предметов, находящихся на разных расстояниях. Это один из механизмов оценки расстояния до предмета.

В настоящее время в экспериментальных исследованиях, проводимых в области психофизиологии профессиональной деятельности, используется современная аппаратура, позволяющая регистрировать направление взора в процессе деятельности человека с точностью до нескольких градусов. Важные результаты были получены при изучении траектории перемещения взгляда при информационной подготовке принятия решения оператором, в частности, летчиком (Г.В.Анисимов, В. В.Лапа, А.М.Сафонов).

Для других анализаторных систем человека также разработано значительное число диагностических методов, используемых при изучении профессиональной деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 260.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...