Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философские подходы к пониманию проблемы сознания.




В философии складывается материалистический и идеалистический подход в понимании проблемы сознания. Как правило, это исходит из первичности или вторичности сознания по отношению к материи.

Для объективных идеалистовсознание первично и выступает в качестве надприродной мировой субстанцией, а человеческое сознание является лишь его частью.

Для субъективных идеалистов сознание – это субстанциональная основа субъекта (человека).

Для материалистов сознание вторично и оно выступает как определенное свойство материи. Так, например, др. гр. фил. Демокрит понимал сознание как особые сорта атомов, состоящие из огня и воздуха.

Материалисты XVII-XVIII вв. сознание понимали гилозоистически. Согласно гилозоизму (с греч. живое вещество) даже неживая материя обладает сознанием или способностью к ощущению. Так, например, Спиноза говорил, что «камень мыслит», а Дидро утверждал, что «камень ощущает».

В XIX в. получает распространение физикализм – вульгарный материализм. С позиции вульгарного материализма сознание материально, и оно лишь следствие физиологических процессов организма. Так, физикалисты Д.Армстронг и Дж.Смарт отождествляли духовные процессы с кровообращением, дыханием и т.д. А Фогт говорил, что «мозг вырабатывает мысль, также как печень желчь».

Диалектический материализм рассматривает проблему сознания через теорию отражения. Отражение – это такое всеобщее свойство материи, которое характеризуется как изменение объектов в результате их взаимодействия между собой. В зависимости от сложности материи возникают следующие формы отражения. В неживой природе возникает мех., физ., хим. отражение.В живой природе возникает:

1) раздражимость (реакция растений на холод, тепло, свет, и т.д.)2) чувствительность (чувство холода, света, боли и т.д.)

3) психическое отражение составляют ощущение, восприятие и представление (способность реагировать на различные ситуации).

4) Сознание – это высшее свойство отражения высоко организованной материи, и оно выступает как функция головного мозга человека. Сознанию свойственно оперировать понятиями, суждениями и выводить умозаключения.

О происхождении сознания диалектический материализм опирается на теорию Дарвина, оно возникло в результате долгого эволюционного процесса, которому способствовали труд, речь и общество. В.И.Ленин определяетсознание как субъективный образ объективного мира.

Основные особенности человеческого сознания.

Термин сознание состоит из двух составляющих: со-знание, т.е. соотнесенность знания. Соотнесенность первичных различий и ориентаций, определяющих многообразные отношения человека к миру, включая отношение к другим и к самому себе.

Главными условиями для возникновения сознания являются:

1) наличие развитого мозга, готового воспринимать, накапливать и хранить информацию. Имеется ввиду сложный орган, которому соответствует человеческий мозг.

2) наличие общества, т.к. вне общества сознание не существует. (История про Маугли, это сказка.)

3) наличие языка, т.к. за каждым словом стоит мысль. Мысль без языка это пустота.

Чтобы дать определение сознанию, необходимо выделить его качества. Сознанию свойственны следующие качества:

1) Идеальность, т.е. сознание не обладает качеством материальности (цвет, запах, вкус и т.п.). По-другому, сознание – есть идеальный заменитель материального.

2) Интенциональность – направленность на предмет, т.е. сознание не может быть беспредметным. Предметами сознания выступают окружающий материальный мир во всем его многообразии, а так же все стороны духовного мира.

3) Идеаторность – способность творить, конструировать и воспроизводить идеи, а не просто отражать объекты.

4) Рефлексивность – направленность мысли на саму себя (мысль о мысли).

Учитывая основные особенности сознания, определение может быть следующим. Сознание - это духовная реальность бытия, которая включает в себя идеальность, интенциональность, идеаторность и рефлексивность.

Сознательное и бессознательное в человеке.

Сознательное и бессознательное – это два уровня, составляющих психику человека. Их соотношение динамично и зависит от деятельности человека. Если деятельность контролируется, то в человеке функционирует сознание, если не контролируется, то функционирует бессознательное.

В процессе обучения человек проходить несколько уровней. Так, психолог Н.А.Бернштейн выделяет четыре уровня психики. Например, на освоение определенного навыка человек на начальном этапе контролирует свои действия и, как правило, затрачивает большее количество физической и психической энергии. На последнем этапе может происходить автоматизация действий, и включается полусознательная или бессознательная функция. На этом уровне происходит наименьшая затрата энергии. Поэтому, человек гораздо быстрее устает тогда, когда занимается сложной, сознательной умственной работой, чем простым физическим трудом, не требующим полностью сознательной его регуляции.

Сферу бессознательного в человеке глубоко рассматривал австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856-1939). Он разделил человеческую психику на три уровня:

1) «Ид» (Оно) – бессознательное

2) «Эго» (Я) – сознание человека

3) «Супер-Эго» (Сверх-Я) – общественная цензура

Ядром бессознательной сферы является либидо – сексуальная энергия (влечение). «Ид» (либидо) давит на «Эго» и пытается себя реализовать, но, проходя через общественную цензуру – «Супер-Эго», оно возвращается (вытесняется) обратно в сферу бессознательного или выходит наружу (сублимируется), в приемлемой для общества форме. Примером сублимации может быть любая творческая деятельность человека. Таким образом, сознание - «Я» находится в зажатом состоянии с двух сторон. Снизу давит животное начало, сексуальный инстинкт – Оно. Сверху давят законы, мораль, культурные традиции и т.д. – Сверх-Я. В результате этого постоянного антагонизма в человеке могут происходить психические срывы, расстройства, депрессии и т.д. Таким образом, психическая деятельность человека – есть процесс превращения его сексуального инстинкта. В дальнейшем, Фрейд к сексуальному инстинкту добавляет инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые тоже являются мотивом к действию.

Учение Фрейда продолжил Карл Густав Юнг (1875-1961). Он утверждал, что «личное бессознательное» опирается на «коллективное бессознательное», выступая в виде архетипов. Архетипы – это врожденные психические структуры человека, суммарный опыт многих поколений, проявляемые в виде образов общечеловеческой символики: сновидения, мифы, сказки, фантазии, в том числе художественные.

 

Тема 6: Диалектика.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 291.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...