Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные диалектические категории.




Как было отмечено ранее, принцип диалектического развития заложен в противоположных началах, в дальнейшем отраженных в парных категориях. Рассмотрим некоторые из них. 1) Единичное и общее.

Единичное – это индивидуальные неповторимые черты и свойства, принадлежащие одному предмету.

Общее – это черты и свойства, принадлежащие нескольким предметам. Общее выражается в родовых понятиях по отношению к единичным, например: стол, машина, школьник и т.д.

2) Явление и сущность.

Явление – это внешняя, сравнительно изменчивая сторона предметов и процессов.

Сущность – это внутренняя, сравнительно устойчивая, определяющая сторона предметов и процессов.

Например: под явлением можно рассматривать поведение человека, его действия, а под сущностью его характер или его определенный психотип. В диалектике сущность глубже, явление богаче.

3) Часть и целое.

Часть – это отдельные элементы (предметы), которые в своей совокупности образуют целое.

Целое – это объединение отдельных элементов (предметов), образующих новое свойство, отличное от отдельных предметов.

Например, в механике отдельные детали образуют агрегат или машину, тем самым, машина может выполнять то, что не может выполнить отдельная деталь. В биологии молекулы образуют клетки, клетки – органы, органы – тело.

Соотношение части и целого нашло свое отражение в системном подходе, в котором имеются следующие категории:

Элемент – это часть системы, которая предполагается в данных условиях далее не делимой.

Система – это целостная совокупность взаимосвязанных элементов.

Структура – это устойчивая взаимосвязь между элементами системы.

Иерархия – это взаимосвязь систем различных уровней. Каждая система состоит из подсистем, и сама как подсистема входит в состав большей системы.

Содержание и форма.

Содержание – это вся совокупность частей целого, то из чего состоит целое.

Форма – это способ существования и выражения содержания.

Например, внутреннее и внешнее строение тела человека есть форма, а содержание – это его клеточная, физиологическая, психологическая и т.д. структура.

Следующие пары категорий рассматриваются в разделе детерминизма.

Детерминизм– это философское направление, признающее объективный и всеобщий характер причинности и закономерности процессов и явлений. Этому направлению противостоит индетерминизм, который отвергает причинность и закономерность.

В детерминизме рассматриваются следующие категории.

Причина и следствие

Основания, которые вызывают изменение чего-либо, называют причиной, а вызываемые ими изменения – следствием. Причину следует отличать от повода.

Необходимость и случайность.

Необходимость – это связь, вытекающая из внутренней природы вещей, внутренняя причинно-следственная связь.

Случайность – это связь, вытекающая из внешних условий, внешних причинно-следственных связей. Случайность есть пересечение необходимых связей. Например, если рассмотреть столкновение двух объектов (допустим ДТП), то необходимостью будет их отдельная возможность перемещаться в пространстве, а случайность – это и есть столкновение. Хотя, если рассмотреть систему шире, и включить эти два объекта в более общую систему, то случайность может превратиться в необходимость. Так, некоторые материалисты (Демокрит, Спиноза, Гольбах, Марксисты и др.) считали, что случайность – это непознанная необходимость.

Разное понимание соотношения необходимости и случайности привело в философии к двум направлениям: фатализму и волюнтаризму.

Фатализм абсолютизирует необходимость и понимает ее как неизбежность, рок, судьба.

Волюнтаризм абсолютизирует случайность, все явления сводит к случайным действиям субъектов.

Возможность и действительность.

Возможность – это потенциальная действительность, предпосылки возникновения нового.

Действительность – это реализованная возможность, объективно все существующее. Не всякая возможность становится действительностью. Так, например, не всякий желудь станет дубом, но во всяком желуде потенциальный дуб.

 

Тема 7: Гносеология










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...