Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль семьи в воспитании детей разного пола. Психолого- педагогические исследования проблемы формирования у детей разного пола качеств мужественности и женственности.




60. Эстетическое воспитание в системе целостного развития дошкольника. Основные понятия. Своеобразие эстетического восприятия и эстетических переживаний дошкольников. Основные принципы эстетического воспитания. Задачи эстетического воспитания дошкольников.

 

Эстетическое воспитание - многоаспектное философское, общекультурное психолого-педагогическое образование. Родовое понятие (эстетическое воспитание) включает два видовых: воспитание художественными (искусство) и внехудожественными средствами (природа, труд, организация окружающей среды, общественная деятельность, учение). ЭВ - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способной воспринимать, оценивать, любить, утверждать в жизни, природе., искусстве прекраснов, совершенное, гармоничное, жить "по законам красоты". ЭВ- организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения со всему, что нас окружает. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ - это формируемое с учетом возрастных особенностей и жизненного опыта ребенка представление о совершенстве и красоте человека, окружающей среды, искусстве. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО - эмоциональное переживание, рожденное отношением ребенка к произведению искусства, общественному явлению, человеку, природе, окружающей среде, предметному миру, выдающееся в наслаждении или отвращении, сопровождающем восприятие, постижение и оценку данного предмета. Теория эстетического воспитания использует данные эстетики - одной из философских наук, науки о закономерности эстетического освоения человеком мира, о сущности, законах и роли искусства. Процесс эстетического воспитания включает в себя три взаимосвязанные звена: приобретение опыта эстетических переживаний, практическую художественно-эстетическую деятельность, художественное образование.

Эстетическое воспитание тесно связано с духовно-нравственным, физическим, интеллектуально-познавательным воспитанием.

Работа по эстетическому воспитанию строится на следующих Принципах:

- эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении;

- детское творчество связано с жизнью, эта связь обогащает содержание детской художественной деятельности;

- художественно-творческая деятельность взаимосвязана со всей воспитательно-образовательной работой;

- вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности;

- индивидуальный подход в эстетическом воспитании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путей развития творческих способностей каждого ребенка.

Работа по эстетическому воспитанию должна осуществляться в течение всего дня, начиная с прихода детей в дошкольное учреждение. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы:

- приобретение теоретических знаний (формирование эстетических знаний; воспитание эстетической культуры; формирование эстетического отношения к действительности; развитие эстетических чувств, восприятий, переживаний; формирование эстетического идеала, стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступка, внешнем виде; приобщение к прекрасному в жизни, труде, природе);

- формирование практических умений.

 

61. Средства эстетического воспитания дошкольников. Методы эстетического воспитания дошкольников. Формы организации эстетического воспитания детей в учреждении дошкольного образования. Проблема детского творчества. Своеобразие детского художественного творчества, основные пути его развития. Диагностика уровня развития умений и творческих способностей детей.

Эстетическое воспитание дошкольников осуществляется с помощью таких средств. как игра и игрушка, искусство, эстетика быта, природа, труд, самостоятельная художественно-творческая деятельность, праздники и развлечения. Игра всегда включает творческое начало. Если представления дошкольников об окружающем бедны, отсутствуют яркие эмоциональные переживания, то и игры их бедны и однообразны по содержанию. Расширение впечатлений осуществляется в процессе чтения художественных произведений, с помощью рассказа воспитателя, наблюдений. Материалом игры являются игрушки. Все игрушки должны быть привлекательно, красочно оформлены, вызывать у детей интерес, будить воображение.

Используя все виды искусства - сказки, рассказы, загадки, песни, танцы, картины и другие, воспитатель формирует у детей отзывчивость на все доброе и красивое, обогащает их духовный мир.

МЕТОДЫ ЭВ -это способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребенка, направленные на развитие эстетических представлений, эстетических чувств и художественной деятельности, предполагающей формирование основ эстетического вкуса и развитие творческих способностей. В.И.Логинова, П.Г.Саморукова придерживается такой классификации методов:

- методы и приемы формирования элементов эстетического сознания: эстетического восприятия, оценок, вкуса, чувств, интересов и т. д. При использовании отой группы методов воспитатель воздействует на эмоции и чувства детей при помощи наглядных, словесных, практических и игровых методов и приемов обучения в зависимости от того, с каким эстетическим явлением знакомят детей;

- методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности. К этой группе методов и приемов можно отнести показ способа действия или образца, упражнения, показ способа сенсорного обследования с сопровождением разъясняющего слова;

- методы и приемы, направленные на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий детей. Эти методы предполагают создание поисковых ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных особенностей.

Основными требованиями к оформлению дошкольного учреждения являются целесообразность обстановки, ее практическая оправданность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции. Разумеется, мало окружить детей красивыми вещами, надо научить их видеть красоту, беречь ее. Поэтому воспитатель должен обращать внимание детей на чистоту помещения, на красоту, которую вносят цветы, картины, а главное - поощрять попытки самих дошкольников украсить комнату. С малых лет детей надо приучать к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой поведения. Большую роль в этом отношении играет личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры поведения. С малых лет необходимо учить детей не только любоваться красотой цветов, деревьев, неба и т. д., но и вносить свой посильный вклад в ее приумножение. Уже в младшей группе дети с небольшой помощью взрослых могут кормить рыбок, поливать цветы на грядке и в группе и т. д. С возрастом объем работы для дошкольников увеличивается. Дети более самостоятельно и ответственно относятся к выполнению того или иного дела. Трудовая деятельность является одним из средств эстетического воспитания дошкольников. В младшем возрасте воспитатель знакомит детей с трудом работников дошкольного учреждения, подчеркивая, что и няня, и повар, и дворник работают старательно, красиво. Постепенно воспитатель подводит детей к пониманию, что труд всех людей города и села дает возможность жить радостно. При этом важно, чтобы дошкольники не только созерцали красоту труда взрослых, но и сами принимали в нем посильное участие. Поэтому в детском саду используются все формы трудовой деятельности. Праздники и развлечения обогащают детей новыми яркими впечатлениями, связанными со знаменательными датами, воспитывают эмоциональную отзывчивость и интерес к разным видам художественной деятельности. С малых лет дети проявляют интерес к пению песен, чтению стихов, танцам, рисованию. Это и есть первые творческие проявления.

ХУДОЖСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - создание объективно значимого (для ребенка прежде всего) нового продукта, придумывание к известному ранее не используемых детали, по-новому характеризующих создаваемый образ, придумывание нового начала, конца, новых действий, характеристик героев и. п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств «разительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.

МЕТОДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ - это способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребенка, направленные на развитие способности понимать и верно оценивать произведения искусства, а также формирование и развитие художественно-творческих потребностей и способностей в процессе художественной деятельности.

Проблема развития детского творчества в советский период впервые нашла отражение в "Положении о единой трудовой школе" (1918 г.), где был поставлен вопрос о "систематическом развитии органов чувств и творческих способностей" детей всех возрастов. Далее эта проблема продолжает раскрываться во всех программно-методических документах дошкольных учреждений. Вопрос развития музыкального творчества детей нашел отражение в работах Б. В.Асафьева, В. Н.Щацкой, Д. Б.Кабалевского, Н. А.Ветлугиной, и др. Проблема развития творческих способностей в изобразительной деятельности интересовала Н. П.Сакулину, Т. И.Комарову, В. А.Силивон; словесно-театрализованной деятельности - К.И.Чуковского, Н. С.Карпинскую. Проблема детского творчества юлучила широкое освещение в трудах зарубежных исследователей К. Бюллера, С. Холла, 3,Фрейда и его последователей. В настоящее время разработана программа по художественному развитию детей дошкольного возраста, концепция эстетического воспитания детей. В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован - 1. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. 2. Создание детьми образа. 3. Анализ результатов.

Условия развития детского творчества:

1. Создание непринужденной обстановки;

2. Широкое включение в педагогический процесс игры, игровых ситуаций, игровых приемов;

3. Общественная направленность занятий, положительная оценка деятельности.

- изобразительная деятельность, в процессе которой дети рисуют, лепят, -конструируют, делают аппликации;

- художественно-речевая деятельность предполагает чтение детьми стихов, пересказывание сказок, рассказов, придумывание загадок, рассказов, обмен впечатлениями об увиденном или услышанном, обсуждение иллюстраций в книгах и др.;

- музыкальная деятельность, в ходе которой дети поют, водят хороводы, играют в "концерт", одновременно играя на музыкальных инструментах, слушают музыку, сочиняют оперу.

- театрализованная деятельность предполагает игру детей в кукольном, теневом, плоскостном, пальчиковом театре, использование фланелеграфа, игру-драматизацию.

 

В общем смысле диагностика – это особый вид познания, а точнее – распознавания Диагностика творческих способностей детей имеет свои особенности: - игра, тренинги, творческие задания являются основными методами; - для получения более точных результатов необходимо исключить учебную мотивацию; - оценивать не столько результат, сколько процесс; - педагог может быть участником игрового процесса; - для снятия напряжённости обязателен настрой или подготовительный - стараться не ограничивать ребенка во времени. При проведении диагностики с детьми младшего школьного возраста стараться создать обстановку для индивидуального обследования, без контакта с другими детьми, т.к. у детей этого возраста есть склонность к подражанию.

Методы диагностики должны исключить словесное пояснение детей, т.к. их речь неадекватна чувствам. Дети чувствуют больше, чем могут сказать, понимают на интуитивном уровне. Последовательность использования диагностических методов для определения уровня творческого развития личности: наблюдение, создание экспериментальных ситуаций, тесты. Достаточно широкое применение для диагностики творческих способностей воспитанников получил тест Э. Торенса. Тест разбит на три группы или, как говорится в этой методике, батареи: – вербальную; – изобразительную; – звуковую. Для диагностики творческих способностей к изобразительной деятельности легко адаптируется вторая – изобразительная батарея этого теста. Оценка результатов проводится по следующим критериям: Скорость и беглость – количество ответов. Гибкость – степень разнообразия ответов. Оригинальность – редкость идей. Тщательность разработки идеи – детализация ответов.

Все тестовые методики не являются абсолютным показателем развития личности. Они только констатируют достигнутый уровень в очень узком диапазоне исследований способностей человека. Наибольшие затруднения в применении тестовых методик вызывает их некоторая всеобщность: творчество воспитанников оценивается вообще, а не применительно к особенностям творческих способностей в изобразительной или иной художественной деятельности. Другая трудность заключается в неоднозначности интерпретации полученных результатов, что, безусловно, снижает уровень объективности исследований. При всём своём несовершенстве тестовые методики успешно используются как учёными, так и педагогами – практиками.

 

62. Влияние различных видов детской художественной деятельности на разностороннее развитие ребенка. Индивидуальная работа с детьми разного уровня развития творческих способностей. Вариативные формы работы по художественно-творческому развитию дошкольников (кружки, художественные студии, эстетические центры и др.). Инновационные программы по художественно-эстетическому развитию дошкольников.

Общественная направленность занятий, результат - положительная оценка деятельности:

- изобразительная деятельность, в процессе которой дети рисуют, лепят, -конструируют, делают аппликации;

- художественно-речевая деятельность предполагает чтение детьми стихов, пересказывание сказок, рассказов, придумывание загадок, рассказов, обмен впечатлениями об увиденном или услышанном, обсуждение иллюстраций в книгах и др.;

- музыкальная деятельность, в ходе которой дети поют, водят хороводы, играют в "концерт", одновременно играя на музыкальных инструментах, слушают музыку, сочиняют оперу.

- театрализованная деятельность предполагает игру детей в кукольном, теневом, плоскостном, пальчиковом театре, использование фланелеграфа, игру-драматизацию.

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей очень велико. В процессе изобразительной деятельности происходит становление художественного творчества, развитие которого невозможно без обучения детей способам художественно-образного воплощения замыслов, передачи предметов, явлений. Это обучение направлено - *личностная позиция ребенка, желание самовыразиться; *развитие способностей к изобразительной деятельности (в их структуру входят эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость); *создание художественного образа – личностное отношение ребенка, эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности (живописных, графических, пластических, декоративно – силуэтных); взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми. В детском саду может быть организована сеть дополнительных образовательных услуг: кружки эстетической направленности, изобразительной деятельности, театральные, по народным художественным ремеслам…

В дошкольном учреждении должен быть создан учебно-методический комплект:

программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;

перспективные планы по приоритетному направлению работы, кружковой и студийной работы, организации культурно-досуговой деятельности детей по всем группам;

конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;

дидактические музыкальные игры и по изодеятельности;

библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.

Весь материал систематизирован и представлен в картотеке.

Реализация программы художественно -эстетического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства. Она осуществляется в нескольких направлениях: повышение квалификации воспитателей в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары – практикумы, консультации, открытые занятия, смотры – конкурсы, дни открытых дверей для родителей, постоянно организуются выставки детского творчества.

Одно из условий проявления творчества - организация интересной содержательной жизни ребенка не только в стенах ДОУ, но и за его пределами. Открытый характер образовательного процесса выделен в стандарте дошкольного образования. Наше пространство мы расширяем на основе сотрудничества с семьями и социумом. Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей нужно строить по двум направлениям: вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением. При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие; организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекать их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов и театральных кукол. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания и творческого развития детей. Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации, семинары-практикумы. Эффективность работы по эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями, взаимодействие с другими социальными институтами: домом творчества, школой искусств, библиотекой, музыкальной школой…

Работа всего коллектива, акцент на эстетическом воспитании в течение четырех лет пребывания детей в стенах детского сада, дает свои результаты. К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Большинство детейпродолжают занятия в эстетических классах школ города, посещают кружки, музыкальную школу и школу искусств. Готовность к школе выступает своеобразным итогом и качественным показателем достижений развития ребенка в дошкольные годы в условиях воспитания и обучения в детском саду.

 

63. Определение понятия «образовательный процесс». Характеристика и этапы образовательного процесса. Сложность и многогранность образовательного процесса дошкольного учреждения. Проблема построения образовательного процесса в истории дошкольной педагогики. Принципы построения образовательного процесса в современном учреждении дошкольного образования.

Образовательным процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Образовательный процесс – это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ними. Компоненты системы, в которой протекает образовательный процесс – педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам образовательный процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты – целевой, содержательный, деятельностный, результативный. В дошкольной педагогике образовательный процесс рассматривается как целенаправленное, содержательно насыщенное и организованно оформленное взаимодействие взрослых и детей.

В истории отечественной дошкольной педагогики было несколько вариантов построения образовательного процесса: в 1920-1930 годах образовательный процесс строился на основе организующих моментов. Вся жизнь детей в определенные промежутки времени была сосредоточена вокруг организующих моментов. Каждый организующий момент включал определенный раздел программы: физическое воспитание, труд, природоведение, математика, изобразительная деятельность, музыка и др. Воспитателем в ходе обучения раскрывалось содержание каждого раздела и предлагались конкретные формы работы. Положительная сторона организующих моментов – длительное сосредоточение ребенком на определенном познавательном материале; у него формировались навыки социального поведения, мировоззрение. Недостатки – формализм в проведении организующих моментов и заорганизованность детей. В дальнейшем были выделены и другие формы построения образовательного процесса: тематическая и комплексная. Сущность тематической формы в том, что основным стержнем педагогического процесса являлась выделенная тема. Содержание темы раскрывалось на нескольких занятиях. В тему могла включаться и другая деятельность, связанная с ней по содержанию. Содержанием темы мог стать один из разделов программы, а другие разделы изучались параллельно. В основе комплексного построения образовательного процесса – необходимость установить логическую взаимосвязь между разными разделами программы. В комплекс могли входить несколько разных, но близких по содержанию тем или различные виды деятельности детей. Тематический и комплексный подходы к построению образовательного процесса направлены на группировку воспитательных воздействий, стремление давать их концентрированно, целенаправленно.

Современный подход к данной проблеме – организация образовательного процесса на основе выделения доминирующих образовательных целей. В качестве ведущей цели выступает воспитательная задача. Ее содержание продиктовано особенностями развития детей на определенном возрастном этапе и конкретными задачами воспитания. Доминирующая цель определяет взаимосвязь и иерархию воспитательных и образовательных задач. Многоплановость и содержание форм позволяет развивать разнообразные интересы и способности детей, а единая мотивация – направлять это развитие в общее, педагогически ценное русло. Особенностью такого построения образовательного процесса является то, что меняется зависимость между разными видами деятельности. На первый план выходят, меняясь, различные виды деятельности, наиболее оптимальные для реализации доминирующей цели. Компонентами образовательного процесса являются целевой, содержательный, организационно-методический, аналитико-результативный. В основе исследования Н.Я.Михайленко и Н.К. Коротковой лежит идея построения целостного образовательного процесса с опорой на типы взаимодействия взрослого с детьми. Выделяются три блока, каждый из которых имеет свою специфику: 1 – регламентированная деятельность в форме специально организованных занятий (для детей старшего дошкольного возраста); 2 – совместная деятельность воспитателя с детьми; 3 – свободная деятельность детей. Стержнем образовательного процесса является его содержание, которое определяется образовательным стандартом и реализуется через образовательную программу. Содержание – самый динамичный компонент образовательного процесса. Содержание образовательного процесса соответствует возрасту детей, решает задачу стандартизации и нормирования деятельности педагога, формирования базисных основ личности, самодвижения, самостановления ребенка. О бразовательный процесс дошкольного учреждения в широком смысле – это совокупность всех условий, средств, методов, направленных на решение одной, глобальной задачи. Например, образовательный процесс ДОУ направлен на всестороннее воспитание и развитие ребенка. Кроме глобальной задачи, образовательный процесс может быть направлен и на содержание какой-то узкой конкретной задачи (нравственного, эстетического воспитания). Решить эти задачи помогают педагогу отобранные методы, средства, формы организации. Конкретные задачи образовательный процесса взаимосвязаны, реализуются и решаются на фоне других задач воспитания и развития личности, так как педагогический процесс обладает целостностью, общностью и единством.

 

Зависимость характера организации образовательного процесса от типа дошкольного учреждения. Модели построения образовательного процесса в учреждении дошкольного образования. Роль взрослого в образовательном процессе дошкольного учреждения (партнер, организатор).

Организация образовательного процесса в УДО осуществляется в соответствии с требованиями учебно-программной документации К учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования относятся учебные планы и учебная программа дошкольного образования..

2. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется в группах или индивидуально. Образовательный процесс должен обеспечивать создание положительного эмоционально-психологического климата, максимально учитывающего индивидуальные особенности и возможности воспитанников.В разновозрастных группах организация образовательного процесса осуществляется дифференцированно в зависимости от возраста воспитанников.

 3. Образовательный процесс организуется в режиме пятидневной учебной недели. Основными формами организации образовательного процесса являются занятие и игра. Кроме основных форм организации образовательного процесса, могут использоваться иные формы: экскурсия, наблюдение, коллективный труд и другие.Ежедневное количество занятий и игр в каждой возрастной группе и их последовательность определяются учебным планом учреждения.

 4. В санаторных яслях-садах, санаторных детских садах, санаторных группах образовательный процесс и жизнедеятельность детей организуются с учетом специфики заболевания и рекомендаций медицинских работников.В процессе жизнедеятельности и в образовательном процессе для воспитанников санаторных яслей-садов, санаторных детских садов, санаторных групп применяются индивидуальные методики, включающие коррекцию режима двигательной активности, специальные физические упражнения, закаливание, массаж, диету с учетом особенностей заболеваний.

Природная и предметно-пространственная среда учреждения дошкольного образования должна обеспечивать отсутствие в группе и на территории аллергенов, вызывающих обострение аллергических заболеваний у воспитанников.

Обучение и воспитание в учреждении дошкольного образования осуществляются на белорусском и (или) русском языках.Основной язык обучения и воспитания в учреждении дошкольного образования (белорусский или русский) определяется его учредителем с учетом пожеланий законных представителей воспитанников.

 6. Руководитель учреждения дошкольного образования, педагогические работники несут персональную ответственность за создание безопасных условий при организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования в соответствии с законодательством.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...