Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Биологическое и социальное в человеке (панбиологизм и пансоциологизм).




Человек есть единство биологического и социального начала. К биологическим особенностям человека относятся:

 1) морфофизиология (морфология – строение тела, физиология – функционирование).

2) темперамент – скорость протекания нервных процессов.

3) задатки в процессе воспитания могут превратиться в способности.

 4) наследственность (болезнь, здоровье и т.д.)

5) инстинкты (самосохранение, половой и др.)

Философы, которые считают, что главным в сущности человека является его биологическое начало, называются панбиологисты. Биологическая сторона играет немаловажную роль в жизни человека, но, характеризуя человека, нельзя ограничиваться лишь этой стороной. Так, например, с позиции биологии невозможно объяснить такие особенности как нравственность, совесть, ответственность и т.д., а вопрос о смысле жизни нередко делает человеческую жизнь трагичной. Все это говорит об активной роли социальной сферы в формировании человека.

Социальный аспект в человеке основательно рассматривался в марксизме. Маркс, определяя сущность человека, утверждал, что «человек есть ансамбль всех общественных отношений». Именно общество, как внешняя среда, способствует формированию облика человека.

Согласно марксизму, в предельно широком понимании, человек – есть родовое понятие мыслящего существа. Индивид – это единственный представитель человеческого рода. Индивидуальность – неповторимая совокупность особых свойств, отличающих одного человека от другого. Личность– есть конкретный человек, с присущими ему социальными и индивидуальными чертами. По Марксу, каково общество – такова и личность. Под личностью понимается не только сфера выполнения человеком социальных ролей, но и все богатство его духовного мира. Его мировоззрение, самосознание, ответственность, понимание своего места в этом мире.

Философы, которые считают, что главным в сущности человека является его социальное начало, называются пансоциологисты.

 

Экзистенциализм о существовании и сущности человека.

Экзистенциализм (от лат. exsistentia – существование) – это направление в философии, где главным предметом изучения является человек, его проблемы, трудности и трагичность существования в окружающем мире.

Расцвет экзистенциализма приходится на периоды двух мировых войн, когда происходят экономические, политические кризисы, массовые убийства, агрессия, жестокость и т.д.

Основателем экзистенциализма считается датский философ Серен Кьеркегор (1813-1855). Он выделил два понятия:

1) Неподлинное существование – жизнь без осознания своего «Я», подчиненность человека обществу, «жизнь как у всех и со всеми».

2)Подлинное существование– осознание себя как уникальной личности, независимость от общества, понимание себя как хозяина своей судьбы, сознательность выбора.

Кьеркегор утверждает, что подлинное существование – это и есть экзистенция, обрести которую можно пройдя 3 стадии:

1) эстетическую – человек плывет по течению и стремится к удовольствию;

2) этическую – человек движим чувством долга;

3) религиозную – человек осознает свое призвание и может переносить все тяготы жизни.

Немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969) рассматривает проявление экзистенции в особых пограничных ситуациях – перед лицом смерти, страдания, борьбы, в периоды, когда меняется судьба человека. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцендентальностью – высшим бытием. Трансценденция выражается в шифрах бытия (свобода, смерть, согласие с собой, эротика).

Другой немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889-1976) экзистенцию понимает как бытие человека в окружающем мире, то есть «бытие в мире», которое состоит из «бытия с другим» и «бытия самого себя», дающего отличие «Я» от других. Обрести свободу и сохранить свою идентичность возможно, если противопоставишь «Я» «другим». Бытие человека есть его «бытие к смерти», своим бытием он выдвинут в Ничто. Только перед лицом ужасающего Ничто раскрывается смысл человеческого существования.

Французский философ Жан-Поль Сартр (1905-1980) рассматривает экзистенцию через проблему выбора. Он утверждает, что человек обречен на свободу и, сделав экзистенциальный выбор, он определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходя из одного бытия в другое.

Другой французский философ Альбер Камю (1913-1960) экзистенциальную философию видит в проблеме смысла жизни. Человеческая жизнь, со всеми ее стремлениями и желаниями, рано или поздно заканчивается смертью, и в этом ее абсурдность. В итоге смысл жизни не во внешнем мире (в успехе, карьере и т.д.), а в самом существовании человека.

 

 

Тема 9. Социальная философия










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 347.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...