Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема истины в философии




Традиционно истина понимается как соответствие мысли реальности. Данная концепция истины называется классической, она берет свое начало с Платона и Аристотеля. Так Платон утверждал: «Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, кто говорит о них иначе, – лжет».

Для того, чтобы определить истину необходимо изначально установить общие концепты мира, которые, в свою очередь, опираются на теорию. Судить о реальности вне теории, в принципе, невозможно. С учетом этого обстоятельства, следует исходить из теоретического обоснования мира, где каждая теория должна иметь свои критерии истинности.

В философии выделяются следующие теории со своими критериями истинности:

1. Для сенсуалистов чувственный опыт является главным критерием истинности (Гольбах, Локк и др.)

2. Рационалистам свойственна аналитическая истина, где критерием являются логические и математические законы. Как правило, аналитическая истина характерна для неэкспериментальных наук (Декарт, Спиноза и др.).

3. Сторонники прагматической истины главным критерием считают пользу и выгоду. Истинное знание – это знание, которое успешно «работает», с помощью которой можно добиться успехов в делах (американцы И.Пирс, У.Джеймс и др.).

4. Представители когерентной истины(с лат. связность, взаимосвязь) считают, что истина заключается в формальной согласованности и логической непротиворечивости в высказываниях в рамках той или иной системы. Например, 2х2=4 истинно, не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний (О.Нейрат, К.Гемпель и др.).

5. В семантической истине главным условием является следование строгим правилам формализованного языка (быть формально непротиворечивым). Например, «Снег бел» истинно тогда и только тогда, когда снег бел (А.Тарский).

6. В конвенциональной истине критерием выступает всеобщее согласие ученых (конвенция). (А.Пуанкаре, М.Полани и др.)

7. Вмарксизме критерием истины выступает практика. Только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение признается истиной.

8. Современная наука придерживается классической трактовки истины и считает, что 1) истина всегда объективна (не зависит от воли и желания человека), 2) конкретна (т.е. истина имеет свои границы применимости), 3) процессуальна (находится в процессе постоянного развития) и проходит этапы от относительной к абсолютной истине.

Относительная истина – это неполное знание, которое требует дальнейшего уточнения. Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание, которое не требует дальнейшего дополнения. В случае, когда в познании доминирует абсолютная истина – это называется догматизмом, когда доминирует относительная истина – релятивизмом.

9. Известны, так же, альтернативные трактовки истины. Так в религиозной философии говорится о сверхразумной истине, основанием которой является Священное Писание. Многие современные течения (например, постмодернизм) вообще отрицают существование какой-либо объективной истины.

Следует также отметить такие категории:

Правда – это соединение объективной истины с моральной справедливостью.

Ложь – это преднамеренное возведение неверных представлений в истину.

Заблуждение– непреднамеренное несоответствие суждений действительности.

 

 

Тема 8. Философская антропология

Общее понятие о человеке в истории философии

На каждом историческом этапе образ человека характеризовался в зависимости от накопленных знаний, опыта и культурных предпочтений.

Так, в древней Греции человек выступал органической частью Космоса. Космос понимался в роли образца гармонии и порядка, и человек должен был строить свою жизнь в соответствии с ним. Чтобы познать сущность человека Сократ предлагает познать самого себя.

В Средневековье человек и природа сотворены Богом. Цель человека приблизиться к Богу, что является залогом спасения его души и вечной жизни. Сущность человека раскрывается только в божественном откровении.

В эпоху Возрождения провозглашается самоценность человека и вера в безграничные его силы. Теперь человек не подчинен сверхъестественным силам или природе, а становится творцом самого себя.

В Новое время идея, провозглашенная Декартом: «Мыслю, следовательно, существую», в целом характеризует эпоху, т.е. человек является носителем разума. Благодаря разуму он способен познать законы природы и самого себя. Именно с этого времени сущность человека, в дальнейшем, стали понимать в его разумности. В частности, шведскому ученому Карлу Линнейю (1707-78), составлявшему научную классификацию растений и животных, пришлось дать название виду, к которому принадлежит человек. Он определил человека как sapiens – разумный.

Наряду с рациональным обоснованием человека в ХIХ в. большую популярность получает иррационализм, усматривающий сущность человека в воле, интуиции, бессознательном, экзистенции и т.д. Так, Артур Шопенгауэр сущность человека видит в бессознательной «воле к жизни». Для Фридриха Ницше человек есть лишь высший носитель «воли к власти». А Макс Шелер определяет человека – как генетически больное животное.

Происхождение человека. Проблема антропосоциогенеза.

Проблема происхождения человека в современной науке является одной из самых спорных. Сегодня существуют несколько гипотез.

1. Теория креационизма. Человек и все живое возникло в результате божественного творческого акта от более простых форм к более сложным. Представители: теологи христианства, К.Линней, Ж.Кювье и др.

2. Эманационная теория. Человек возник в результате божественной эманации (от греч. истечение). Возникновение шло от более сложных форм к более простым. Представители: Плотин, Эриугена, Шеллинг, неоплатоники и др.

3. Теория панспермизма предполагает занесение жизни на поверхность Земли из космоса в виде спор микроорганизмов, а отсюда и возможность появления человека, либо путем намеренного заселения планеты разумными пришельцами из других миров. Представители: немец Г.Рихтер, швед Сванте Аррениус и др.

4. Эволюционная теория предполагает возникновение человека и всего живого из неживой природы, в результате особых благоприятных физических и химических условий на Земле. Представители: Жан Батист Ламарк, Чарльз Дарвин, Марксисты и др.

Так, Дарвин выделяет четыре основных принципа эвол-ма: изменчивость, наследственность, борьба за существование и естественный отбор.

5. Теологический эволюционизм утверждает, что человек и все живое возникло в результате эволюционного процесса, но под действием божественной силы. (Тейяр де Шарден).

6. Современная наука о происхождении человека придерживается теории эволюционизма, где процесс становление человека и человеческого общества называется антропосоциогенезом. К основным факторам антропосоцио-генеза относится следующее:

1) Биологические факторы: прямохождение, развитость руки, большой мозг, способность к членораздельной речи.

 2) Формы деятельности: коллективная деятельность, труд, мышление, язык и общение, нравственность.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...