Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общая характеристика трудовых споров, их классификация
Трудовые спорыинститут ТП, регулирующий «неурегулирования» разногласия между работодателем и работником или работниками по поводу применения или установления трудового законодательства. Данный правовой институт традиционен для ТП и он регулируется не только нормами ТК, но и ГПК. Поэтому сегодня модна теория о том, что необходимо создать, выделить новые отрасли права под названием «трудовое процессуальное право» и «родить» кодекс под этим названием. Трудовые споры- это проверка трудового законодательства как бы на «излом», т.е. нормы трудового права прежде всего ТК проверяются на действительность их применения с помощью этих споров. И стороны трудовых отношений могут определить на себе полноценность нормы права ТК. Трудовой спор становится таковым, если 1 из сторон(обычно работник) решит 3 вопроса: 1) Есть ли спор? И по каким правоотношениям он возникает. 2) Нужно определить стороны трудового спора(т.е. субъектный состав) 3) Какой предмет спора, то ли это индивидуальное разногласие неурегулированное в результате переговоров, то ли это коллективное разногласие, также неурегулированное путём переговоров. Решив эти 3 вопроса переходим к пониманию трудового спора- а это неурегулированное разногласие. Законодатель подталкивает стороны к переговорам для обнаружения сути спора. Ст. 381- понятие ИТС начинает именно с этого- 1- неурегулированное разногласия 2- Между тем субъект, а это работодатель(организация или его представитель, наделённые соот полномочиями) и работник. 3- вид спора,который бывает 2 видов: · Это разногласие по поводу применения трудового законодательства, т.е. или нарушение его или неисполнение его в самом широком смысле, т.е. это может быть норма ТК, которая не применяется. · Споры по поводу установления условий труда, это спор о праве на что то, спор об интересе(спор о притязании), например график отпусков. Трудовой спор может возникать между работником, бывшим работником и несостоявшимся работником. В соот с ТК, ст 382 гласит, что существует всего 2 юрисдикционного органа- КТС и суд. Их использовать можно альтернативно,( работник сам выбирает порядок, он может использовать общий порядок(под ним понимают КТС- 1 инстанция, суд- 2),или собственно судебный порядок, т.е. работник может обратиться в суд. Причём по некоторым спорам он вынужден обращаться в суд(ч.2ст. 391), поскольку она начинается со слов- непосредственно в судах рассматриваются ИТС-а это в частности о восстановлении на работе, об изменении формулировки причины увольнения, о переводе на др работу, об оплате за вынужденный прогул либо об оплате разницы в зарплате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях(без) работодателя при обработке и защите персональных данных (подробнее смотреть вопрос № 88).) Процедуры или порядок рассмотрения трудовых споров- прерогатива центра. Централизовано порядок определяется в ТК, в иных ФЗ и как дополнение ещё ГК, никаких других правовых актов по этому поводу нет. Классификация: 1- Все трудовые споры в зависимости от субъектов можно разделить на 2 группы: Индивидуальные трудовые споры(ИТС) отдельный работник и работодатель. Предмет спора - требование работника о восстановлении нарушенных трудовых прав или признании тех или иных трудовых прав, которые, по его мнению, должны ему принадлежать. Таким образом, споры возникают по поводу применения трудового зак-ва, коллективного договора, соглашений, условий трудового дог-ра. Это юр. споры или так называемые «конфликты права». Коллективные. В коллективных трудовых спорах участвуют работники (их представители) и работодатели (их представители). Коллективные трудовые споры возникают по поводу установления и изменения условий труда, других требований, затрагивающих коллективные интересы работников. Данные коллективные трудовые споры именуются также «конфликтами интересов». Индивидуальные трудовые споры возникают из трудовых правоотношений. Коллективные трудовые споры могут возникнуть из непосредственно связанных с трудовыми иных правоотношений. 2- В зависимости от предмета спора они бывают: Исковыми(это индивидуальные споры о применении трудового законодательства. Органы рассматривающие- КТС и суд ) Неисковые. (споры об интересе, споры об установлении условий труда или их изменения, имеют коллективное значение и являются коллективными трудовыми спорами, разрешение которых осуществляется на основе примирительных процедур: примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.) Принципы. Их в законодательстве нет, они есть в ГПК. 1- Демократичность рассмотрения трудовых споров.(может рассматриваться с привлечением представителем работника, в тоже время работник может поручать представление своих интересов профсоюзу или если мелкий- опекунам и попечителям) 2- Быстрота рассмотрения и бесплатность трудовых споров, как ИТС так и коллективные- работники ничего не платят, работодатель платит гос пошлину. Сроки- работник может обратиться в КТС в 3 месячный срок, а в суд- 1 месяц. При обжаловании решения КТС за 10 дней до дня вручения копии. Ст- 390. Максимальный срок- 1 год, при заявлении работодателя о возмещении работником материального убытка. 3- Принцип примирительного разрешения, т.е. законодатель «толкает» стороны на примирение ещё до начала трудового спора. Примирение может наступить на любой стадии рассмотрении трудового спора- как индивидуального так и коллективного. Причём примирительность не диктуется законодателем, он только предлагает пойти на мирное разрешение конфликта. Если не сумеют договориться, тогда при коллективном споре можно прибегнуть к исключительной, крайней процедуре- забастовке. 4- Свобода добровольного участия работника в рассмотрении трудовых споров. Т.е. работник может на любой стадии отказаться от заявленный требований, это даже проявляется на крайней стадии, т.е. работник может участвовать или не участвовать в забастовке, а если забастовки заблокировали работу, работник может встать с плакатом: «я хочу работать», тогда работодатель обязан предоставить работу или будет вынужден оплачивать компенсацию, если у него не будет работы.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 285. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |