Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социоориентированные модели коммуникации




Коммуникации рассматриваются как социальный процесс

К данным моделям относятся:

· Критическая теория Хабермаса (Ключевое положение философской теории Хабермаса состоит в том, что в современном плюралистическом мире фундаментом общественного согласия не могут быть ни религиозная ориентация, ни какие бы то ни было идеологические предписания. Основу морально-правового поведения составляют сами процедуры свободного социального диалога, рационально-критическая переубедимость, которая требует от каждого индивида максимального отказа от исторически сложившихся форм подавления личности.

· Теория систем Лумана (Общество, как всеохватывающая социальная система, конституируется различением себя от окружающего мира, к которому относятся системы сознания (индивиды), система мозга и физические системы. Отграничив себя от окружающего мира, общество способно оперировать замкнутым образом и, поскольку, единственной подлинно-социальной операцией выступает коммуникация, то оперативная замкнутость выражается в том, что одна коммуникация подсоединяется к другой коммуникации. Однако само общество неоднородно и дифференцируется на ряд подсистем, таких как: функциональные подсистемы (масс-медиа, политика, наука и прочее), системы интеракций лицом-к-лицу, а также системы организаций. Коммуникация как таковая есть триединство информации, сообщения и понимания (осознания различения между информацией и сообщением).

· Символический интеракционизм (Символич. интеракционистов объединяет не строгая теория, а общность видения социального процесса, трактуемого как процесс выработки и изменения социальных значений, постоянного определения и переопределения ситуаций взаимодействия их участниками).

· Социальная феноменология

Из лекции

Коммуникационно-ориентированная концепция общества (Хабермас, Луман)

- понимание неразрывной связи теории коммуникации с теорией общества,

- основы существования, перспективы развития выводятся из коммуникационных практик,

Хабермас: «Коммуникация отождествляется с коммуникационным действием, которое соотносится с интеракцией по меньшей мере 2х владеющих речью, способных к действию субъектов, которые вступают в межличностные отношения».

Цель этих отношений – координация действий,

Функции коммуникационного действия в обществе: сохранение консенсуса, который обосновывается на рационально-обоснованном соглашении и взаимном признании.

Луман: «Коммуникация – элементарная социальная операция, это основополагающий момент в теории общества как системы, включающей в себя всю совокупность коммуникации, обладающей возможностями самоорганизации и самоописания».

- коммуникация на каждом уровне создает удвоение восприятия – условие прогресса,

- НО есть помехи, усиливающие друг друга: непонимание сообщения, недостижение адресата, возможность разногласия и отвержения коммуникации

При этом социальная система невероятна без коммуникации => возникновение социальных систем управления для преодоления этих 3х видом невероятностей

«Коммуникация является изначально социальной операцией поскольку, хотя и предполагает множество совместно действующих систем сознания, но именно поэтому и может быть как единство вменена ни одному отдельному сознанию. Она социальная также и постольку, поскольку общее (коллективное) сознание никоим образом и ни в коем смысле производным быть не может. То есть и согласие как полное согласование в строгом смысле слова не допустимо, а вместо этого функционирует коммуникация».

 

2. Место массового сознания в структуре современного общественного сознания

Массовое сознание – один из уровней общественного сознания,

- термин МС появился в конце 19 века благодаря соц-экономическим предпосылкам

МС наиболее актуальная форма современного общественного сознания и определенная модель социального познания

Грушин: МС – особый случай общественного сознания, реализующийся в группе/массе индивидуальных сознаний, но не совпадающий с каждым из них в отдельности, а также с индивидуальным сознанием как таковым

Масса – особого рода человеческая общность, которая не совпадает ни с человечеством в целом, ни с тем или иным сообществом, ни со всевозможными группами, составляющими различные общества.

МС в основе своей оперирует архетипами и образами мифологического характера.

Основные установки массового сознания

1) Набор практических моделей поведения,

2) Эмоционально-образных суждений об окружающем мире,

 

МС отличается от общественного сознания. Которое является совокупностью всех без исключения продуктов человеческого творчества,

МС: агрессивно, стихийно, безответно, мифологично.

Общественное <-> индивидуальное,

Массовое <-> личностное, элитарно личностное (критическое восприятие действительности, анализ и контроль эмоционального содержания, характеризуется чувством ответственности).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...