Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Неопозитивизская модель развития науки.




Позитивизм - течение II пол. 19 в. - источник истинного знания, конкретные, частные науки; против философии как метафизики, но за философию, как особую науку; метафизика - умозрительная философия бытия (онтология, гносеология). П. – отвергает теоретическую спекуляцию и умозрения, как средства получения знания. Если философия научна, то она должна распрощаться с попыткой судить о мире в целом.

3 этапа в эволюции позитивизма:

1. Собственно позитивизм (30-70гг 19 в) - Огюст Конт, Дж. Ст. Миль, Спенсер - попытка классификации наук; 3 стадий развития познания:

а) Телеологическая - поведение - буйство фантазии, вера в богов;

б) Метафизическая – бог - субстанция;

в) Позитивная стадия - становления научного взгляда на вещи - соединение опыта с абстрактным мышлением.

2. Эмпириокритицизм (конец 19 в) - Эрнест Мах, Рихард Авенариус - философия реализма, любое научное знание филос. знание, не имеет своего отдельного от наук предмета; теория критики опыта; назначение критики - выяснение существа дел; цель - очистить опыт от метафизики).

3. Неопозитивизм (с середины 20-хгг ХХ в) - М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, Э. Нагель, А. Айер, Л.Витгенштейн, Ф. Франк, Б. Рассел и др. - ядром явился Венский философский кружок (кафедра индуктивных наук Венского универ-та в 1922 г. - программа развития научной ф/с). Мощный вклад в создание базовых представлений о вопросах, проблемах, темах, средствах и методах современных исследований естественнонаучного познания. В 1929 г. - Карнап, Нейран - манифест «Научное миропонимание. Венский кружок». Идейным источником был махизм (Э.Мах). Махисты – наука - метод упорядочивания ощущений (элементов), то Неопозитивизм - понимание научного познания - конструкция на основе чувственных содержаний (чувств данных). Изгоняли из ф/с. метафизику. Ф/с имеет право на существование не как мышление о мире, а как «логический анализ языка».

1. Венский кружок - активные «антиметафизики», их наследие - разработка логических методов анализа научного знания и построение логики науки, I форма «современной ф/с науки».

2. Научные высказывания - высказывания, выражающие непосредственный опыт познающего субъекта. Устанавливается истинность или ложность высказываний об объектах окружающего мира. Венский кружок далее разработал две версии подобного сведения: феноменалистскую и физикалистскую. Доктрина верификационизма -истинность или ложность высказывания (главного объекта анализа аналитиков) и научной теории может быть подкреплена или опровергнута лишь в том случае, если все предложения свести к высказываниям о чувственных данных, или «протокольным высказываниям», которые можно подвергнуть непосредственной эмпирической проверке.

3. Основная задача - анализ языка науки. Знание - форма высказывания, предложения или высказывания. Логический анализ языка науки - необходимость построения идеальных языков, в терминах которых результаты реальной науки может быть, наилучшим образом формализованы и тем самым выражено их подлинное содержание.

4. Общая база этого периода ф/с науки ХХ века:

1. антиметафизическое умонастроение; 2. основная задача - анализ языка науки; З. знание - это высказывание; 4. исходная посылка анализа - представление о том, что сложное знание можно разложить на элементарные высказывания, выражающие опыт, получится подтверждение его подлинного смысла и значения; 5. процедура п. 4, является процедурой верификации т.е. опытное подтверждение - основная характеристика научного знания.

5. При таком подходе нет сферы историко-научных исследований, быть ближе к историко-научным фактам да и к реальной практике естествознания – «черновой этап».

6. «Высший этап» в развитии знания после прохождения процедуры его обоснования.

7. Венский кружок предлагал логический подход, проводил анализ соблюдения норм вывода, содержащихся в научных рассуждениях для логики - т.е. нормирование рассуждения, а не исследование его. Логика - наука о правильном мышлении, наука о правильных рассуждениях (т.е. обеспечивающих при истинности посылок истинность заключения).

8. Венский кружок: во-первых, настоящая научная работа, выдвижение идей, их разработку, определенная последовательность в смене предлагаемых теорий - признаки хорошо организованной научной деятельности в рамках единой исследовательской программы. Во-вторых, признаки наличия реального направления: - кафедра, работал семинар; в 1929 г. опубликован идейный манифест, с 1930 по 1939 гг. издавался периодический журнал «Erkenntnis».

9. Работа Венского кружка прекратилась - М. Шлик был убит, остальные - покидали страну, убегая от фашизма в Англию и США (что поневоле способствовало более широкой пропаганде развиваемого ими подхода).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 175.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...