Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование теории ценностей в философии.




Изначально, в философии термин ценность (Ц.) не употреблялся, но под этим понимали какой-то идеал, значение, смысл бытия, или по Сократу «Что есть благо?»

В др. гр. отождествляли бытие и ценности. Считали, что Ц. присущи предметам внешнего мира – природе. Так, Демокрит утверждал, что природа сама диктует требование жить по определенным законам. То, что приносит удовольствие, есть благо, а страдание чуждо природе. Но не всякое удовольствие, а то, которое прекрасно и полезно. Для Платона высшие ценности (истина, благо, красота) находятся в мире идеальных сущностей. Для софистов ценности субъективны.

В средневековье высшее благо отождествляли с Богом.

В эпоху Возрождения ценности видели в свободе человека, его творчестве, гуманизме.

Философы Нового времени и фрац. просветители ценность рассматривают не во внешней природе, а в природе самого человека. Поняв разумом потребности человека, в соответствии с общественными нормами, можно придти к благу.

Если до этого философы рассматривали ценность со стороны содержания (мораль, религия, красота и т.д.), то первым, кто подошел к этому с позиции самой сущности ценности, был И.Кант. Критикуя просветителей за то, что само стремление, к счастью, еще не делает человека нравственным, философ провозглашает долг всеобщим идеалом, находящимся за пределами человеческого мира, мира трансцендентального. Ценность не выводится эмпирической действительностью, она вытекает из априорных (доопытных) законов морали. В связи с этим Кант выводит свой знаменитый категорический императив (закон): «Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла стать всеобщим законом». Этим он противопоставил нравственность (в виде свободы) природе (в форме необходимости), а долженствование – бытию.

Работы Канта оказали большое влияние на становление и развитие аксиологии. С этого момента бытие и ценность стали разделять. Нем. фил. Рудольф Герман Лотце (1817-81) разрабатывает учение аксиологии и вводит понятие ценность, понимая под этим значимость чего-либо. Его ученик неокантианец В.Виндельбанд ценность рассматривает не как реальность, а как идеал, носителем которого является «сознание вообще», т.е. трансцендентальный субъект. Другой неокантианец Г.Риккерт ценности рассматривает как нормы, которые не зависят от человека и образуют общую основу конкретных ценностей и культуры.

 

Понятие ценности

Мир человеческий, культурный, в отличие от природного, - это мир значений и смыслов, он всегда имеет ценностную сторону. Ценности являются не свойством какой-либо вещи, они принадлежат миру наших представлений, миру идеального. Но это не говорит, что они сугубо субъективны, т.к. понятия о добре, прекрасном, благородном и т.д. в разные эпохи имели безусловный характер. Именно абсолютность и всеобщность ценностей придает им объективность, которая в данном случае не должна пониматься онтологически (отождествляться с реальностью).

Мир ценностей находится на стыке объективного и субъективного в сфере их взаимодействия и является как побуждение к действию. Указывая нам на должное, они не констатируют то, что есть, а выражают наше отношение к действительности.

 

Ценности духовной культуры.

Учитывая, что ценность является побуждением к действию, то можно выделить следующие сферы общественной деятельности.

1. Политика. С помощью политики люди выражают интересы государства, нации, классов, отдельной группы и т.д. Политическая идеология формирует и выражает политический государственный режим: демократию, диктатуру, парламентскую республику и др.

2. Право. Право теснейшим образом связано с политикой. Право – есть возведенная в закон воля господствующего класса или воля большинства населения.

3. Мораль. Мораль выступает регулятором поведения людей в обществе, нравственным законом, который заставляет сочетать личные интересы с общественными.

Моральное воззрение на мир – это восприятие его с точки зрения понятий добра и зла, благородства и низости, честности и лживости и т.д. Своеобразие морали достаточно полно выражено в «золотом правиле» нравственности, которое было дано Конфуцием, оно написано в Библии, так же говорилось в античной и индийской культурах: «Не делай другому того, чего не желаешь себе».

Этика – это нравственная идеология, теоретическое выражение нравственных интересов социальных групп, классов.

4. Эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) – это особое отношение человека к миру, выраженное в области художественной деятельности людей. Эстетическое восприятие мира позволяет оценить мир с позиции прекрасного и безобразного, трагического и комического, возвышенного и низменного и т.п.

Эстетика тесно связана с искусством. Искусство – это особая форма отражения действительности посредством художественных образов.

5. Религия – это удвоение мира: естественного человеческого и сверхъестественного духовного, к которому человек также причастен. С позиции верующего ценности религиозной веры придают истинный смысл человеческой жизни и позволяют ему преодолеть все невзгоды и тяготы жизни.

6. Наука – это социальный институт, задача которой является познание объективных законов природы и общества в определенных формах и с помощью специфических средств, и с применением полученных знаний на практике.

7. Философия – это интегрированная форма духовной деятельности человека. Она объединяет и обобщает разнокачественные знания (научное, политическое, нравственное и др.)

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...