Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Инновационный менеджмент как философия и стиль современного управления, как специализированная функция управления.




Понятие"иннов. М" можно рассмотреть в 2 смыслах: узком и широком.

Под иннов. М понимаетсяспециализированная функция по У разработкой, созданием и использованием НТ и продуктовых нововведений. Эта функция стала осознаваться наукой и практикой У примерно в 60-е гг. XX в., в 70-80-е гг. стала оцениваться как особая, специальная отрасль У. Это понимание характеризует иннов. М вузком смысле слова.

В широком смысле слова под иннов. М следует пониматьновое содержание отношений У, подразумевающее непрерывный новаторский, обновленческий характер управленческого взаимодействия. В этом смысле иннов. М предстаёт в качествефилософии, способа и стиля современного У, охватывает не только НТ и продуктовые нововведения, но и организационно-управленческие, соц. нововведения. Такое понимание стало актуальным в 70-80-е гг. и усилилось в 90-е гг. XX в. Именно эта сторона иннов. М - особенно важна, поскольку организационно-управленческие решения и действия создают условия для реализации научно-технических идей, а не наоборот.

 Различным образом определяются место иннов. М в практике У организацией, егоцели и основные черты. Иннов. М в узком смысле - одно из направлений стратегического У, которое обеспечивает введение научно-теоретических инноваций, связанных с выпуском новой продукции. Его цель: определение основных направлений НТ и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции; модернизация и усовершенствование выпускаемой; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей. Разработка и выпуск новой продукции становятся приоритетным направлением стратегии фирмы, поскольку определяют все остальные направления её деятельности.

Основные черты иннов. М как части стратегического У сводятся к разработке, проектированию и внедрению новой продукции, проведению единой иннов. политики, обеспечению комплексного решения инновационных проблем.

Иннов. М в широком смысле -новаторское по своей сути У, охватывающее все стороны деятельности хоз. организации и предполагающее их постоянное совершенствование на основе нововведений всех типов: соц.-экономических, организационно-экономических, организационно-структурных, социокультурных, научно-технических.

Речь должна идти обинновационности самого М, целью которого выступает реализация имеющихся иннов. возможностей,иннов. потенциала. Э.М. Коротков: "Иннов. потенциал М (инновационная восприимчивость) - способность и возможность видеть необходимость нововведений и изменений инновационного типа, проектировать нововведения и успешно реализовывать их в практике У.

Одного обладания потенциалом недостаточно, его нужнореализовать,необходимо: 1) быть в постоянной готовности к инновациям; 2) уметь анализировать тенденции во внешней и внутренней среде и вовремя осознаватьпотребность в конкретных инновациях; 3) исследовать и определять потенциальные результаты и последствия возможных инноваций; 4) адекватно разрабатывать проекты инноваций, этапы их реализации; 5) организовывать реализацию проектов, обеспечивая необходимую мотивацию и преодолевая сопротивление переменам; 6) обеспечивать необходимые ресурсы - инновационный фонд.

Основные черты иннов. М как философии, способа, стиля совр. У - постоянный поиск нового, движение к всеохватывающему качеству, постоянное совершенствование и самосовершенствование.

Таким образом, если иннов. М как составляющая стратегического У ориентирован на новые продукты, технику, технологию, то иннов. М как философия, способ и стиль современного управления ориентирован на созданиеновой ценности.

Возникновение иннов. М стало составляющей(НТР), её следствием и предпосылкой её дальнейшего развёртывания. Начиная с эпохи промышленного переворота технический и экономический прогресс становился всё более зависимым от разработки и применения нового знания, которое превращалось в непосредственный фактор производства наряду с природными (землёй), материально-вещественными (реальный капитал) и человеческими (труд) факторами. В XX в., в эпоху НТР взаимодействие науки и производства сталосистемным, непрерывным и постоянно воспроизводимым отношением. Процессами создания и практической реализации новшеств сталиуправлять, выделилась специализированная функция, которая стала предметомизучения, а теория такого У стала специальной научной и учебной дисциплиной.

В современную эпоху социально-экономический процесс стал невозможен без постоянного внедрения научных знаний в материальное производство, в организацию процесса производства, в технику и технологию. Образовался единый последовательно сопряжённый комплекс "наука - организация, техника, технология - производство - потребление". У. этим комплексом обеспечивается посредством отношений М, координирующих взаимодействие его звеньев и придающих этому взаимодействию целенаправленность.

Как считает современная наука, иннов. процессы носятволновой характер. Открытие и научное обоснование было впервые сделано советским ученымН.Д. Кондратьевым в 20-х гг. XX в. На основе изучения большого эмпирического материала он сделал вывод о существовании определенных циклов продолжительностью около 55-57 лет в появлении и распространении научно-технических новшеств. Его концепция получила название теории "больших циклов", или "длинных волн". Материальной основой циклов Кондратьев считал обновление элементов основного капитала, в частности, развитие сети железных дорог, каналов,а также подготовку квалифицированной рабочей силы.

К настоящему времени "большие циклы" зафиксированы другими зарубежными и отечественными исследователями на большом материале экономических и соц. показателей. К ним можно отнести австро-американского экономиста Й.Шумпетера, амер. теоретика Дж. Форрестера и др.

В современной управленческой и экономической литературе, опираясь на подсчёты Н. Кондратьева, И. Шумпетера и других экономистов, делаются выводы о том, что новая, 5 волна нововведений, сменяющая четвёртую, базировавшуюся на электронике, началась с 90-х гг. XX в. Американский экономистК. Фримен полагает, что по крайней мере частью базы этой волны станутбиотехнологии.

Всё это создало теоретическую базу для нового образа действии фирм, когдаих выживание в конкурентной борьбе в условиях рынка всё больше увязывается с возможностью радикальной смены выпускаемого продукта или услуги. Этим же путём можно добиться увеличения прибыли зачастую более результативно, чем экономией на затратах при выпуске устоявшегося изделия, продукта или услуги. Фирмы стали разрабатыватьиннов. политику- динамичную систему нововведений (сначала только продуктовых, а затем увязанных в единую целостность с НТи и организационно-управленческими нововведениями), которая позволяла обеспечить рынок необходимой продукцией в соответствии с его конъюнктурой.

Именно жизненные потребности людей и потребности системы общественного производстванепосредственно востребуют инновации. В среднем из 100 успешно реализованных нововведений около 75 появляются в ответ на нужды потребителей и примерно 25 - как результат внедрения новых технических идей, возникших в ходе проведения НИОКР.

После второй войны инновационная политика прошла, как считается,три этапа.

1.этап упора на разработку новых технологий, когда ожидалось, что научные исследования станут основой усиленных нововведений.

2. с конца 50-х гг. - переориентация на маркетинг, на учёт запросов потребителей, когда политику стали диктовать запросы рынка, а не технология.

3. сбалансированный подход технология/маркетинг. Суть: необходимо удовлетворять запросы потребителей, так, чтобы это давало всегда преимущество в конкурентной борьбе, обеспечиваемоетехнологией.

Примерно в 70-е гг.- 80 управленческой теорией стало осознаваться, что успешное осуществление инноваций в сфере создания новых продуктов и услуг неотделимо от новыхсоциальных подходов, что необходим иной тип управления вообще, а не только иной тип иннов. политики. Революционные прорывы могут достигаться толькоиннов. системами, которыми и должны стать совр. хозяйственные организации.

Управляющие субъекты (бизнесмены, менеджеры, работники гос. управления) должны статьноваторами, приобрести новое мышление, которое можно назватьпредпринимательским. Должен измениться самобраз мышления и образ действий людей. Это действительно удалось осуществить в развитых странах, не только благодаря развитию рыночных отношений, но и благодаря широкому распространениютеоретических концепций, направленных на постоянное совершенствование ("всеохватывающего качества" У. Эдвардса Деминга, "организационного совершенства" Т. Питерса и Р. Уотермена, "принципиального лидерства" С. Кови и др.).

П. Дракер, считает, что произошедшее массовое распространение предпринимательства (entrepreneurship) связано с распространением нового образа мышления и действий. В таком понимании предпринимательство предстаёт как социальное творчество, которое раскрепощает способности человека, желающего осуществиться в интересной, свободной деятельности по созданию новых продуктов и услуг, по управлению.

С этой точки зрения иннов. М -новое содержание отношений М, развивающееся во всех подсистемах социально-экономического организма общества. Отношения М наполняютсяновым содержанием, обусловленным тем, что управляющие субъекты становятся исключительно сознательными, активными творцами, побуждающими к такой же творческой деятельности управляемых субъектов. Мышление субъектов У изменяется, насыщаясь знанием (социально-экономических, гуманитарных, а не только узкоспециализированных наук), что позволяет им расширять кругозор, осознавать свои объективные интересы и их место в общей системе интересов общества.

На первый план выходят интересы творчества, осознанно и активно субъекты У стремятся реализовать свои интересы посредствомсогласования, а управляющие субъекты целенаправленно стремятся выразить и осуществить интересы руководимого ими сообщества.

Производным от такой новой "наполненности отношений М выступает новое содержание координации звеньев в едином комплексе "наука —>• организация, техника, технология —” производство —>• потребление". Инновационный менеджмент развился какспециальная функция управления, какиннов. политика хоз. организаций. Он получил развитие и как принципиально новое содержание отношений управления', связанное с новым качеством управляющих и управляемых субъектов, причём эта его плоскость является определяющей в деятельности современных организаций.

ВОПРОС 32.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 161.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...