Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Концепция развития научного знания К. Поппера: критический рационализм.




Постпозитивизм. Критический рационализм. Центральное место в постпозитивизме 90-х гг. принадлежит критическому рационализму, основоположник — англ. ф/с Карл Поппер (р. 1902) - популярный философ, социолог, логик, математический логик.

Положения:

1. В конце 40—50 гг. выступал с критикой марксизма — марксизм рассматривает историю общества как подчиненную объективным закономерностям, и полагает возможным научное предвидение на основе познания этих закономерностей; отстаивал идеи социал-реформизма («Открытое общество и его враги», «Нищета историцизма»).

2. П. ставит интереснейшие проблемы: соотношения закона и тенденции, роли в жизни общества социальной технологии. Работа «Нищета историцизма» - законы и всеобщие тенденции радикально отличаются друг от друга, т.к закон всеобщ и действует в любом явлении, а у тенденции такой черты нет.

3. Исторический материализм — это некий историцизм, понимаемый им как «историческое творчество», которое заменяет историческую реальность схемой, заранее предопределяющей общественное развитие от первобытного строя через классовое общество к коммунистической эре (П. противоречит себе, когда заявляет об утопизме утверждений о преобразовании общественного строя: ведь сам он считает возможным совершенствование общественных отношений, социальных институтов и т д. на основе социальной инженерии (социальной технологии).

Суть философской концепции

1. существуют три мира: философский, ментальный, мир объективной истины - результат человеческого духа, т.е. мир теорий, гипотез, идей - мир роста научного знания.

2. П. выдвигает идею - лишь те теории в принципе научны, которые могут быть рано или поздно опровергнуты — П. утверждает всеобщий характер относительности знания (ему упрек в релятивизме, т.е. в отрицании абсолютной истины и абсолютизации относительной истины).

3. Объективное знание не зависит от возможностей нашего познания, и добыть его трудно, даже сама идея ошибки или сомнения уже содержит идею объективной истины: ведь механизм роста знания — «это путь проб и ошибок», «предположений и опровержений». Однако, П. приходит к агностическим выводам такого порядка: «мы не знаем, можем только предполагать...»

4. Пафосом «критического рационализма» - необходимость создания «теории научной рациональности» - системы стандартов и норм «роста научного знания», осуществления «демаркации», т.е. отделения научного знания от ненаучного. Эта теория позволит любому ученому решать три задачи: 1. избегать наивного эмпиризма; 2. не допускать спекулятивных рассуждений в духе классической немецкой ф/с; 3. не впадать в иррационализм.

5. Науке (по П.) надо отказаться от принципа верификации (т.е. подтверждения истины чувственными, наблюдаемыми фактами). Будущее за фальсификацией - «принципом опровержения неистинности», позволяющим отделить научное знание от ненаучного. Этот принцип является не логическим, а методологическим — его суть: 1) если теория опровергнута, то она должна быть немедленно отброшена; 2) лишь те теории могут считаться научными, которые могут быть опровергнуты, т.е. которые способны доказать свою ложность; З) теория должна рассматриваться или как конвенциональная (принятая научным сообществом) или эмпирическая; 4) определяется характер эмпирической теории: происходящие явления, события и те, которые под эту теорию не подходят; 5) важно различать «фактуально ложные» высказывания и логически ложные (противоречивые высказывания).

6. Принцип фальсификации не просто антиверификационный принцип — это не способ проверки истинности знания на эмпирическом уровне. С ним П. стремится решить проблему критического пересмотра содержания научного знания. Он постоянно подчеркивает, что наука это динамический процесс, сопровождающийся сменой теорий, которые взаимодействуют, но не «добавляют» друг друга.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...