Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Профориентационная работа психолога.
Профориентация – неотъемлемая часть учебно-воспитательной работы, которая представляет собой систему психолого-педагогических мероприятий, направленных на активизацию процесса профессионального самоопределения личности, сопровождения профессионального развития, формирование жизненных и профессиональных целей учащегося в соответствии с его индивидуальными особенностями и учетом потребностей рынка труда. В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие: Индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);Направленность профориентационных воздействий прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана). Профориентационное направление в работе педагога-психолога и педагога социального заключается в : Школьный психолог: 1. Изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся; 2. осуществление мониторинга готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей; 3. Проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся; 4. проводит беседы, психологическое просвещение для родителей; 5. Осуществляет психологических консультаций с учётом возрастных особенностей учащихся; 6. Способствование формированию у школьников адекватной самооценки; 7. Оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей.
Технология психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса (модель психологической службы М.Р. Битяновой). М.Р.Битянова указывает ценности, на которые опирается метод сопровождения.Во-первых, это ценность психологического развития ребенка. Сопровождающий метод предполагает бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и самому себе. Образовательный процесс не может грубо вмешиваться в ход психологического развития, нарушая его закономерности. Взрослые, сопровождающие ребенка, должны уметь жертвовать определенными социально-педагогическими целями, если их достижение чревато разрушением внутреннего мира ученика. Во-вторых, это ценность индивидуального пути развития ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным стандартам может рассматриваться как отклонение лишь в том случае, если оно грозит ребенку дезадаптацией, потерей социальной адекватности. В остальных случаях предпочтительней говорить об индивидуальном пути развития ребёнка, имеющем право на существование и самореализацию. В-третьих, это ценность самостоятельного выбора ребенком своего жизненного пути. Задача взрослых – сформировать способность и готовность воспитанника как к осознанию своих возможностей и потребностей, так и к совершению самостоятельного выбора. Взрослые должны не брать этот выбор на себя, а учить ребенка ставить цели и достигать их, соотнося их с целями окружающих людей и социальными ценностями. Профессиональная и личностная позиция педагога-психолога, отражающая ценностно-смысловую основу сопровождающей деятельности, реализуется в следующих принципах: приоритетность целей, ценностей и потребностей развития внутреннего мира самого ребенка; опора на наличные силы и потенциальные возможности личности, вера в эти возможности; ориентация на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми, самим собой и самостоятельно преодолевать трудности; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства ребёнка. Для современных систем психолого-педагогического сопровождения характерны следующие организационные принципы, также составляющие его методологическую базу: комплексный, междисциплинарный, интегративный подход к решению любой проблемы развития ребенка; равнозначность программ сопровождения ребенка в проблемной ситуации и программ предупреждения возникновения проблемных ситуаций; гарантия непрерывного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе; информационное и диагностическое обеспечение процесса сопровождения; необходимость социально-педагогического и психологического проектирования в сопровождающей деятельности; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату психолого-педагогического сопровождения; ориентация на работу в современном правовом поле.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 295. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |