Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные философские теории понимания общества.




В широком смысле общество – это система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.

В философии общество рассматривается с материалистической и идеалистической стороны. Сторонники материалистической концепции считают, что решающими факторами в развитии общества являются материальные факторы: природа, экономика, техника и т.д.

Так, представители географического детерминизма полагают, что климат, ландшафт, ресурсы земли и т.д. являются определяющими в развитии общества. Например, французский просветитель, правовед, философ Шарль Луи Монтескье (1689-1755) подчеркивал, что в холодном климате люди более нравственны, чем в умеренном климате, а жаркий климат, расслабляя организм людей, мог стать причиной рабства. Немецкий географ Карл Риттер (1779-1859) говорил, что «Местное влияние ландшафта влияет на характерные черты жителей, включая внешний вид, телосложение, форму черепа, темперамент, язык и духовное развитие».

Русский географ Лев Ильич Мечников (1838-1888) выводит «океаническую концепцию», в которой он утверждает, что цивилизации, сменяя друг друга, проходили три века, в зависимости от освоения водных территорий. Первый речной период, охватывающий четыре великие культуры: Египет, Месопотамия, Индия, Китай, расположенные в местностях, «орошаемых великими реками». Второй средиземноморский период, характеризующийся «олигархическими государствами», такими как Финикия, Карфаген, Греция и Рим. Люди, перемещаясь по морским пространствам, обживали континенты. Третий океанический период, характеризующийся превосходством государств Западной Европы. Последняя культура началась с периодом освоения Атлантического океана и открытия Америки.

Сторонники биологического детерминизма Т.Гоббс, Г.Спенсер, и др., общественную деятельность отождествляли с биологическими процессами. Например, Т.Гоббс отождествлял государство с искусственным человеком, Г.Спенсер считал, что «кровяные частицы уподобляются деньгам», а Альберт Эберхард Шеффле говорил, что обмен веществ в организме аналогичен экономической жизни общества.

Сторонники космического детерминизма: Э.К.Циолковский В.И.Вернадский A.T.Чижевский считают, что космические процессы формируют земную жизнь. Например, все войны и эпидемии приходятся на пик солнечной активности. Солнечная активность приводит к возмущению электромагнитного фона, электрического поля, геомагнитного поля, метеорологического давления, температуры и других явлений.

Существует также демографический детерминизм (благосостояние общества) Томас Роберт Мальтус (1766-1834); расовый детерминизм (ведущие цивилизации) Ж.Гобино, Г.Лебон; экономический детерминизм (производство) Маркс.

С идеалистической стороны философы, в качестве главных факторов в развитии общества, рассматривают религию, политику, науку, нравственность и т.д.

Так, немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) полагал, что протестантизм с его бережливостью, трудолюбием, расчетливостью и т.д., как стиль жизни, предопределил капитал-кое общество. Фейербах считал, что определяющим в жизни общества, являются нравственные отношения (любовь, дружба, товарищество и т.д.). Философ, так же, различал эпохи человеческой истории, по сменяющим друг друга религиям.

Начиная с Нового времени большинство ученых придерживалось концепции, что наука с её открытиями может облегчить жизнь человеку и может стать гарантом успешного развития общества. К середине XIX в. оформляется такое течение как сциентизм, в которой абсолютизируется роль научного знания в социальном развитии. Яркий представитель этого направления является франц. философ и социолог Огюст Конт (1798-1857).

Современные ученые, исследуя историю, приходят к выводу, что нет необходимости выделять какой-то один фактор, который влияет на жизнь общества. Исследователи считают, что в разных эпохах и ситуациях играют разные факторы. Такой подход в социольной философии называется многофакторным.

Философия истории.

В своих взглядах на историю, философы разделились на две группы:

1) те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики и направленности движения (как правило, это иррационалисты).

2) те, кто видит в истории закономерное направленное движение (к ним относится большинство философов).

Если рассматривать общество как закономерно- направленную развивающуюся систему, то необходимо установить критерии, по которым происходит развитие. В качестве критерия выступает либо духовная сфера (дух свободы, степень нравственности, возможность развития личности и т.д.), либо материальная сфера (производство, техника и т.д.), либо смешанное (духовная и материальная сфера).

В зависимости от общей схемы развития в социальной философии выделяется два подхода:

 1) концепция локальных культур и цивилизаций

2) теория единства Всемирной истории

Согласно первой концепции общество рассматривается как отдельные культуры или цивилизации, каждая из которых проходит свое рождение, детство, возмужание, зрелость, старость и смерть. Так, Освальд Шпенглер (1880-1936) в своем знаменитом труде «Закат Европы» выделяет 8 таких культур. Это Индийская, Китайская, Вавилонская, Египетская, Античная, Арабская, Западноевропейская, Культура Майя и возможность появления 9 – ой Русско-сибирской культуры.

Если для Шпенглера цивилизация – это последний этап развития культуры, то для англ. историка Арнольда Тойнби (1889-1975) это устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. Мыслитель выделял основные и локальные культуры. К основным относятся те цивилизации, которые могут косвенно влиять (особенно религиозно) на другие цивилизации. Это шумерская, вавилонская минойская, эллинская (греческая), китайская, индусская, исламская, христианская. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках. Тойнби насчитывал 21 такую цивилизацию, потом сократил их до 13.

Идеи локальных культур, так же, рассматривались русскими мыслителями Н.Данилевским, П.Сорокиным, Н.Гумилевым.

Согласно второй теории, общество рассматривается как единая история. Так, Гегель усматривал смысл мировой истории в постепенном восхождении к свободе мирового духа. Философ выделяет 3 этапа: 1) восточную эру, где свободен только один человек – это правитель, 2) античная эра, в которой свободна часть людей – это правители, аристократия, 3)германская эра – эпоха, когда свободны все.

Маркс рассматривал общество с экономической позиции. Он выделяет 5 общественно-экономических формаций (ОЭФ) – ступень исторического развития общества.

1) первобытнообщинный строй

2) рабовладельческий

3) феодальный

4) капиталистический

5) коммунистический

Смена каждой ОЭФ происходит за счет конфликта между производительными силами (техника, орудия труда и люди) и производственными отношениями (способ отношений между техникой (орудия труда) и людьми).

Основными элементами ОЭФ являются: 1) базис – это экономика общества, совокупность производственных отношений, соответствующих уровню развития производительных сил, 2) надстройка – это система идей государства (политика, право, нравственность, философия и т.д.)

В результате, изменение материального базиса влечет за собой изменение духовной надстройки: государственные учреждения, институты и т.д. Эти изменения, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на экономический базис, на структуру и содержание производственных отношений.

 

Тема 10. Аксиология










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...