Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Моделирование и эксперимент в психофизиологии




Эта группа методов основана на установленных закономерно­стях протекания психических процессов, формирования состоя­ний, проявлений свойств индивидуальности в процессе деятель­ности. Найденные закономерности устанавливают зависимость показателей функционирования психики от различных переменных. Показателями функционирования психики выступают, на­пример, время или вероятность правильного решения задачи, объем памяти (выраженный в количестве зафиксированных сти­мулов) и др. В частности известны законы Хика-Хаймена (зависи­мость времени поиска стимула в памяти от длины алфавита сти­мулов), Миллера (объем памяти), Эббингауза (зависимость объе­ма сохраненного материала от времени, прошедшего с момента запоминания). Установлены основные усредненные характерис­тики времени реакции на простой и сложный зрительные стиму­лы (так называемые простая и сложная зрительно-моторная реак­ции), флюктуации внимания и другие закономерности. Наличие установленных параметров времени и вероятности выполнения основных этапов деятельности позволяет выделять операционные блоки с известными характеристиками и описывать с помощью моделей эту деятельность в целом.

В настоящее время в связи с развитием микропроцессорной техники широко реализуется возможность создания моделей деятельности специалистов, прежде всего операторского профи­ля.В процессе выполнения моделируемой деятельности возмож­но осуществление широкого спектра психофизиологических ис­следований с использованием полиэффекторных методов регист­рации параметров функционирования различных систем организ­ма. (Более подробно об этом будет сказано в главе 4.)

2.2. Особенности применения методов

психофизиологии профессиональной

деятельности

Специфика применения методов психофизиологии при изуче­нии профессиональной деятельности состоит в том, что исследо­ватель нацелен на решение приоритетной задачи оценки тех из­менений в организме человека, которые обусловлены его работой. Учитывая это обстоятельство, как правило, используют два ос­новных методических приема.

Первый прием: применение набора психофизиологиче­ских тестов до рабочей нагрузки и после ее окончания. Такой прием, предполагающий оценку состояния до и после трудовой нагрузки, необходим в силу чрезвычайно высокой вариабельно­сти отдельных показателей состояния у разных людей. Абсолют­ные значения многих психофизиологических показателей, взятые сами по себе, имеют низкую диагностическую значимость. Неко­торые из них достигают 800 % вариабельности (для концентрации некоторых аминокислот в крови) и даже 5 000 % (для уровня ряда ферментов в крови) (Р. М. Баевский, 1979). То есть одни и те же по казателиразных людей будут отражать нормальное функциониро­вание организма человека и при этом различаться от 8 до 50 раз. Существует незначительное число показателей, которые относи­тельно постоянны у подавляющего большинства здоровых людей (показатели артериального давления, значение рН (кислотно-ще­лочного баланса) крови, артерио-венозная разница по содержа­нию кислорода и др.). Это свидетельствует о высокой индивиду­альной специфичности психофизиологических параметров, ко­торые, взятые сами по себе, «в чистом виде», ни о чем не говорят. И только сопоставление данных одного человека до и после тру­довой нагрузки может дать основание для научного анализа. Этот подход позволяет утверждать, что изучаемая рабочая нагрузка вы­зывает комплекс определенных изменений психофизиологиче­ского функционирования работника. В рамках данного методи­ческого направления можно применять достаточно широкий ар­сенал методик.

Второй прием: оценка психофизиологических парамет­ров в процессе выполнения самой деятельности {или ее модели­рования). Психофизиологические параметры в данном случае ре­гистрируются непосредственно у работающего человека. К этой группе методов предъявляется ряд требований: невмешательство в процесс профессиональной деятельности и небольшой (изме­ряемый минутами) латентный период фиксации изменения пока­зателя в ответ на тестовую (рабочую) нагрузку. В рамках этого на­правления, как правило, используются запись показателей кардиоинтервалометрии на магнитный накопитель в процессе трудо­вой деятельности, регистрация характеристик речевого сигнала (радиообмен между операторами, например, транспортного сред­ства и диспетчерскими службами), видеосъемка работника на ка­меру(в данном случае применяются специальные камеры, имею­щие высокое разрешение), стабилографические исследования (ре­гистрация изменения позы в процессе профессиональной деятель­ности). Эти методы регистрации можно использовать непосред­ственно в рабочей обстановке.

Значительно более широкий набор методов регистрации может применяться в условиях моделирования деятельности. Современ­ные комплексы полунатурного моделирования позволяют воспро­изводить существенные для исследователя стороны деятельности: информационную модель, информационно-управляющее поле, алгоритмы и условия деятельности и многое другое. При полуна­турном моделировании возможностей для регистрации психо­физиологических параметров предоставляется значительно боль­ше — к испытуемому можно, например, прикрепить электроды для снятия показателей электрической активности мозга, электрокар­диограммы и др.

Все методы, которые применяются в психофизиологии профес­сиональной деятельности, условно можно разделить на три боль­шие группы:

1) методы оценки функционирования анализаторных систем;

2) методы оценки исполнительных механизмов деятельности;

3) методы комплексной оценки психофизиологического состо­яния работника.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...