Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ответственность за нарушения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.




Согласно ст. 419 ТК РФ лица, виновные в наруше­нии трудового законодательства и иных НПА, содержа­щих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и (или) материальной ответственности в порядке, установленном ТК, иными ФЗ, а также могут привлекаться к граждански-правовой, администра­тивной и уголовной ответственности в порядке, установленном ФЗ.

Материальная ответственностькак работника, так и работодателя на­ступает при нарушении трудового зак-ва, иных НПА, содержащих нормы ТП, т. е. при виновном противоправ­ном поведении одной стороны ТД, в результате чего причинен ущерб другой стороне.  Вред, причиненный здоровью или жизни работника при исполнении трудовых обязанностей, возмещается путем обеспечения по обязательному соци­альному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Материальная ответственность руководителя организации, его за­местителей и главного бухгалтера имеет некоторые особенности.

Ø Руководитель организации на основании ч. 1 ст. 277 ТК во всех случаях привлекается к КМО за прямой действительный ущерб, причиненный работодателю его виновными противоправными действия­ми. Кроме того, руководитель организации возмещает работодателю иные убытки, возникшие в результате его виновных действий, но лишь в случаях, предусмотренных ФЗ.

Например, ФЗ "Об АО" установлена ответственность перед обществом генерального директора, иного единолич­ного исполнительного органа АО за убытки, причиненные его виновными противоправными действиями.

Ø Согласно ст. 243 ТК, «ПМО» может применяться к заместителям руководителя организации, главным бухгалтерам, если условие о полной материальной ответственности включено в заключаемые с ними ТД.

Дисциплинарная ответственностьработников наступает за нару­шение трудовой дисциплины, то есть за совершение дисциплинарного про­ступка. Понятие дисциплинарного проступка и перечень дисциплинарных взысканий закреплены в ст. 192 ТК.

В обязанности соблюдать трудовую дисциплину (ст.21 ТК) проявляется отношение работника ко всем другим обязанностям, их надлежащему (должному) исполнению. Винов­ное противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей является дисциплинарным про­ступком, за совершение которого устанавливается дисциплинарная ответствен­ность и применяются меры дисциплинарных взысканий, предусмотренные в трудовом законодательстве. Дисциплинарная ответственность заключается в применении мер дисциплинарных взысканий, предусмотренных в ст. 192 ТК, - это замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям ст. 81 ТК.

Согласно ст. 362 ТК, при виновном нарушении руководителями и иными должностными лицами организаций, а также работодателями – физическими лицами трудового зак-ва, НПА о труде указанные лица привлекаются к ответственности, в том числе дисциплинарной ответственности. 

В ст. 195 ТК устанавливаются основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя организации, его заместите­лей. Профсоюзы при осуществлении контроля за соблюдени­ем трудового законодательства, иных НПА о труде в случае обнаружения их нарушений руководителем организации, его заместите­лями направляют работодателям соответствующие представления, обязательные для рассмотрения. Работодатель обязан рассмотреть указанное заявление и сообщить о результатах его рассмотрения, и если факты нарушений подтверждаются, то работодатель обя­зан привлекать к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения руководителя организации, его заместителей.

Административная ответственностьруководителя, иных должно­стных лиц организации состоит в применении к указанным лицам мер (ви­дов) административных взысканий за административное правонарушение, что выражается в наложении штрафа на указанных лиц.

Должностные лица (по КоАП) - это руководители и другие работники иных организаций, выполняющие органи­зационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без об­разования юридического лица. Нарушение законодательства о труде и об охране труда в соответст­вии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП влечет за собой штраф на должностных лиц в разме­ре от пяти до 50 минимальных размеров оплаты труда.

Другой вид административного наказания - дисквалификация срок от 1 до 3 лет - применяется в отношении должностного лица за нару­шение законодательства о труде и об охране труда, если указанное лицо ра­нее уже подвергалось административному наказанию за аналогичное право­нарушение (ч. 2 ст. 5.27 КоАП), назначается судьей и заключается в лишении виновного лица права занимать руководящие долж­ности, входить в состав директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом и в иных случаях, пре­дусмотренных законодательством РФ.

Административная ответственность установлена для работодателя или лица, его представляющего, за следующие административные правона­рушения в сфере труда: уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение срока их заключения, (ст. 5.28 КоАП); непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением кол­лективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП), за указанные правонару­шения может быть наложен штраф в размере от 10 до 30 минимальных раз­меров оплаты труда и др.

Если нарушения трудового законодательства и правил по охране труда будут признаны преступлением, то наступает уголовная ответственность. Кон­кретные составы преступлений в сфере труда и охраны труда содержатся в Уго­ловном кодексе РФ. Например, уголовно наказуемы необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольне­ние женщины по мотивам беременности или женщины, имеющей детей в возрас­те до трех лет; невыплата свыше 2 месяцев з/п и иных установлен­ных законом выплат, допущенная руководителем организации из корыстной или иной личной заинтересованности.

ТК предусмотрена ответственность за нарушение норм, регулирую­щих обработку и защиту персональных данных работника (ст. 90 ТК).

Уголовная ответственность предусмотрена за:

Ø злоупотребление и незаконные действия с информационными данными о частной жизни;

неправомерный отказ должностного лица в предоставлении доку­ментов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан (в том числе работникам) (ст. 140 УК);

Ø неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной ин­формации (ст. 272 УК).

 

82. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.  Гос. надзор и контрольза соблюдением трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нор­мы трудового правадеятельность компетентных органов, направленную на защиту трудовых прав работников и обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства.

Обычно не разграничиваются органы, осуществляющие надзор или контроль. Употребление этих терминов в неразрывном единстве под­черкивает общность их целей и задач. Различия между органами надзора и контроля проявляются в основном в их компетенции, функциях, методах выявления нарушений и способах реагирования на них.

При осуществлении надзорных и контрольных функций за соблю­дением трудового зак-ва указанными органами различаются пре­дупредительный, предварительный, текущий и последующий гос. надзор и контроль.

1) Предупредительный надзор и контрольосуществляется при уста­новлении локальных условий труда и имеет целью не допустить принятия локальных норм (условий труда), противоречащих трудовому зак-ву, а также направлен на предотвращение нарушений требований охраны труда при строительстве, эксплуатации производственных сооружений и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производст­венного назначения.

2) Предварительный надзор и контрольспособствует предотвраще­нию нарушений трудового зак-ва и имеет место преимуществен­но при применении условий труда, осуществляемых работодателем, в т. ч. в решении вопросов с учетом мнения выборного профсоюзного органа либо иного представительного органа работников.

3) Текущий надзор и контрольнаправлен как на предотвращение на­рушений трудового законодательства, так и на выявление допущенных на­рушений и принятие необходимых мер в этих случаях.

4) Последующий надзор и контрольосуществляется при выявлении уже допущенных (особенно скрытых) нарушений трудового зак-­ва и восстановлении прав работника.

Государственный контроль и надзор.Представлен системой В соответствии со ст. 353 ТК РФ:

1) Органы прокуратуры

2) Федеральная инспекция труда

3) Федеральные Органы исполнительной власти- ФОИВ, ОИВ субъектов РФ(правительство как в центре так и на местах со своей структурой, представленной прежде всего федеральными службами)

4) Органы МСУ( они обозначены как субъекты ТП, но полномочий у них очень мало)

1. Прокуратура.Прокурор по формам реагирования о нарушении трудового законодательства, в отличии от других го органов может составлять 4 юридических документа(4 П прокурора):

· Протест( цель обжалования правового акта, включая ЛНА, несоответствующего законодательству)

· Представление(цель- устранение закона, допущенное органов или ДЛ)

· Предостережение(цель предупредить правонарушение)

· Постановление прокурора- акт прокурорского реагирования , которым осуществляется возбуждение производства об административных правонарушениях или уголовного правонарушения.

2. Федеральная инспекция- Основной орган , который традиционно с 2000 года( до этого с 1978 года подобный орган был в системе ВЦСПС) в соответствии с положением о ней, утверждённый постановлением правительства от 28.01.2007 также в соот с главой 57 осуществляет многочисленные полномочия, связанные с защитой прав, она состоит из 2 групп:

1) Гос правовые инспекторы труда- юристы

2) Гос инспекторы по охране труда(технические инспекторы )

«Рабочими лошадками» являются структуры субъекта федерации, т.е. государственные инспекции труда субъекта РФ:

1) они проводят проверки и обследования

2) участвуют в расследовании несчастных случаев

3) они дают представления, обязательные для исполнения

4) имеют право приостанавливать деятельность работодателя в целом или в отдельных его подразделениях

5) составляют протоколы( об админ правонарушениях, представляя их в правоохранительные органы и суд, для привлечении их к административной ответственности)

6) они являются органом по рассмотрению индивидуального или коллективного спора( ст 357)

полномочии были урезаны с 2006 года.

3. Соответствующие ФОИВ, выполняющие функции по надзору и контролю в установ­ленной сфере деят-ти, осуществляют гос. надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в от­дельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда.

Федеральные органы исполнительной власти, органы испол­нительной власти субъектов РФ, органы МСУ осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдени­ем трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ. В связи с реформой системы и структуры ФОИВ федеральное министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, кро­ме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или Поста­новлениями Правительства РФ.                                             

4. Органы МСУ осуществляютсвои полномочияв области надзоро- контрольной деятельности за соблюдением законов и иных НПА о труде работников на муниципальных и унитарных предприятиях.

Государственные органы надзора и контроля взаимодейству­ют при осуществлении своей деятельности между собой, а также с профсоюзами, инспекторами труда профсоюзов, объединения­ми работодателей, другими организациями. Координация дея­тельности органов гос. надзора и контроля и орга­нов общественного контроля профсоюзов, их объединений про­водится федеральной инспекцией труда (см. ст. 365 ТК РФ).

Федеральная служба по труду и занятостив составе Министерства здравоохра­нения и соц.развития РФ, являясь федеральным органом исполнительной власти(ФОИВ), осуществляет функции надзора и контроля за соблюдением трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нормы трудового права и другие функции. Утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324Положение о Федеральной службе по труду и занятостина нее возложены в первую очередь функции по надзору и контролю в сфере труда занятости и альтернативной гражданской службы. Эти функции осуществляет входящая в состав данной Федеральной службы Федеральная инспекция труда. В структуру ФОИВ включены и другие органы, уполномоченные осуществлять гос. надзор в сфере труда. Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 650 «Вопросы структуры ФОИВ», которым Федеральная служба по технологическому надзору и федеральная служба по атомному надзору преобразованы в Феде­ральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, руководство которой осуществляет Правительство РФ.

К специально уполномоченным государственным органам надзора — федеральным надзорам относятся федеральные органы, осуществляющие государственный надзор и контроль: 

Федеральная служба Рохтехнадзор, полномочия определены положением о ней ПП от 30 июля 2004 года. Она представлена таким органом внутри службы как Ростехнадзор(бывшее название этого надзора- госгортехнадзор)

- он регистрирует опасные производственные объекты,

- ведёт государственный реестр таких объектов,

- ведёт гос кадастр отходов и гос учёт в области обращения с отходами.

- проводит работу по паспортизации опасных отходов.

- инженеры инспекторы проводят проверки по соблюдение законодательства в этой сфере, составляя предписания и протоколы об админ правонарушениях.

Ст 366-369- все эти надзоры находятся в составе Ростехнадзора:

Гос надзор за безопасным ведением работ в промышленности-366

Осуществляется ФОИВ, которые имеют право следить за соблюдением гос нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горно-рудной, горно-химической, нефтедобывающей, газодобывающей, металлургической и других промышленностей, также при устройстве и эксплуатации сооружений, установок. При исполнении своих обязанностей, ФОИВ независимы и подчиняются только закону.

Гос энергетический надзор- 367

Гос надзор и контроль опять же осуществляется ФОИВ в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей.(независимы, подчиняются закону)

Гос санитарно- эпидемиологический надзор-368

РосСанЭпидСлужба(-ФОИВ) осуществляет государственно- санитарно- эпидемиологический надзор за соблюдением гигиенических, санитарно-гигиенических, санитарно- противэпидимиологических правил на территории РФ. Инспекторы – врачи эпидемиологи выдают обязательные для исполнения предписания, отстраняют от работы бациллоносителей в пищевых организациях, участвуют в расследовании несчастных случаев на производстве, связанных с нарушением санитарных правил.

Гос надзор за ядерной и радиационной безопасностью- 369

Осуществляется ФОИВ. Лица, осуществляющие такой надзор обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности на проверяемых объектах.

Министерства и ведомства, действующие в соответствии с по­ложениями о них, утвержденными Правительством РФ, осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением зак-ва о труде и охране труда в отношении подчиненных им орг-ций. Так, Министерство труда и социального развития РФ обобщает практику применения зак-ва в пределах своей компетенции и обеспечивает единообразное его применение; участвует в подготовке нормативных актов о труде, занятости, социальной защите насе­ления и вносит их на рассмотрение Правительства РФ и др.

 

83. Федеральная инспекция труда, сфера и принципы деятельности, основные задачи и полномочия еѐ органов. Основные права и обязанности, ответственность государственных инспекторов труда.

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального ОИВ, уполномоченного на проведение гос. надзора и контроля за соблюдением трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нормы трудового права, и его терри­ториальных органов (гос. инспекции труда)(ч. 1 ст. 354 ГК РФ).

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правитель­ством РФ (ч. 2 ст. 354 ТК РФ).

Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов:

- уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

- законности;

- объективности;

- независимости;

- гласности (см. ч. 1 ст. 355 ТК РФ).

Федеральная служба по труду и занятости в составе Министерства здравоохра­нения и соц.развития РФ, являясь федеральным органом исполнительной власти(ФОИВ), осуществляет функции надзора и контроля за соблюдением трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нормы трудового права и другие функции. Утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 Положение о Федеральной службе по труду и занятостина нее возложены в первую очередь функции по надзору и контролю в сфере труда занятости и альтернативной гражданской службы. Знаменита она тем, что произошла реорганизация правительства и его подразделений, и в этой связи вместо Минтруда было образовано Министерство здравоохранения и социального развития. Эти функции осуществляет входящая в состав данной Федеральной службы Федеральная инспекция труда. Т.е. она находится в системе федеральной службы по труду и занятости,( Роструд) полномочия и реорганизация которой предусмотрена положением о ней. Второе подразделение это служба по урегулированию трудовых споров(помимо фед инспекции)

Основными задачами органов федеральной инспекции труда яв­ляются:

1) обеспечение соблюдения и защиты труд. прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

2) обеспечение соблюдения работодателями труд. зак-ва и иных НПА, содержащих нормы труд. права;

3)  обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения поло­жений трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нормы трудового права;

4) доведение до сведения соответствующих органов гос. власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового зак-ва и иных НПА, содержа­щих нормы труд. права (см. ч. 2 ст. 355 ТК РФ).

Полномочия федеральной инспекции:

1) осуществление государственного надзора и контроля за соблю­дением работодателями трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы ТП, посредст­вом проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подго­товки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с ФЗ и иными НПА РФ;

2) рассмотрение дел об адм. правонарушениях в соответствии с зак-вом РФ;

3) анализ состояния и причин производственного травматиз­ма и разработка предложений по его профилактике, участия в расследовании несчастных случаев на про-ве или само­стоятельное их проведение;

4) осуществление надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев;

5) ведение приема и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений работников о нарушениях трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восста­новлению нарушенных прав.

Эти основные полномочия органов Федеральной инспекции труда осуществляются через гос. инспекторов труда.

Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с ФОИВ, осуществляющими функции по контролю и надзору в ус­тановленной сфере деятельности, иными ФОИВ, ОИВ субъек­тов РФ, органами МСУ, органами прокурату­ры, профсоюзами (их объединениями), объединениями работода­телей, другими орг-циями (ст. 365 ТК РФ).

Основные нормы, регламентирующие порядок инспектирования работодателей, предусмотрены в ст. 360 ТК РФ. В ней содержат­ся нормы общего характера и нормы, учитывающие особенности отдельных организаций-работодателей.                                      

Общие нормы о порядке проведения проверок состоят в следую­щем:

 1) порядок проведения проверок должностными лицами фе­деральной инспекции труда определяется ратифицированными РФ Конвенциями МОТ по вопросам инспек­ции труда (это Конвенция 1947 г. №81 об инспекции труда, ра­тифицированная Россией в 1998 г.), ТК РФ, иными ФЗ, а также решениями Правительства РФ;

 2) гос. инспекторы труда в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нормы трудо­вого права, инспектируют на всей территории РФ любых работодателей (организации независимо от их орга­низационно-пр. форм и форм собственности, а также рабо­тодателей физических лиц) в порядке, установленном ФЗ-нами и иными НПА РФ;

 3) при инспекционной проверке гос. инспектор груда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что уведомление мо­жет нанести ущерб эффективности контроля.

Особый порядок проведения проверок государственными инспек­торами труда предусмотрен:

а) для организаций Вооруженных Сил РФ;

б) органов безопасности;

в) органов внутренних дел;

г) Государственной противопожарной службы;

д) других правоохранительных органов;

е) исправительных учреждений;

ж) организаций атомной и оборонной промышленности и др.

Особенности прежде всего состоят в том, что:

1) доступ для гос. инспекторов труда в эти орга­низации возможен при получении ими заблаговременно соответ­ствующего допуска;

2) проверки должны проводиться в назначенное время;

3) ограничивается проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряженности, боевых дей­ствий. Особый порядок инспекционных проверок устанавливается ФЗ и иными НПА РФ. Очевидно, что в этих актах должны быть учтены упомянутые выше особенности, предусмотренные ч. 4 ст. 360 ТК РФ.

Гарантией реализации правгосударственной инспекцией труда слу­жит ответственность за воспрепятствование ее деятельности (ст. 363 ТК РФ).

 

Основные права гос. инспекторовтруда предусмотре­ны ст. 357 ТК. РФ. Они разнообразны, широки и позволяют эф­фективно бороться с нарушениями трудового зак-ва.

Го­с. инспекторы труда имеют право:

1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удосто­верения установленного образца посещать в целях проведения ин­спекции работодателей — ФЛ, организации всех организационно-правовых форм и форм собственности.

2) запрашивать у работодателей и их представителей, ОИВ и органов МСУ и без­возмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорно-контрольных функций;

3) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном ФЗ и иными НПА РФ, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт

4) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

5) предъявлять работодателям и их представителям обязатель­ные для исполнения предписания об:

устранении нарушений тру­д. зак-ва и иных НПА, содержащих нормы труд. права,

о восстановлении нарушен­ных прав работников,

о привлечении виновных в указанных нару­шениях к дисциплинарной ответ-ти или об отстранении их от должности в установленном порядке;

6) направлять в суды при наличии заключений гос. экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделе­ний вследствие нарушений требований охраны труда;

7) выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным мето­дам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований ох­раны труда;

8) составлять протоколы и рассматривать дела об адм. правонарушениях в пределах своих полномочий, подго­тавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответ­ственности.

10) выступать в качестве экспертов в суде по искам о наруше­нии труд. законодательства и иных НПА, содержащих нормы ТП, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Особое значение имеет право государственного инспектора труда выдавать работодателю предписание, подлежащее обязатель­ному исполнению в определенных ст. 357 ТК РФ случаях с со­блюдением предусмотренных в ней условий.

Выдача предписаний может иметь место:

а) если в гос. инспекцию труда обратился проф­союзный орган, работник или иное лицо;

б) по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствую­щего органа по рассмотрению индивид. или колл. трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмот­рению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда);

в) если выявлено очевидное нарушение труд. зак-ва или иных НПА, содержащих нормы труд. права.

Согласно ФЗ «О защите прав ЮЛ и индивиду­альных предпринимателей при проведении гос. контроля (надзора)» (ст. 9), предписания оформляются в двух экземплярах. Один из них с копиями приложений вручается работодателю или его представителю под рас­писку либо направляется по почте с уведомлением о вручении, которое приобща­ется к предписанию, оставшемуся в деле проверяющего органа федеральной ин­спекции труда. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Такое положение связано с процедурой принятия локальных НА работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа. Если работодатель и работники в лице их представителей не достигли согласия, профсоюз обращается в гос. инспекцию труда, которая обязана осуществить проверку в течение 1 ме­сяца.

Среди прав гос. инспекторов труда принципиаль­ное значение имеет их независимостьпри осуществлении надзора и контроля. При этом они находятся под защитой гос-ва как его полномочные представители, независимы от гос. органов, должностных лиц и подчиняются только з-ну (см. ст. 359 ТК РФ).

Решения гос. инспекторов труда могут быть об­жалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному гос. инспектору труда РФ и (или) в суде, а решения главного гос. инспектора труда РФ — в суд. порядке (см. ст. 361 ТК РФ).

При осуществлении гос. надзора и контроля за соблюдением трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нормы трудового права, государст­венные инспекторы труда обязаны:

1) соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей — ФЛ и работо­дателей — ЮЛ (организаций);

2) хранить охраняемую законом тайну (гос., слу­жебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осу­ществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей деятельности;

3) считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жа­лобы на недостатки или нарушения положений трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нор­мытруд. права;>

4) воздерживаться от сообщения работодателю сведений о зая­вителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а зая­витель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную ФЗ (ст. 364 ТК РФ). За неисполнение или не­надлежащее исполнение гос. инспектором труда (как и другим работником) по его вине возложенных на него трудовых обязанностей он несет дисциплинарную ответственность в соот­ветствии со ст. 192 ТК РФ. Уголовная ответственность гос. ин­спектора труда может наступить за преступления, предусмотренные в главе УК РФ "Преступления против государственной власти, интересов гос. службы и службы в органах местного самоуправления". Если ЮЛ или индивидуальному предпринимателю неправомерными действиями гос. инспектора труда причинен вред, то он возмещается в соот­ветствии с нормами ТК РФ.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 262.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...