Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эволюционистская модель развития науки С. Тулмина.




Концепция Стивена Тулмина – вариант постпозитивизма работы “Рациональность и научное открытие” и “Человеческое понимание”. Рациональность Т. противопоставляет абсолютистам (признают систему авторитетной при ее соответствии универсальным стандартам, - платоновским “идеям” или стандартам Евклидовой геометрии) и релятивистам (авторитетность системы уместна в пределах определенной исторической эпохи, т.к. нет универсальной оценки). Рациональность - атрибут человеческих действий или инициатив благодаря которым понятия, суждения и формальные системы, широко распространенные в этих инициативах критикуются и сменяются. Рациональность – это соответствие исторически обусловленным нормативам научного исследования, в частности, нормативам оценки и выбора теорий. Нет, и не может быть единых стандартов рациональности - они меняются вместе с изменением “идеалов естественного порядка”. Рациональность обуславливает позицию Т. к решению проблемы научных революций. Именно отождествлением рационального и логического связаны такие крайности как униформистское и революционное объяснения. Униформистская (кумулятивная) модель - о познании как постоянном и непрерывном приближении к универсальному абстрактному идеалу (логически взаимосвязанная система). Революционное (релятивистское) - смена норм рациональности как полная смену систем знаний. По мнению Т., ни дискретность, ни кумулятивизм не адекватны реальной истории, поэтому необходимо отказаться от взглядов на науку как согласованную “пропозициональную систему” и заменить ее понятием “концептуальной популяции”. Понятия внутри популяции обладают большей автономностью: они появляются в популяции в различное время и в связи с различными задачами и могут относительно независимо выходить из нее. Революционное объяснение интеллектуальных изменений - как концептуальные системы сменяют друг друга, а эволюционное объяснение - как постепенно трансформируются концептуальные популяции. Эволюционная модель строится по аналогии с теорией Дарвина и объясняет развитие науки через взаимодействие процессов “инноваций” и “отбора”. Выделяются основные черты эволюции науки:

I) Интеллектуальное содержание дисциплины — подвержено изменениям и обнаруживает явную преемственность;

II) В интеллектуальной дисциплине существуют пробные идеи или методы, но немногие из них завоевывают прочное место в системе дисциплинарного знания, поэтому непрерывное возникновение интеллектуальных новаций уравновешивается процессом критического отбора.

III) Этот двухсторонний процесс производит концептуальные изменения при наличии дополнительных условий - необходимо существование: 1) достаточного количества людей, способных поддерживать поток интеллектуальных нововведений; 2) «форумов конкуренции», в которых пробные интеллектуальные нововведения могут существовать в течение длительного свои достоинства и недостатки.

IV) “Интеллектуальная экология” в любой исторической и культурной ситуации определяется       набором взаимосвязанных понятий. В проблемной ситуации дисциплинарный отбор признает те из   конкурирующих нововведений, которые лучше всего отвечают требованиям местной       интеллектуальной среды. Эти  требования охватывают как      те проблемы, которые       каждый концептуальный вариант которыми он должен сосуществовать.

Вопрос о закономерностях развития науки - две группы вопросов: 1) какие факторы определяют появление теоретических новаций (аналог проблемы происхождения мутантных форм в биологии); 2) какие факторы определяют признание и закрепление того или иного концептуального варианта (аналог проблемы биологического отбора). При этом необходимым конечным источником концептуальных изменений он считает любопытство и способность к размышлению отдельных людей, причем этот фактор действует при выполнении определенного ряда условий. А укрепиться в дисциплинарной традиции, возникающие концептуальные новации могут, пройдя фильтр отбора. Решающим условием для выживания инновации становится ее вклад в установление соответствия между объяснениями данного феномена и принятым “объяснительным идеалом”.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 285.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...