Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Концепция развития научного знания К. Поппера: критический рационализм.
Постпозитивизм. Критический рационализм. Центральное место в постпозитивизме 90-х гг. принадлежит критическому рационализму, основоположник — англ. ф/с Карл Поппер (р. 1902) - популярный философ, социолог, логик, математический логик. Положения: 1. В конце 40—50 гг. выступал с критикой марксизма — марксизм рассматривает историю общества как подчиненную объективным закономерностям, и полагает возможным научное предвидение на основе познания этих закономерностей; отстаивал идеи социал-реформизма («Открытое общество и его враги», «Нищета историцизма»). 2. П. ставит интереснейшие проблемы: соотношения закона и тенденции, роли в жизни общества социальной технологии. Работа «Нищета историцизма» - законы и всеобщие тенденции радикально отличаются друг от друга, т.к закон всеобщ и действует в любом явлении, а у тенденции такой черты нет. 3. Исторический материализм — это некий историцизм, понимаемый им как «историческое творчество», которое заменяет историческую реальность схемой, заранее предопределяющей общественное развитие от первобытного строя через классовое общество к коммунистической эре (П. противоречит себе, когда заявляет об утопизме утверждений о преобразовании общественного строя: ведь сам он считает возможным совершенствование общественных отношений, социальных институтов и т д. на основе социальной инженерии (социальной технологии). Суть философской концепции 1. существуют три мира: философский, ментальный, мир объективной истины - результат человеческого духа, т.е. мир теорий, гипотез, идей - мир роста научного знания. 2. П. выдвигает идею - лишь те теории в принципе научны, которые могут быть рано или поздно опровергнуты — П. утверждает всеобщий характер относительности знания (ему упрек в релятивизме, т.е. в отрицании абсолютной истины и абсолютизации относительной истины). 3. Объективное знание не зависит от возможностей нашего познания, и добыть его трудно, даже сама идея ошибки или сомнения уже содержит идею объективной истины: ведь механизм роста знания — «это путь проб и ошибок», «предположений и опровержений». Однако, П. приходит к агностическим выводам такого порядка: «мы не знаем, можем только предполагать...» 4. Пафосом «критического рационализма» - необходимость создания «теории научной рациональности» - системы стандартов и норм «роста научного знания», осуществления «демаркации», т.е. отделения научного знания от ненаучного. Эта теория позволит любому ученому решать три задачи: 1. избегать наивного эмпиризма; 2. не допускать спекулятивных рассуждений в духе классической немецкой ф/с; 3. не впадать в иррационализм. 5. Науке (по П.) надо отказаться от принципа верификации (т.е. подтверждения истины чувственными, наблюдаемыми фактами). Будущее за фальсификацией - «принципом опровержения неистинности», позволяющим отделить научное знание от ненаучного. Этот принцип является не логическим, а методологическим — его суть: 1) если теория опровергнута, то она должна быть немедленно отброшена; 2) лишь те теории могут считаться научными, которые могут быть опровергнуты, т.е. которые способны доказать свою ложность; З) теория должна рассматриваться или как конвенциональная (принятая научным сообществом) или эмпирическая; 4) определяется характер эмпирической теории: происходящие явления, события и те, которые под эту теорию не подходят; 5) важно различать «фактуально ложные» высказывания и логически ложные (противоречивые высказывания). 6. Принцип фальсификации не просто антиверификационный принцип — это не способ проверки истинности знания на эмпирическом уровне. С ним П. стремится решить проблему критического пересмотра содержания научного знания. Он постоянно подчеркивает, что наука это динамический процесс, сопровождающийся сменой теорий, которые взаимодействуют, но не «добавляют» друг друга.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 202. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |