Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные подходы в проблеме познания.




Раздел гносеологии напрямую зависит от онтологии, и в зависимости от принимаемой онтологической картины мира, устанавливаются метод и способы познания мира. Независимо от философского направления в гносеологии выделяются две основные позиции:

1) Объект познания – это то, что познается

2) Субъект познания – это то, кто познает

Между этими элементами складываются определенные познавательные отношения.

В гносеологии существует три направления 1) гносеологический оптимизм – направление, признающее познаваемость мира, 2) агностицизм – направление, отрицающее познаваемость мира, 3) скептицизм близок к агностицизму. Скептики сомневаются в способности человека познать мир.

Эти три гносеологические позиции находят свое отражение в материализме и идеализме.

Материализм, в основном, признает познаваемость мира, т.к. за основу мира берет материальную субстанцию, которая созерцается органами чувств и отражается в сознании человека в виде знаний. А накопленные знания могут передаваться от поколения к поколению, до полного раскрытия всех законов мира.

В материализме можно выделить два этапа:

 1. Классическая гносеология, в которой отражаются следующие принципы:

а) Принцип пассивного отражения – знание, выступающее точной копией предмета познания, которое достигается через чувственную созерцательную деятельность. Так, Дж. Локк представлял сознание человека как чистую доску (лат. tabula rasa), на которой природа пишет свои письмена.

б) Принцип индивидуальной гносеологии, согласно которому субъектом познания является индивид, способный изолированно от общества познать мир.

в) Метафизический принцип – идеализация научного знания (например, попытка свести все явления мира к законам механики).

2. Диалектический (марксовский) материализм выделяет следующие принципы:

а) принцип активного отражения, т.е. человек, познавая окружающую действительность, практически изменяет ее.

б) принцип общественной гносеологии, согласно которой субъект имеет социальную сущность.

в) принцип практики, т.е. практика, является критерием истины.

г) принцип диалектики выражается в постепенном переходе от неполного и неточного знания к все более полному и точному знанию, от субъективного знания к объективному.

Идеализм, в своем большинстве, отрицает познаваемость мира, либо сомневается в способности познания, т.к. с их точки зрения органы ощущений не могут полностью отразить мир или вовсе его искажают. Так, для субъективного идеализма, мир есть лишь комплекс ощущений (Дж. Беркли). А Имануил Кант делит мир на познаваемый («вещь для нас») и непознаваемый («вещь в себе»).

Для объективного идеализма в основе мира лежит мировая духовная субстанция, которую можно постичь лишь особым разумом или интуицией. В качестве исключения следует отметить, что некоторые идеалисты являются гносеологическими оптимистами, например Платон, Гегель и др. Для них познание мира – есть процесс особой духовной практики.

Для скептиковмир непонятен, какой он есть на самом деле, из-за противоречивости чувственного впечатления и мышления и потому они сдержанны в утверждении о познаваемости мира (др. гр. фил. Пирон, франц. фил. Декарт и др.).

Эмпиризм и рационализм о природе познания.

В классической гносеологии выделяются два противоборствующих направления – это эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Согласно эмпиризму главным источником знания является чувственный опыт. Основная позиция эмпириков: «Нет ничего в интеллекте (разуме), что вначале не было бы в чувстве» (Дж.Локк). Эмпиризм разделяется на идеалистическое (Юм, Беркли, Мах, Авенариус и др.) и материалистическое (Бэкон, Локк, Гоббс, Фейербах и др.) направление. Разновидность эмпиризма – сенсуализм, в котором главным источником знания являются ощущения (Гоббс, Локк и др.).

Аргументы сенсуалистов следующие:

- Без органов чувств человек вообще не способен ни к какому познанию;

- Мышление только лишь обрабатывает чувственный материал;

- Разум не связан непосредственно с внешним миром. Без органов чувств он глух и слеп.

Согласно рационализму главным источником знания является мышление, разум. К основной позиции эмпириков «Нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве», рационалисты добавляют «кроме самого интеллекта» (Лейбниц). Представители рационализма Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.

Аргументы рационалистов:

- Только разум способен обобщать информацию, полученную от органов чувств;

- чувства, нередко, вводят в заблуждение, так, например, видно, что Солнце вращается вокруг Земли, хотя в действительности наоборот;

- Только разум обладает творческим потенциалом, способный конструировать и абстрактно мыслить;

- Разум является тем инструментом, который упорядочивает чувственные впечатления.

Первым кто попытался объединить эти два направления, был И.Кант, который выделил уровни познания: чувственный уровень, рассудок и разум. В дальнейшем марксисты диалектически объединили эти два направления, где чувственный уровень позволяет установить явления, а рациональный определяет сущность вещи.

Уровни познания действительности.

 

Современная гносеология и наука, в основном, стоят на позициях материализма и признают познаваемость мира. Современные приборы выступают в роли усилителей органов ощущений, а разум лишь синтезирует полученные данные приборов (органов чувств) и обобщает картину мира. В связи с этим, выделяются два уровня познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание проявляется в 3-х формах: ощущение, восприятие, представление. Ощущение – это отражение отдельных, чувственно воспринимаемых свойств предметов (звук, запах, вкус и т.д.). Восприятие – это целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств. Так например, человек, воспринимая яблоко, может одновременно сочетать в себе элементы ощущения: цвет, форму, запах, вкус. Представление – это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета.

Рациональный уровень выступает в роли абстрактного мышления, где тоже выделяются три формы, это понятие, суждение и умозаключение. Понятие – это форма мысли, в которой выражаются общие, существенные и отличительные признаки предмета. Суждение – это форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается. Умозаключение – это форма мысли, в которой из одного или более суждений выводится новое суждение.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...