Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные диалектические категории.
Как было отмечено ранее, принцип диалектического развития заложен в противоположных началах, в дальнейшем отраженных в парных категориях. Рассмотрим некоторые из них. 1) Единичное и общее. Единичное – это индивидуальные неповторимые черты и свойства, принадлежащие одному предмету. Общее – это черты и свойства, принадлежащие нескольким предметам. Общее выражается в родовых понятиях по отношению к единичным, например: стол, машина, школьник и т.д. 2) Явление и сущность. Явление – это внешняя, сравнительно изменчивая сторона предметов и процессов. Сущность – это внутренняя, сравнительно устойчивая, определяющая сторона предметов и процессов. Например: под явлением можно рассматривать поведение человека, его действия, а под сущностью его характер или его определенный психотип. В диалектике сущность глубже, явление богаче. 3) Часть и целое. Часть – это отдельные элементы (предметы), которые в своей совокупности образуют целое. Целое – это объединение отдельных элементов (предметов), образующих новое свойство, отличное от отдельных предметов. Например, в механике отдельные детали образуют агрегат или машину, тем самым, машина может выполнять то, что не может выполнить отдельная деталь. В биологии молекулы образуют клетки, клетки – органы, органы – тело. Соотношение части и целого нашло свое отражение в системном подходе, в котором имеются следующие категории: Элемент – это часть системы, которая предполагается в данных условиях далее не делимой. Система – это целостная совокупность взаимосвязанных элементов. Структура – это устойчивая взаимосвязь между элементами системы. Иерархия – это взаимосвязь систем различных уровней. Каждая система состоит из подсистем, и сама как подсистема входит в состав большей системы. Содержание и форма. Содержание – это вся совокупность частей целого, то из чего состоит целое. Форма – это способ существования и выражения содержания. Например, внутреннее и внешнее строение тела человека есть форма, а содержание – это его клеточная, физиологическая, психологическая и т.д. структура. Следующие пары категорий рассматриваются в разделе детерминизма. Детерминизм– это философское направление, признающее объективный и всеобщий характер причинности и закономерности процессов и явлений. Этому направлению противостоит индетерминизм, который отвергает причинность и закономерность. В детерминизме рассматриваются следующие категории. Причина и следствие Основания, которые вызывают изменение чего-либо, называют причиной, а вызываемые ими изменения – следствием. Причину следует отличать от повода. Необходимость и случайность. Необходимость – это связь, вытекающая из внутренней природы вещей, внутренняя причинно-следственная связь. Случайность – это связь, вытекающая из внешних условий, внешних причинно-следственных связей. Случайность есть пересечение необходимых связей. Например, если рассмотреть столкновение двух объектов (допустим ДТП), то необходимостью будет их отдельная возможность перемещаться в пространстве, а случайность – это и есть столкновение. Хотя, если рассмотреть систему шире, и включить эти два объекта в более общую систему, то случайность может превратиться в необходимость. Так, некоторые материалисты (Демокрит, Спиноза, Гольбах, Марксисты и др.) считали, что случайность – это непознанная необходимость. Разное понимание соотношения необходимости и случайности привело в философии к двум направлениям: фатализму и волюнтаризму. Фатализм абсолютизирует необходимость и понимает ее как неизбежность, рок, судьба. Волюнтаризм абсолютизирует случайность, все явления сводит к случайным действиям субъектов. Возможность и действительность. Возможность – это потенциальная действительность, предпосылки возникновения нового. Действительность – это реализованная возможность, объективно все существующее. Не всякая возможность становится действительностью. Так, например, не всякий желудь станет дубом, но во всяком желуде потенциальный дуб.
Тема 7: Гносеология |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 236. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |