Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные процессные концепции мотивации.
"Процессные" концепции мотивации акцентируют внимание на том, как человек выбирает тот или иной тип поведения с учетом своего индивидуального восприятия, личного опыта и обстоятельств. "Теория ожиданий" Виктора Врума. В ее основе лежит признание того факта, что помимо потребностей человеком движет ожидание результатов и их соответствующей оценки. В ожиданиях человека прослеживаются как бы три ступени. Выполняя работу, человек ожидает, что его усилия принесут определенный результат.человек ожидает соответствующей оценки руководителя и определенного вознаграждения. Кроме того, он ожидает с определенной степенью вероятности, что ценность этого вознаграждения его удовлетворит. Степень удовлетворения вознаграждением Врум назвал валентностью. Концепция "оперантногообусловливания" Б.Ф. Скиннера. Взаимосвязь стимула и реакции можно осуществлять посредством классического обусловливания, когда стимул предшествует реакции, и оперантногообусловливания, когда реакция происходит до и в ожидании стимула. Автор концепции Б.Скиннерсчитает, что при оперантномобусловливании изменяется модель поведения, и это облегчается благодаря положительному подкреплению. Положительное подкрепление в виде денежного вознаграждения обеспечивала уже система Тейлора. Однако это была система непрерывного подкрепления, поскольку вознаграждение выплачивалось по окончании стандартного периода времени, менялся только размер вознаграждения. Теория справедливости (теория равенства) Адамса. В этой концепции привлекается внимание к такому аспекту в социальном поведении людей: люди обязательно субъективно определяют отношение полученного вознаграждения и своих затраченных усилий, а затем сравнивают это с вознаграждением других людей за аналогичную работу. Американские ученые Лайман Портер и Эдвард Лоулер предложили концепцию процесса мотивации, в которой объединили элементы "теории ожиданий" и "теории справедливости" в комплексную модель.Согласно их концепции, достигаемые человеком результаты обусловлены приложенными им усилиями, его способностями и характером, а также осознанием им своей роли как субъекта деятельности. Усилия же человека предопределяются ожиданием вознаграждения и его ценности, соотнесением предполагаемого вознаграждения с предполагаемыми усилиями и результатами. Удовлетворенность же человека является результатом не только внешнего вознаграждения, но и "внутреннего" (то есть его собственной удовлетворенности от процесса и результатов работы), а также результатом воспринятой справедливости вознаграждения. Степень удовлетворенности - это мера истинной ценности вознаграждения для данного индивида, Концепции X и Y Д. МакГрегора, и теория Z У. Оучи. Согласно "теории X" предполагается, что человек как социальное существо ленив. "теория У" предполагает акцент на необходимости установления доверительных отношений, создания среды, благоприятствующей инициативе, самостоятельности, преданности целям организации. "теория Z" ее логика заключаются в том, что нужно отнестись к работнику с максимальным доверием и предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Такое доверие усиливает убежденность работников в совпадении их индивидуальных целей и целей организации.
Основные содержательные концепции мотивации. Концепции содержания мотивации концентрируют внимание на анализе потребностей, их структуры и содержания, их влияния на мотивацию. Иерархия потребностей Маслоу (1940е годы,затем дополнена псих-м Мурреем). две группы образовали первичные потребности, а остальные три - вторичные.физиологические потребности, потребности в безопасности, защищенности, уверенности в будущем, социальные-(потребности в принадлежности (к социальной группе), поддержке, причастности (к делам группы).потребности в уважении и признании со стороны окружающих. потребности в самореализации, росте человека как личности, причем даже независимо от внешнего признания. КлейтонАльдерферконцепция существования, связи роста – ССР или ERG Выделил 3 группы потребностей:Потребности существования в целом соответствуют первым двум группам у Маслоу - физиологическим потребностям и потребностям в безопасности (за исключением групповой безопасности). Потребности связи в целом аналогичны потребностям принадлежности и причастности, но также включают и потребности в групповой безопасности, часть потребностей самоутверждения. Потребности роста можно сопоставить с потребностями в признании, самоутверждении и самореализации Маслоу. Альдерфер не определяет иерархичность потребностей и утверждает, что все они могут быть активными в каждый данный момент времени. Дэвид МакКлелланд (теория приобретенных потребностей)ограничился рассмотрением только "вторичных" потребностей. Он выделил три группы потребностей: Потребности достижения (успеха)потребности соучастия (причастности) характеризуется примерно также, как потребности третьей и четвертой групп у Маслоу или потребности связи у Альдерфера, потребности власти выделена на том основании, что у людей присутствует, хотя и в разной мере, стремление контролировать ресурсы и процессы деятельности, действия других людей. Фредерик Герцбергпредложил концепцию двух факторов мотивации Фредерик Герцберг считал, что есть два различных процесса: 1) удовлетворенность и ее отсутствие; 2) неудовлетворенность и ее отсутствие. Факторы, которые усиливают удовлетворенность, получили у Герцберга название "удовлетворители"или"мотиваторы", так как именно эти факторы, по его мнению, мотивируют работника. Это - факторы внутренние, связанные с самой работой, такие как достижение успеха, признание, ответственность, продвижение, возможность роста, увлекательность заданий, обучение и повышение квалификации, самостоятельность и т.д. Достоинство этих концепций состоит в том, что они требуют от менеджера внимания к нуждам работников с учетом индивидуальных и групповых особенностей, выявления этих конкретных нужд и реагирования на них с целью стимулирования эффективной деятельности. Вместе с тем концепции "содержания" мотивации не раскрывают самого мотивационного механизма, содержания процесса мотивации, а также ситуационных аспектов, что признается их недостатком.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 154. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |