Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика трудовых споров, их классификация




Трудовые спорыинститут ТП, регулирующий «неурегулирования» разногласия между работодателем и работником или работниками по поводу применения или установления трудового законодательства.

Данный правовой институт традиционен для ТП и он регулируется не только нормами ТК, но и ГПК. Поэтому сегодня модна теория о том, что необходимо создать, выделить новые отрасли права под названием «трудовое процессуальное право» и «родить» кодекс под этим названием.

Трудовые споры- это проверка трудового законодательства как бы на «излом», т.е. нормы трудового права прежде всего ТК проверяются на действительность их применения с помощью этих споров. И стороны трудовых отношений могут определить на себе полноценность нормы права ТК.

Трудовой спор становится таковым, если 1 из сторон(обычно работник) решит 3 вопроса:

1) Есть ли спор? И по каким правоотношениям он возникает.

2) Нужно определить стороны трудового спора(т.е. субъектный состав)

3) Какой предмет спора, то ли это индивидуальное разногласие неурегулированное в результате переговоров, то ли это коллективное разногласие, также неурегулированное путём переговоров.

Решив эти 3 вопроса переходим к пониманию трудового спора- а это неурегулированное разногласие. Законодатель подталкивает стороны к переговорам для обнаружения сути спора.

Ст. 381- понятие ИТС начинает именно с этого-

1- неурегулированное разногласия

2- Между тем субъект, а это работодатель(организация или его представитель, наделённые соот полномочиями) и работник.

3-  вид спора,который бывает 2 видов:

· Это разногласие по поводу применения трудового законодательства, т.е. или нарушение его или неисполнение его в самом широком смысле, т.е. это может быть норма ТК, которая не применяется.

· Споры по поводу установления условий труда, это спор о праве на что то, спор об интересе(спор о притязании), например график отпусков.

Трудовой спор может возникать между работником, бывшим работником и несостоявшимся работником.

В соот с ТК, ст 382 гласит, что существует всего 2 юрисдикционного органа- КТС и суд.

Их использовать можно альтернативно,( работник сам выбирает порядок, он может использовать общий порядок(под ним понимают КТС- 1 инстанция, суд- 2),или собственно судебный порядок, т.е. работник может обратиться в суд.

Причём по некоторым спорам он вынужден обращаться в суд(ч.2ст. 391), поскольку она начинается со слов- непосредственно в судах рассматриваются ИТС-а это в частности о восстановлении на работе, об изменении формулировки причины увольнения, о переводе на др работу, об оплате за вынужденный прогул либо об оплате разницы в зарплате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях(без) работодателя при обработке и защите персональных данных (подробнее смотреть вопрос № 88).)

Процедуры или порядок рассмотрения трудовых споров- прерогатива центра. Централизовано порядок определяется в ТК, в иных ФЗ и как дополнение ещё ГК, никаких других правовых актов по этому поводу нет.

Классификация:

1- Все трудовые споры в зависимости от субъектов можно разделить на 2 группы:

Индивидуальные трудовые споры(ИТС)

отдельный работник и работо­датель. Предмет спора - требование работника о восстанов­лении нарушенных трудовых прав или признании тех или иных трудовых прав, которые, по его мнению, должны ему принадлежать. Таким образом, споры воз­никают по поводу применения трудового зак-ва, коллективного договора, соглашений, условий трудового дог-ра. Это юр. споры или так называемые «конфликты права».

Коллективные.

В коллективных трудовых спорах участвуют работники (их предста­вители) и работодатели (их представители). Коллективные трудовые споры возникают по поводу установления и изменения условий труда, других тре­бований, затрагивающих коллективные интересы работников. Данные кол­лективные трудовые споры именуются также «конфликтами интересов».

Индивидуальные трудовые споры возникают из трудовых правоот­ношений.

Коллективные трудовые споры могут возникнуть из непосредст­венно связанных с трудовыми иных правоотношений.

2- В зависимости от предмета спора они бывают:

Исковыми(это индивидуальные споры о применении трудового законодательства. Органы рассматривающие- КТС и суд )

Неисковые. (споры об интересе, споры об установлении условий труда или их изменения, имеют коллективное значение и являются коллективными трудовыми спорами, разрешение которых осуществляется на основе примирительных процедур: примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.)

Принципы. Их в законодательстве нет, они есть в ГПК.

1- Демократичность рассмотрения трудовых споров.(может рассматриваться с привлечением представителем работника, в тоже время работник может поручать представление своих интересов профсоюзу или если мелкий- опекунам и попечителям)

2- Быстрота рассмотрения и бесплатность трудовых споров, как ИТС так и коллективные- работники ничего не платят, работодатель платит гос пошлину.

Сроки- работник может обратиться в КТС в 3 месячный срок, а в суд- 1 месяц. При обжаловании решения КТС за 10 дней до дня вручения копии. Ст- 390. Максимальный срок- 1 год, при заявлении работодателя о возмещении работником материального убытка.

3- Принцип примирительного разрешения, т.е. законодатель «толкает» стороны на примирение ещё до начала трудового спора. Примирение может наступить на любой стадии рассмотрении трудового спора- как индивидуального так и коллективного. Причём примирительность не диктуется законодателем, он только предлагает пойти на мирное разрешение конфликта. Если не сумеют договориться, тогда при коллективном споре можно прибегнуть к исключительной, крайней процедуре- забастовке.

4- Свобода добровольного участия работника в рассмотрении трудовых споров. Т.е. работник может на любой стадии отказаться от заявленный требований, это даже проявляется на крайней стадии, т.е. работник может участвовать или не участвовать в забастовке, а если забастовки заблокировали работу, работник может встать с плакатом: «я хочу работать», тогда работодатель обязан предоставить работу или будет вынужден оплачивать компенсацию, если у него не будет работы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 285.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...