Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Права и обязанности психолога




Рассмотрим права и обязанности, которые необходимы для успешного осуществления психологом своей профессиональной деятельности.

Психолог должен иметь право:

1) принимать участие во всех сторонах жизнедеятельности организации, учреждения, конкретного клиента, а также знакомиться с содержанием документации, необходимой для успешного выполнения профессиональных обязанностей;

2) участвовать в работе квалификационных комиссий, а также совещаний по согласованию проектов, уставов, законов;

3) самостоятельно вырабатывать концепцию и определять пути выполнения своих профессиональных обязанностей;

4) получать конфиденциальную информацию о психологических свойствах, особенностях и состояниях людей, выступающих в качестве испытуемых или клиентов;

5) проводить с клиентами социально-психологические мероприятия;

6) поддерживать профессиональные связи с различными вневедомственными организациями и частными лицами для решения психологических проблем;

7) вырабатывать и давать рекомендации психологического характера администрации, общественным органам и клиентам, обратившимся за помощью;

8) разрабатывать новые методы работы психолога и получать на них авторские права.

Одновременно психолог обязан:

1) изучать психологические проблемы жизни и деятельности клиентов;

2) оказывать помощь в преодолении критических ситуаций, трудностей, активно способствовать развитию личности и совершенствованию профессиональной деятельности клиентов;

3) участвовать в отборе кадров, их последующей адаптации и профессионализации;

4) организовывать и проводить консультирование, занятия по психологическому просвещению клиентов;

5) изучать социально-психологические процессы в организации;

6) организовывать и лично проводить социально-психологическую работу;

7) постоянно совершенствовать свою профессиональную компетентность;

8) руководствоваться в своей деятельности основными этическими принципами профессиональной психологической работы.

Выше охарактеризованы только общие принципы работы психолога, его права и обязанности. При выполнении конкретного заказа основные этапы его работы, права и обязанности сторон могут иметь некоторую специфику и должны быть конкретизированы.

 

Этические нормы деятельности психолога

Этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает.

В своей работе практический психолог руководствуется следующими принципами и правилами:

1. Принцип ненанесения ущерба испытуемому.

2. Принцип компетентности психолога.

3. Принцип беспристрастности психолога.

4. Принцип конфиденциальности

5. Принцип осведомленного согласия.

6. Правило взаимоуважения психолога и испытуемого

7. Правило безопасности применяемых методик

8. Правило предупреждения неправильных действий заказчика..

9. Правило сотрудничества психолога и заказчика.

10. Правило профессионального общения психолога и испытуемого.

11. Правило обоснованности результатов исследований психолога12. Правило адекватности методик.

13. Правило научности результатов исследования

14. Правило взвешенности сведений психологического характера.

15. Правило кодирования сведений

16. Правило контролируемого хранения сведений психологического характера.

17. Правило корректного использования сведений психологического характера

 

Критерий оценки эффективности деятельности

Объективные критерии оценки деятельности психолога разрабатываются различными официальными органами, в ведении которых находятся учреждения психологической службы. Официальную оценку степени квалификации психолога и его профессиональной деятельности может дать только специалист-психолог (например, психолог-методист отделанародного образования, специалисты факультетов, кафедр и научно-исследовательских институтов в области психологии, методические объединения психологов). Оценка профессиональной квалификации практического психолога включает анализ его методической, теоретической и практической подготовки, оценку овладения профессиональными методами работы. Квалификационная комиссия может давать рекомендации администрации учреждения по установлению квалификационного разряда психолога в зависимости от уровня его образования, стажа работы, владения психологической теорией и практикой. Реально же психолог оценивается со стороны администрации и своих коллег-психологов, скорее, по отдельным эмпирическим показателям.

Критерии оценки деятельности психолога со стороны администрации – это, прежде всего, различные количественные показатели его работы:

- количество проведенных психодиагностических методик и обследованных людей;

- количество выступлений и мероприятий (тренингов, обучающих сессий), поведенных психологом;

- количество подготовленных докладов, отчетов, сообщений, рекомендаций, резюме, проспектов и т.п

Существуют также субъективные критерии оценки собственной профессиональной деятельности и компетентности, которые основаны на сложившемся профессиональном самосознании и Я-концепции психолога. Прежде всего, это оценка самим психологом качества собственного профессионального решения психологических проблем и достижения качественных сдвигов в коррекционной и консультативной работе с людьми. Критерии таких оценок очень субъективны, им трудно соответствовать, поскольку результаты психологической работы могут не просматриваться непосредственно, зачастую они отдалены во времени. При этом психологи часто бывают неоправданно критичны к себе и своей работе. Поэтому психолог, как правило, оценивает себя в профессиональном отношении ниже, чем оценивают его другие сотрудники и коллеги.

 

Планирование работы психолога.

Планирование работы психолога состоит из перспективного плана на учебный год, месячного, календарногоплана, еженедельных планов текущей работы и ежедневного рабочего плана.

Перспективный план работы психолога отражает стратегию психологической службы образовательного учреждения: цели и задачи психологического сопровождения естественного развития детей; выявление психологических причин трудностей развития, связанных с неэффективностью педагогического процесса; определение направлений педагогических экспериментов. Этот план обязательно соотносится с перспективными планами учреждения (школа, детский сад), представляется педагогическому совету и утверждается руководителем учреждения.

Календарные планы помогают практическому психологу в полном объеме реализовать свои функции. Чтобы регулировать выполнение своих функциональных обязанностей, психологу удобнее в календарном плане-сетке предусматривать доминирующие виды деятельности.

В ежедневных планах работы отмечаются конкретные виды деятельности и формы работы с учетом нормозатрат рабочего времени, предусмотренных нормативными документами.

Требования к плану работы психолога учреждения образования. При составлении плана необходимо учитывать:

- цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения;

- приоритет прав и интересов ребенка;

- нормы расхода времени на каждый вид деятельности.

План должен включать следующие разделы:

- название направлений (психодиагностическая работа, консультативная работа, психокоррекционная работа, информационная работа, методическая работа) и форм деятельности (уроки психологии, факультативы, тренинги, коррекционные группы, беседы, консультации, психолого-педагогические консилиумы)

- сроки выполнения

- ответственные лица;

- предполагаемые результаты.

При планировании своей работы психологу необходимо знать особенности этого процесса и его принципы.

Необходимо учитывать, что планируемые на любой период времени дела должны занимать только 60% времени, оставляя резерв. В течение дня следует выделять приоритеты, которые лучше выполнять в наиболее плодотворное и удобное время.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 464.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...