Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3: Основные философские направления.




Отношение бытия и небытия как исходная философская проблема.

Одна из основных философских проблем – это проблема бытия и небытия. Бытие это все то, что есть. Небытие это все то, чего нет. Говорить о бытии, значит иметь наличие или существовать. Очевидность существования тех или иных предметов и явлений иногда не вызывает сомнения, но предстают ли они нам в реальном виде, такими какими они есть на самом деле? Ведь многое нам только кажется, в отличие от самой реальности, как таковой. В связи с этим можно говорить об объективной и субъективной реальности

 Объективная реальность – это все процессы, явления, ситуации, вещи, состояния, существующие независимо от воли, желания и сознания человека. Субъективная реальность включает в себя ощущения, представления, мысли человека, т.е. его сознательные и бессознательные процессы. Иначе говоря,  объективная реальность – это то, что есть на самом деле, а субъективная реальность – это как видит человек то, что есть на самом деле. Так, например, раньше считалось, что Солнце это раскаленный диск, который вращается вокруг плоской Земли, но с развитием науки представление о мире меняется. Или карандаш, опущенный в стакан с водой, имеет искривленную форму. Таких примеров можно привести много. Поэтому,говоря о реальности, мы исходим из общих знаний о мире, после чего строим различные теории, описывающие реальность.

Реальность бытия и небытия в философии представляется в следующем виде. В философии бытие понимается не просто как существование чего-либо, а всеобщность отношений всего существующего.

Основными формами бытия являются:

Материальное бытие, идеальное бытие, бытие человека, социальное бытие, ноуменальное бытие (вещь сама по себе), феноменальное бытие (явление, данное в опыте).

В качестве примеров небытия можно назвать неродившихся людей, животных, растений или еще не появившиеся различные вещи или явления. Так же, в качестве небытия можно назвать все то, что раньше было, но потом ушло, как говорят в небытие. Это смерть или исчезновение чего-либо.

В качестве форм небытия можно назвать определенные ничто формы. Ничто формы – это все неявленные вещи, процессы, ситуации, т.е. это все нечто, которое не обрело свою актуальность.

Проблема бытия и небытия в философии обретает два направления

1) Философия бытия исходит из концепции абсолютизации бытия. Так, древнегреческий философ Парменид утверждал, что есть только бытие, небытия нет. В средневековой катафатической (положительной) теологии говорится о вечном абсолютном бытии – Боге. Марксизм за абсолютное бытие брал материю, которая вечна и бесконечна.

2) Философия небытия рассматривает бытие как производное из небытия. Так, др.гр. фил. Горгий говорил, что «Все существующее не существует». Индийский философ Нагарджуна (II в.) основатель надхьямики (фил. школа махаяны в буддизме) утверждал «Весь мир есть пустота (“шунья”)». Средневековая апофатическая (отрицательная) теология отождествляла Божество и Ничто.

Об относительности бытия и небытия говорится в даосизме, где бытие и небытие порождают друг друга. В атомистической теории Демокрита говорится об атомах – составляющих бытие, которые перемещаются в пустоте – небытии.

 

Основной вопрос философии или основные философские направления.

 

Еще в древности люди заметили, что мир можно разделить на две противоположные сущности. Это материальные и духовные (идеальные) явления. Проблема соотношения материальных и духовных явлений получила название основного вопроса философии (ОВФ).

ОВФ – это вопрос об отношении сознания к материи, духовных явлений к материальным. (Ф.Энгельс).

ОВФ разделяется на два подвопроса:

1) Что является первичным: материя или сознание?

2) Способно ли сознание верно отразить материальный мир, т.е. способен ли человек до конца познать мир?

При ответе на первый вопрос философы разделились на два больших направления: материалисты и идеалисты.

Материалисты – это философы, которые считают, что первична материя по отношению к сознанию, т.е. они утверждают, что предельным основанием бытия (сущностью мира) является материя. Представители: др.гр. фил. Демокрит, англ. фил. Ф.Бэкон, нем. фил-ы Л.Фейербах, Марксисты и др.

Идеалисты– это философы, которые считают, что первично выступает сознание по отношению к материи, т.е. они утверждают, что предельным основанием бытия (иначе сущностью мира) является сознание.

Идеалисты, в свою очередь, разделяются на субъективных и объективных идеалистов.

Субъективные идеалисты– это философы, которые в качестве предельного основания бытия берут сознание человека (субъекта). Представители: англ. фил. Беркли, нем. фил. Фихте, австрийский физик Мах и др.

Объективные идеалисты– это философы, которые в качестве предельного основания бытия берут мировое сознание, надприродное духовное начало. Представители: др.гр. фил. Платон, итал. фил. Ф.Аквинский, нем. фил. Гегель и др.

При ответе на второй вопрос философы разделились на гносеологических оптимистов, агностиков и скептиков.

Гносеологические оптимисты – философы, признающие познаваемость мира. В основном, это все материалисты.

Агностики – философы, которые отрицают познаваемость мира. (англ. фил. Юм, нем. фил Кант и др.).

Скептики – философы, которые выражают сомнение в познаваемости мира. (фрац. фил и матем. Декарт).

Философы, признающие одно первоначало, называются монистами. Монисты могут быть как идеалисты, так и материалисты. Философы, признающие два первоначала, называются дуалистами(Декарт, Кант). А те, кто признают множество первоначал, называются плюралистами. Так, например, Лейбниц считал, что в основе мира лежат множество духовных монад.

 

Тема 4. Философское понимание материи и ее атрибуты.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...