Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Технология психологического просвещения в деятельности практического психолога.
Одним из направлений работы практического психолога является психологическое просвещение. Просвещение позволяет психологии преодолеть цеховую ограниченность деятельности и выйти на уровень социальной миссии, увеличивая широту и глубину контекстов своего влияния. Можно определить следующие блоки функциональности психологического просвещения: по отношению к собственной деятельности практического психолога, по отношению к конкретным людям и по отношению к обществу в целом. Психологическое просвещение рассматривается многими учёными как раздел профилактической деятельности психолога, направленный на формирование у населения положительных установок к психологической помощи, на расширение кругозора в обл. психологич. знания. Псих.просвещение выполняет след. задачи: -формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии (психологизация социума)- информирование населения по вопросам психологического знания - формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего покаления и в целях собственного развития. В процессе психологического просвещения психолог в научно-популярной форме знакомит клиентов с основами психологии, результатами новейших психологич.исследований, формирует у них потребность в психологических знаниях и желание использовать их в жизни. При этом важнейшие требования к психологическому просвещению: ясность, доступность изложения, практическая ориентированность. Для псих.просвещения могут использоваться лекции, выступления на радио и телевидении, публицистические статьи в газетах и журналах, научнопопулярные книги по психологии, беседы, семинары, выставки психолог.литературы, информационные стенды, просмотр и обсуждение художественных и видеофильмов, психологический анализ поведения героев, тренинги. Т.е арсенал психологического просвещения включает разнообразные средства, которые можно классифицировать след.образом: - наглядные (плакат, буклет, памятка) - вербальные с использованием устной речи (беседа, лекция,тематические вечера, выступления по радио, телевидению) - публицистика (печатные и электронные СМИ, использующие письменную речь) - интерактивные, в которых представители аудитории явл. активными участниками разворачивающихся событий(семинары, тренинги,мастер-классы…) - психологич.просвещение с использованием сети Интернет (вебинары в режиме реального времени) Независимо от формы и используемых средств основное содержание психологич. просвещения сводится к формированию и развитию психологической культуры личности. Психол.культура - это часть общей культуры человека , предполагающая освоение им системы знаний в обл. основ научной психологии, основных умений в деле понимания особенностей психики и использование этих знаний в обыденной жизни, в самообразовании.
Превентивная деятельность психолога. Задача превентивной психологии - предупреждение, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения несовершеннолетних, оздоровление условий их семейного и общественного воспитания. Выявление природы отклоняющегося поведения, неблагоприятных факторов, обусловливающих социопатогенез, и выработка мер по их нейтрализации. Возможность дифференцировать, рекомендовать и частично осуществить различные превентивные меры. Вооружение практики социальной воспитательно-профилактической работы диагностико-коррекционными методами и программами, которыми по принципу взаимодополнения могли бы пользоваться превентивные психологические и социально-педагогические службы. В качестве объекта превентивной психологии выступают: семьи и дети группы социального риска, требующие адекватных превентивных мер на самых разных стадиях социопатогенеза. В качестве предмета - природа отклоняющегося поведения, те неблагоприятные факторы, которые обусловливают различные формы психической и социальной дезадаптации детей и подростков (индивидный фактор; психолого-педагогический фактор; социально-психологический фактор; личностный фактор). Область приложения знаний превентивной психологии применима к воспитательно-профилакт. работе по нейтрализации негативных влияний, а также к мерам воспитания, и коррекции на ранних стадиях пед. и соц. запущенности. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует и неблагоприятная среда, которая вызывает социальнуюдезадаптацию несовершеннолетнего. Для определения превентивного психолого-диагностического инструментария, необходимо понимать; кого должен обследовать практический психолог превентивной службы, какие параметры и с какой целью следует выявлять и кому затем адресовать для дальнейшей коррекционной работы результаты своего диагностического обследования. При этом требуется не только определить характер и причины отклонений, но и наметить и реализовать комплекс медико-психологических и социально-педагогических мер, способных оздоровить социальную ситуацию, вызвавшую дезадаптацию детей и подростков, и провести индивидуально-психологическую коррекцию. Превентивная психодиагностика должна начинаться с выявления наличия либо отсутствия психобиологических предпосылок отклоняющегося поведения, наличия или отсутствия нервно-психических заболеваний и патологий. Что требует специальных лечебно-воспитательных программ, в которые необходимо включать врачей, патопсихологов. Изучить уровень социального развития, параметры важнейшей социально-психолог. хар-ки личности - направленности (ценностные ориентации и социальные установки). Референтные ориентации, играющие очень большую роль в подростковом возрасте. Систему самооценок и ожидаемых оценок индивида. Ещё исследование социальной ситуации, провоцирующей дезадаптацию детей и подростков. Здесь требуется батарея социально-психологических и социометрических методов: наблюдения, беседы, метод независимых характеристик и т.д.Т.е. необходим системный междисциплинарный подход, позволяющий интегрировать диагностические методы дифференциальной, социальной, педагогической, медицинской психологии. P.S. Для предупреждения преступности среди взрослого населения -психологическое обеспечение осуществляется в рамках правовой и криминальной психологии
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 660. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |