Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Диагностическая деятельность практического психолога
Диагностическая деятельность практического психолога предполагает свободную ориентацию в психодиагностическом инструментарии. Из этого вовсе не вытекает, что в практике работы должны использоваться обязательно все известные методики и тесты, но знать об их существовании и назначении практический психолог обязан. На сегодняшний день пока еще трудно определиться с вопросом, какие виды диагностики и по каким методикам имеет право проводить практический психолог данной категории. И хотя в квалификационных требованиях введена градация уровня сложности выполняемых работ, она еще нуждается в доработке и уточнениях. Существует ряд оснований, по которым психодиагностические методики делятся на группы, классы или рубрики. Какой-либо универсальной классификации пока предложить трудно, потому что каждый из критериев имеет право на существовании и высвечивает достоинства и недостатки каждой методики под определенным углом зрения.
19. Возрастно-психологическое консультирование имеет основной целью контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса (Г. В. Бурменская, О.А. Карабанова, А. Г. Лидерс). Его задачи отражаются в психолого-педагогическом назначении: 1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в проблеме возрастных индивидуальных особенностей психического развития ребенка. 2. Своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам. 3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике. 4. Составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения для учителей и родителей. 5. Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье. 6. Коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями, педагогами. Психолого-педагогическое просвещение населения. Содержательная специфика возрастно-психологического консультирования концентрируется вокруг проблем психического развития ребенка. В соответствии с общей схемой возрастно-психологического консультирования полученные сведения группируются в четырех основных разделах: 1) состояние здоровья; 2) сведения об особенностях социальной обстановки, в которой ребенок растет; 3) данные об особенностях поведения и деятельности ребенка; 4) дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка. На основе полученных сведений психолог делает выводы: общая оценка уровня развития; сущность трудностей ребенка; степень их сложности; факторы, провоцирующие трудности; сферы воздействия с целью снижения остроты проблемы; условно-вариантный прогноз развития. Возрастно-психологическое консультирование проводится в следующем алгоритме: 1. Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком. 2. Беседа с родителями, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана. 3. Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости). 4. Наблюдение за ребенком в естественных условиях. 5. Экспериментально-психологическое обследование ребенка. 6. Обработка данных, каузальный анализ результатов. 7. Психологический диагноз ребенка. 8. Психолого-педагогическое назначение. 9. Контроль, повторное консультирование. Психологический диагноз отражает уровень актуального и ближайшего развития ребенка. Уровень актуального развития: а) возрастно-психологическая характеристика; б) социальная ситуация развития; в) уровень развития ведущей деятельности и соответствия ее нормативам; г) новообразования возраста, их развитие; д) трудности и отклонения, их причины. Условно-вариантный прогноз развития (зона ближайшего развития): а) раскрытие проблемного поля альтернатив развития; б) показ условий для оптимального развития. Для проведения возрастно-психологического консультирования психологу необходимы знания возрастной и педагогической психологии. Опираясь на общие закономерности возрастного развития, знание психических новообразований и психологических проблем каждого возраста и соотнося их с индивидуальными особенностями развития детей и подростков, психолог может делать выводы и прогнозировать ситуацию дальнейшего развития.
20.Психологическая коррекция – деятельность психолога по исправлению тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной модели». К видам коррекционно-развивающей работы относят: - психологическое консультирование; - психотерапия; - социально-психологическое обучение; - коррекционно-развивающие занятия, предполагающие упражнения в целях формирования определенных психических качеств и свойств, тренировку психических функций и процессов. Психологическое консультирование – вид психологической помощи, основанный на общении психолога и клиента, цель которого – актуализация дополнительных психических сил и способностей, открывающих новые возможности выхода из трудной жизненной ситуации. Специфика современного психологического консультирования заключается в том, что: 1) оно предполагает отказ от концепции болезни, согласно чего состояние клиента рассматривается не как требующее выставления диагноза, а как определяющее необходимость поиска новых ресурсов для его преодоления; 2) оно предусматривает уделение большого внимания ситуации, в которой находится клиент и его внутренним ресурсам; 3) акцентуация общения, разворачиваемого между консультантом и клиентом, открывает дополнительные возможности последнему в преодолении трудностей. Психотерапия – вид психологической помощи, обращенный к личностным проблемам, ставящим человека на грань психических нарушений или преходящим эту грань и вызывающим: - тягостные переживания; - нарушения социального поведения; - изменения сознания и самосознания. В последнее время психотерапия ориентирована на преодоление всех случаев психического неблагополучия и не ограничивается лечением психических и психосоматических заболеваний. К таким видам психического неблагополучия относят: - внутренние конфликты; - депрессии; - тревоги; - страхи; Нарушения общения и переживания, вызываемые этим. Специалисты различают два типа психотерапии: 1) клиническую психотерапию, направленную на смягчение и ликвидацию имеющейся симптоматики. Клинической психотерапией применяются методы: гипноз, аутогенная тренировка, внушение и самовнушение, методы рациональной терапии. 2) личностную психотерапию, ориентированную на содействие клиенту в изменении его отношения к социальному окружению и своей личности. Ей используются следующие методы: – трудотерапия; – групповая психотерапия; – семейная психотерапия. Социально-психологическое обучение – вид помощи, основанный на вооружении индивида знаниями, позволяющими ему улучшить свое самочувствие и функционирование. Социально-психологическое обучение предполагает: - формирование новых знаний, взглядов, установок; - овладение новыми навыками и умениями. Коррекционно-развивающие занятия – вид помощи по тренировке и развитию определенных функций, качеств, навыков и умений. Все виды психологической коррекционно-развивающей работы могут осуществляться в двух формах ее организации: групповой и индивидуальной, в соответствии, с чем сама работа приобретает своеобразие.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 314. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |