Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методы оценки функционирования анализаторных систем
На зрительный анализатор приходится поступление около 90 % информации из окружающего мира. Оценка его функционирования в процессе выполнения деятельности может дать значительный объем информации о структуре работы. Поэтому оценке состояния и особенностей функционирования зрительного анализатора в психофизиологических исследованиях придается особое значение. Можно выделить следующие методы изучения зрительного анализатора: тесты определения абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности (прежде всего, измерение критической частоты слияния мельканий — КЧСМ), пупиллометрия, оценка мигания, регистрация движения глаз посредством кинокамеры, электроокулография. Пупиллометрия (от лат.pupilla — зрачок) — измерение диаметра зрачка. Зрачок, являясь своего рода диафрагмой глаза, регулирует световой поток, падающий на сетчатку. При ярком освещении он сужается, при снижении интенсивности освещения — расширяется. Кроме того, он реагирует на ряд других воздействий (в том числе на поступление в организм психоактивных веществ), отражая, прежде всего, эмоциональное состояние человека. Диаметр зрачка обычно измеряют путем простого фотографирования глаза. Существуют также различные устройства, преобразующие величину зрачка в постоянно варьирующий уровень потенциала для записи на полиграфе. Одним из первых на зависимость диаметра зрачка от эмоционального состояния обратил внимание Э. Хесс из Чикагского университета, который ввел понятие «пупиллометрия». Исследования привели его к выводу, что положительные эмоции сопровождаются расширением зрачка, а отрицательные — его сужением. Многие виды раздражителей вызывают расширение зрачков, степень их расширения зависит от интенсивности переживания. Расширение зрачков было отмечено даже при умственном усилии (например, умножении двузначных чисел). Однако весьма существенные ограничения применения метода связаны с невозможностью стандартизации точки фиксации и освещенности зрачка. Это является значимым препятствием широкого внедрения метода в исследовательскую практику. Диагностическая значимость мигания для психофизиологии изучена сравнительно мало, что обусловлено, главным образом, отсутствием стандартной методики регистрации. Многие исследователи используют разные варианты метода простого наблюдения. Существует несколько типов мигания. Первый тип — произвольное смыкание век на короткое время, необходимое для увлажнения глазного яблока. Второй — рефлекторное мигание (так называемый корнеальный рефлекс) — может вызываться многими раздражителями, начиная от пылинки, попавшей в глаз, и заканчивая внезапным громким звуком, и является врожденным. Мигание третьего типа — периодическое — представляет наибольший интерес для психофизиологии профессиональной деятельности. Время мигания (смыкания век) составляет примерно 0,35 с. Частота периодических миганий у разных людей может меняться в широких пределах, но у каждого отдельного человека она при постоянных условиях достаточно стабильна. При средней частоте мигания 7,5 раз в 1 мин у разных людей она варьирует в пределах от 1 до 46 в 1 мин. Индивидуальные различия в частоте миганий — потенциальный источник данных для психофизиологии, так как у человека этот показатель зависит от состояния психики, а именно от «уровня психического напряжения»: крайняя скука и сильные эмоции снижают частоту мигания, тогда как при оптимальном уровне напряжения эта величина умеренно возрастает. Движениями глаз управляют три пары черепно-мозговых нервов (из 12), что уже говорит о сложнейшей организации этого процесса. Зрительное восприятие обеспечивается непрерывной мышечной подстройкой глаз. Процесс разглядывания постоянно сопровождается «перескакиванием» взора от одной детали объекта к другой. Незначительные движения глаз обеспечивают непрерывное смещение изображений, что необходимо для стабильного восприятия неподвижных предметов. Экспериментально эти заключения были подтверждены с помощью интересных методических приемов, один из которых предложил наш соотечественник А.Л.Ярбус. Он сконструировал специальное приспособление (присоску, названную его именем), которое позволяло регистрировать направление взора, записывая свет маленькой встроенной лампочки на чувствительную ленту. Использование этого методического приема позволило существенно продвинуться в деле изучения механизмов зрительного восприятия. Все рассмотренные выше типы движений глаз относятся к содружественным, т.е. оба глаза движутся в одном направлении и одновременно. Существуют еще конвергентные и дивергентные движения глаз, при которых оптические оси глаз устанавливаются под нужным углом друг к другу для фиксации предметов, находящихся на разных расстояниях. Это один из механизмов оценки расстояния до предмета. В настоящее время в экспериментальных исследованиях, проводимых в области психофизиологии профессиональной деятельности, используется современная аппаратура, позволяющая регистрировать направление взора в процессе деятельности человека с точностью до нескольких градусов. Важные результаты были получены при изучении траектории перемещения взгляда при информационной подготовке принятия решения оператором, в частности, летчиком (Г.В.Анисимов, В. В.Лапа, А.М.Сафонов). Для других анализаторных систем человека также разработано значительное число диагностических методов, используемых при изучении профессиональной деятельности. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 302. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |