Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формальные и неформальные группы в организациях, их характеристики, присущие им особенности групповой динамики.




Поскольку мы ведём речь о группах внутри социальной организации, то, исходя из указанного различения социальных групп, более точным будет характеризовать их как малые группы. Малая группа - это существующая внутри социальной организации относительно устойчивая совокупность двух или более людей, находящихся в отношениях непосредственного регулярного социального взаимодействия и отличающихся определённой общностью интересов, ценностей и норм поведения.

Термин "групповая динамика" мы применяем для обозначения всей совокупности процессов и отношений, осуществляющихся внутри малых групп и между малыми группами в социальной организации. Групповая динамика - это совокупность всех аспектов социальных отношений и процессов, присущих малым группам в социальной организации.      

Образующиеся в социальной организации группы обычно подразделяются на два типа: формальные группы и неформальные группы. Формальные группы создаются руководством организации в соответствии с ее структурой и необходимостью выполнения организационных задач, то есть являются ее постоянными или временными организационными подразделениями. Поскольку эти группы имеют официальное целевое назначение, их иногда называют также целевыми. Неформальные группы возникают спонтанно из практики межличностного общения посредством самоформирования, обусловленного взаимным притяжением людей на основе личных ценностей, пристрастий, симпатий. Механизм их образования носит неофициальный, спонтанный, относительно самопроизвольный характер. Неформальные группы иногда определяют как социально-психологические.

Итак, различие в механизме формирования формальных и неформальных групп состоит в том, что тип и структура формальной группы избираются намеренно, путем организационного проектирования, в то время как тип и структура неформальной группы возникают спонтанно в результате предпочтений межличностного общения.

Формальные и неформальные группы отличаются также и по механизму функционировании.

Формальные группы функционируют как составная часть официальной структуры организации, используя при этом как формальные организационные связи, так и неформальные, личностные. В этих группах проявляются как деловой, так и личностный аспекты социальных отношений.

Формальные связи выражают статусно-ролевые отношения, должностную иерархию, каналы делегирования задач и полномочий. Неформальные связи основаны на личностном аспекте взаимодействия и напрямую не зависят от должностной иерархии. Они представляют собой каналы неформального общения.

Неформальные группы функционируют как составная часть неформальной структуры межличностного общения в организации. Они используют только неформальные связи, система которых образует их внутреннюю структуру. Эта структура официально не фиксируется в документах и схемах, но как система отношений она столь же материальна и объективна, как и формальная организационная структура.

В качестве относительно устойчивых, структурированных общностей как формальные, так и неформальные группы становятся субъектами социальной деятельности, субъектами отношений управления.

Итак, групповая динамика как совокупность всех аспектов социальных отношений, присущих группам, проявляется в двух типах групп, отличающихся по механизму образования и функционирования.

Исходя из особенностей механизма образования и функционирования формальных и неформальных групп, можно вывести следующее: 1) неформальные группы всегда являются неизбежными спутниками формальных групп; 2) реальная структура организации не ограничивается ее формальной структурой, а представляет собой сложную совокупность всех формальных и неформальных связей, образуемую совокупностью реальных социальных отношений.

Таким образом, в рассмотренном выше ракурсе проблема функционирования отношений менеджмента на микроуровне общества предстаёт как проблема, во-первых, эффективного взаимодействия формальных и неформальных групп, во-вторых, эффективного функционирования всей системы социальных связей в их совокупности, а не только формальных связей.

Управленческая власть и лидерство. Основные подходы к определению факторов эффективного лидерства.

Упр. Вл. – это право, возможность и способность субъекта отношений управления (индивида, группы) целенаправленно влиять на другого субъекта этих отношений, контролируя и изменяя его поведение.

Влияние– это воздействие социального субъекта (инд-да, группы) на других суб. соц. отношений, это его социальное «силовое поле», действующее с определенной направленностью и силой.

Вл. как право влиять – концепция М. Вебера о легитимности власти. Он делил вл. на 3 группы: рациональная (законная вл., опирается на инструкции, нормы), традиционная, харизматическая. => Вл. как право влиять выступает в 3х эпостасях: как юридическое (законное) право, традиционное право, моральное право.

Формальное наделение вл. не обеспечивает субъекту реальной вл., т.к. она подразумевает готовность управляемых подчиняться.

Вл. как возможность влиять –здесь нужно говорить о балансе власти руководителя и подчиненных, т.е. отношения взаимозависимости. Отношения упр-я – это отн-я должностной и личной зависимости, т.к. служебное положение дает возм-ть рук-лю исп-ть помимо должностных полномочий и др. источники реальной вл.

Вл. как способность влиять – способность упр-щего субъекта оказывать влияние в большей мере связана с его проф. И личностными качествами, чем с его соц. положением. Здесь можно говорить о 2х типах упр. Вл.: должностной и личностной. Авторитет – это вл., возникающая на формальной основе, как данная кому-то и принимаемая подчиненными как то, с чем они согласны и считают правильным.

Упр. вл.= реальная вл.= должн. вл.+личн. вл.

Формы упр. вл.: 1)«господство-подчинение»=> интересы:подавление=> экон. принуждение; 2) «руководство- исполнение»=>интересы: согласование=>суб. экон. отн-й свободны; 3) «лидерство-следование»=> интересы:взаимопроникновение=> эк. добровольность.

Ученые выделяют разл. источники вл.: вл. принуждения, вл. вознаграждения, экспертная вл., вл. харизмы, законная вл, информация, т. н. «связи».

Лидерство в широком см. – это рук-во вообще. В узком см. – «первый среди равных».

Осн. подходы к определению факторов эф-ного лидерства:

1. Личностный подход (30-50гг)- выделялись личные кач-ва чел-ка (выносливость, энтузиазм, дружелюбие, порядочность, анал. Спос-ти, коммун-ть и др.). С. Кови

2. Бихевиористские концепции (40-60гг) – А) курт Левин=> 3 стиля рук-ва: авторитарный, демокр., попустительский. Б) Френсис Лайкерт => 2 стиля: ориентированный на выполнение произв. задач; -+- на отн-я работников.(составляется матрица из 81 квадрата).

3. Системно-ситуационные концепции – все зависит от конкретной ситуации.

4. Интегративный подход – рук-лю нужно максимально овладеть всеми стилями и приемами рук-ва и исп-ть их в зависимости от ситуации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 184.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...