Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методологический анархизм П. Фейерабенда. Тематический анализ науки Д. Ж. Холтона.




Пол Фейерабенд(р. 1924), - сочетает положения критического рационализма (Витгенштейн), идеологию контркультуры. влияние марксизма. Ф. выдвинул тезис «теоретического реализма» подчеркивающий, что принятие некоторой теории всегда определяет (детерминирует) способ восприятия явлений, т.е. опыт всегда теоретически нагружен - в науке вообще невозможно провести даже относительно определенную разграничительную линию между языком наблюдения и теоретическим языком, и все утверждения носят чисто теоретический характер. Ф. точно воспроизвел кризисные моменты в западной ф/с науки и наметил определенный выход из кризиса. состояний в расширении предмета и методологического инструментария эпистемологии:

1. Рост знаний происходит в результате полиферации (размножения) несоизмеримых теорий (дедуктивно не связанных, использующих разные понятия и методы), т.е. между ними нет логической и содержательной преемственности, нельзя создать хорошую эмпирическую методологию о равноценности всех методологических стратегий, правомерности принятия любой теоретической концепции.

2. Существует множество равноправных типов знаний и методологий, и данное обстоятельства способствуют росту знаний и развитию личности. Самые плодотворные периоды в развитии науки являются периоды создания и борьбы альтернатив. Принцип методологического плюрализма - создавать и разрабатывать теории, несовместимые с принятыми точками зрения, даже если последние и являются в высшей степени подтвержденными и общепринятыми.

3. Модно использовать все возможные, и даже абсурдные концепции. Это сделать не легко, так как теории довлеют над нашим сознанием, что заставляет нас неосознанно интерпретировать наш опыт в их свете. Поэтому их следует черпать идеи из тех сфер сознания, которые не настолько порабощены теориями и догмами, (из снов, фантазий, художественных произведений, мифов первобытных народов, восточных религий, астрологии, магии и пр.).

4. Отсюда идея не только методологического плюрализма, но и методологического анархизма - ”anything goes” («все допустимо», «все сгодится»), изложенное в книге Фейерабенда "Против метода - т.е. по существу он отрицает возможность универсального метода познания, так как всякое развитие знания предполагает отказ от старых методов. Кроме того, следование методу, с точки зрения Ф,. несовместимо с творческим мышлением.

5. В науке можно делать все что угодно - сохранить посредством разных конвенционалистических ухищрений любые прежние теории (принцип теоретического «упорства») либо заменять их любыми иными, пусть также конвенционалистическими изобретениями. Никаких рациональных критериев выбора теорий якобы нет.

6. Методологические исследования и история науки приводят к сомнению в познавательной ценности науки: научное знание не только включает в себя заблуждения, но оно не имеет средств избавления от них. Наука не является высшим пиком знания, это просто очередная интеллектуальная традиция. Вера в науку заменила веру в бога. Но она не заменила интеллектуальный прогресс.

7. Наука не лучше религии или мифа. Тем более если наука и техника не гарантирует социальной справедливости и личного счастья и нужно оживить науку, привив ненаучные способы мышления, - перестройка науки по образу и подобию ненаучных способов освоения мира.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...