Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Диагностическая деятельность практического психолога




Диагностическая деятельность практического психолога предполагает свободную ориентацию в психодиагностическом инструментарии. Из этого вовсе не вытекает, что в практике работы должны использоваться обязательно все известные методики и тесты, но знать об их существовании и назначении практический психолог обязан. На сегодняшний день пока еще трудно определиться с вопросом, какие виды диагностики и по каким методикам имеет право проводить практический психолог данной категории. И хотя в квалификационных требованиях введена градация уровня сложности выполняемых работ, она еще нуждается в доработке и уточнениях.

Существует ряд оснований, по которым психодиагностические методики делятся на группы, классы или рубрики. Какой-либо универсальной классификации пока предложить трудно, потому что каждый из критериев имеет право на существовании и высвечивает достоинства и недостатки каждой методики под определенным углом зрения.

 

19. Возрастно-психологическое консультирование имеет основной целью контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса (Г. В. Бурменская, О.А. Карабанова, А. Г. Лидерс).

Его задачи отражаются в психолого-педагогическом назначении:

1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в проблеме возрастных индивидуальных особенностей психического развития ребенка.

2. Своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам.

3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике.

4. Составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения для учителей и родителей.

5. Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье.

6. Коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями, педагогами. Психолого-педагогическое просвещение населения.

Содержательная специфика возрастно-психологического консультирования концентрируется вокруг проблем психического развития ребенка. В соответствии с общей схемой возрастно-психологического консультирования полученные сведения группируются в четырех основных разделах: 1) состояние здоровья; 2) сведения об особенностях социальной обстановки, в которой ребенок растет; 3) данные об особенностях поведения и деятельности ребенка; 4) дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка. На основе полученных сведений психолог делает выводы:

общая оценка уровня развития;

сущность трудностей ребенка;

степень их сложности;

факторы, провоцирующие трудности;

сферы воздействия с целью снижения остроты проблемы;

условно-вариантный прогноз развития.

Возрастно-психологическое консультирование проводится в следующем алгоритме:

1. Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком.

2. Беседа с родителями, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана.

3. Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости).

4. Наблюдение за ребенком в естественных условиях.

5. Экспериментально-психологическое обследование ребенка.

6. Обработка данных, каузальный анализ результатов.

7. Психологический диагноз ребенка.

8. Психолого-педагогическое назначение.

9. Контроль, повторное консультирование.

Психологический диагноз отражает уровень актуального и ближайшего развития ребенка.

Уровень актуального развития:

а) возрастно-психологическая характеристика;

б) социальная ситуация развития;

в) уровень развития ведущей деятельности и соответствия ее нормативам;

г) новообразования возраста, их развитие;

д) трудности и отклонения, их причины.

Условно-вариантный прогноз развития (зона ближайшего развития):

а) раскрытие проблемного поля альтернатив развития;

б) показ условий для оптимального развития.

Для проведения возрастно-психологического консультирования психологу необходимы знания возрастной и педагогической психологии. Опираясь на общие закономерности возрастного развития, знание психических новообразований и психологических проблем каждого возраста и соотнося их с индивидуальными особенностями развития детей и подростков, психолог может делать выводы и прогнозировать ситуацию дальнейшего развития.

 

20.Психологическая коррекция – деятельность психолога по исправлению тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной модели».

К видам коррекционно-развивающей работы относят:

- психологическое консультирование;

- психотерапия;

- социально-психологическое обучение;

- коррекционно-развивающие занятия, предполагающие упражнения в целях формирования определенных психических качеств и свойств, тренировку психических функций и процессов.

Психологическое консультирование – вид психологической помощи, основанный на общении психолога и клиента, цель которого – актуализация дополнительных психических сил и способностей, открывающих новые возможности выхода из трудной жизненной ситуации.

Специфика современного психологического консультирования заключается в том, что:

1) оно предполагает отказ от концепции болезни, согласно чего состояние клиента рассматривается не как требующее выставления диагноза, а как определяющее необходимость поиска новых ресурсов для его преодоления;

2) оно предусматривает уделение большого внимания ситуации, в которой находится клиент и его внутренним ресурсам;

3) акцентуация общения, разворачиваемого между консультантом и клиентом, открывает дополнительные возможности последнему в преодолении трудностей.

Психотерапия – вид психологической помощи, обращенный к личностным проблемам, ставящим человека на грань психических нарушений или преходящим эту грань и вызывающим:

- тягостные переживания;

- нарушения социального поведения;

- изменения сознания и самосознания.

В последнее время психотерапия ориентирована на преодоление всех случаев психического неблагополучия и не ограничивается лечением психических и психосоматических заболеваний. К таким видам психического неблагополучия относят:

- внутренние конфликты;

- депрессии;

- тревоги;

- страхи;

Нарушения общения и переживания, вызываемые этим.

Специалисты различают два типа психотерапии:

1) клиническую психотерапию, направленную на смягчение и ликвидацию имеющейся симптоматики. Клинической психотерапией применяются методы: гипноз, аутогенная тренировка, внушение и самовнушение, методы рациональной терапии.

2) личностную психотерапию, ориентированную на содействие клиенту в изменении его отношения к социальному окружению и своей личности. Ей используются следующие методы:

– трудотерапия;

– групповая психотерапия;

– семейная психотерапия.

Социально-психологическое обучение – вид помощи, основанный на вооружении индивида знаниями, позволяющими ему улучшить свое самочувствие и функционирование.

Социально-психологическое обучение предполагает:

- формирование новых знаний, взглядов, установок;

- овладение новыми навыками и умениями.

Коррекционно-развивающие занятия – вид помощи по тренировке и развитию определенных функций, качеств, навыков и умений.

Все виды психологической коррекционно-развивающей работы могут осуществляться в двух формах ее организации: групповой и индивидуальной, в соответствии, с чем сама работа приобретает своеобразие.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 288.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...