Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Традиционная форма коррекционно-развивающей работы. Тренинг.




Развивающая работа психолога ведется в группах и индивидуально. К групповой работе относятся тренинги, психологические игры, а к индивидуальной – консультации.Работа с детьми отличается от работы со взрослыми. Для дошкольников консультации бессмысленны, поэтому работа с ними ведется в игровой форме. Начиная с подросткового возраста уже можно проводить консультации, а при работе со взрослыми людьми это один из основных видов деятельности психолога.Современная психология предлагает психологу разнообразные методические и содержательные подходы к проведению коррекционной и развивающей работы с людьми, как с детьми, так и со взрослыми. Развития требуют интеллектуальная сфера, внимание, память, воображение, поведенческие аспекты, личностные, эмоциональные проблемы и т. д.Способности, психологические навыки, психические новообразования не появляются сами по себе. Они возникают, развиваются, формируются только в том случае, если создана особая среда, особая система отношений между людьми, и эта среда и система отношений формируют желание, потребность, интеллектуальную готовность. Данные качества и процессы приобретают ценность только в системах отношений с миром, другими людьми, самим собой. Соответственно, проблемы в обучении, общении, психологическом развитии возникают у человека тогда, когда ему не были созданы условия, в которых он мог бы развить определенные качества, либо если в дальнейшем эти качества оказались невостребованными. Такая «ущербность» условий может состоять как в их низком мотивирующем потенциале, так и в эмоциональной непривлекательности или в несоответствии интеллектуальным возможностям человека в конкретный момент развития.При организации работы в выбранном направлении психологу следует воспользоваться системой психолого-педагогических требований и определиться в содержании работы. Например, у первоклассников необходимо прежде всего сформировать умение работать по образцу и правилу взрослого, ориентироваться на всю систему предлагаемых условий, вырабатывать интеллектуальные навыки обобщения, сравнения, нахождения главного признака и т. д. В ходе упражнений и задач, требующих от школьника сосредоточения внимания и контроля за поведением, формируются регуляторные навыки.Этот рабочий принцип может значительно облегчить процесс подготовки психолога к тем или иным формам развивающей работы и сделать ее более осмысленной. Каждое упражнение, почерпнутое из какой-либо разработки, может быть оценено с точки зрения его важности и целесообразности в зависимости от системы психолого-педагогических требований.

Далее предложены принципы содержания развивающей работы в школе, реализация которых требует приведенной ниже последовательности:

1. выделение важных параметров психолого-педагогического статуса;

2. анализ требований к содержанию этих параметров на данной ступени школьного обучения;

3. разработка и подбор методических приемов, которые могут быть использованы в развивающей работе и описание требований к ним;

4. подбор конкретных упражнений, соответствующий описанным требованиям.

 

Нетрадиционные формы коррекционно-развивающей работы.

В последние годы наметилась тенденция оказания ранней логопедической помощи детям с неврологическими нарушениями – минимальной мозговой дисфункцией, перинатальной энцефалопатией, синдромами двигательных нарушений, гипервозбудимостью и др.

Нарушения нервно-психической сферы представляют интегративное выражение расстройств биологического и социального созревания. В дальнейшем у детей с показателями дизонтогенеза наблюдаются отставания в психофизическом и речевом развитии. Поэтому ранняя диагностика и коррекционная логопедическая работа - один из важнейших факторов успешной адаптации ребенка с особыми потребностями. В связи с этим созданы и внедрены в практику системы раннего выявления и коррекции отклонений в сенсомоторном, речевом развитии детей.

Логопеды проводят обследование новорожденных детей уже в родильных домах. Основная цель данного обследования заключается в выявлении детей группы риска. Задержка в речевом развитии определяется с первых недель и месяцев жизни. У новорожденных в этом возрасте может отмечаться целый ряд патологических изменений в двигательной сфере (нарушения зрительно-моторной координации, общего мышечного тонуса и манипуляторной деятельности), строении и функционировании артикуляционного аппарата (неправильная форма твердого неба, недоразвитие нижней челюсти, массивный язык, укороченная подъязычная связка, нарушение мышечного тонуса мимической мускулатуры и мышц языка, губ), состоянии голоса (монотонный, истощаемый, лишенный интонационной выразительности), состоянии дыхания (неглубокое, аритмичное), эмоциональной сфере (затруднение в установлении эмоционального контакта, позднее появление первых положительных эмоций, отсутствие интереса к окружающему и потребностей в общении со взрослыми).

Своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений дают исключительную возможность сгладить и в ряде случаев устранить уже в младшем и среднем дошкольном возрасте имеющиеся недостатки речевого развития в ходе проведения игр и упражнений по развитию речевой деятельности, которые проводят воспитатели совместно с логопедом, и тем самым обеспечить полноценное психофизическое развитие ребенка в старшем дошкольном возрасте.

На современном этапе в специальном образовании усилился интерес к использованию искусства в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения. В процессе общения с искусством ребенок становиться по своему психологическому состоянию качественно другим: успокоенным, духовно обновленным; отмечаются положительные изменения в эмоциональной и познавательной сферах.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 423.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...