Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет, структура и функции философии.




Тема 1. Возникновение и специфика философского знания.

Понятие мировоззрения и его основные виды.

В переводе с греческого слово «философия» означает «любовь к мудрости» (от philio – люблю; sophia – мудрость). Считается, что первым кто назвал себя философом, был Пифагор.

Человечество всегда пыталось решить такие важнейшие проблемы, как – описание, объяснение, понимание мира и свое отношение к этому миру. В связи с этим, человек рассуждает, размышляет о мире в целом и о самом себе. Размышлять и рассуждать о мире можно посредством знаний, благодаря чему и устанавливается уровень сознания и особая форма мировоззрения.

Мировоззрение – это общее представление, убеждение о мире в целом и о месте человека в этом мире.

В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:

1)Мифологическое мировоззрение.Мифы давали первое представление о мире, о зарождении Вселенной, Земли и человека, объяснение природных явлений, жизни, смерти, судьбы человека и т.д. На основе фантазии и воображения человека строилась мифологическая картина мира. На заре цивилизации, ввиду отсутствия достаточных языковых средств и абстрактных размышлений, первобытным людям приходилось выражать общее через отдельное, т.е. мышление оперировало не понятиями, а образами. Отличительной чертой мифологии стал антропоморфизм – это наделение природным явлениям человеческих качеств, а потом обожествление и почитание их. Отсюда, одним из свойств мифов стал политеизм (многобожие).

2) Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы потустороннего мира, влияющие на жизнь и судьбу человека. Отличием религиозного мировоззрения от мифологического является то, что в религии Бог стоит над природой и вне ее, которую он создал, а в мифе боги существуют параллельно земному миру. Бытие Бога в религии осознается человеком как откровение, а возможность проникнуть в божественный мир может позволить только душа человека после смерти. В мифе же, человек может посетить богов и вернуться обратно в свой земной мир.

Религия дает более сложную, чем мифология, мировоззренческую систему. Развитая форма абстрактного мышления древних во многих религиях приводит к монотеизму, т.е. единобожию.

3) Философское мировоззрение имеет следующую по сложности форму абстрагирования. Философия выходит из мифологии и религии и противостоит им. Если в мифе и в религии необходимо все принимать на веру, то в философии необходим принцип доказательности. В целом, философское мировоззрение строится на понятиях и категориях, которые выводятся рациональным мышлением и, с помощью которых описывается картина мира. И если даже философская картина мира иррациональна, то ее все равно необходимо рационально обосновать. Основными чертами философского мировоззрения является: логичность, рациональность, теоретичность, научность, рефлексивность, т.е. направленность мысли на саму себя.

 

2. Специфика философского знания.

Если учесть, что особенностью для философии является рациональность, теоретичность, критичность, понятийность (категориальность), то это роднит ее с наукой. Но философия не является наукой в чистом виде, т.к. наука изучает отдельные области и уровни действительности, в связи с этим выявляются законы физики, химии, биологии и т.д. А философия пытается понять мир в целом и выявить общие универсальные свойства и законы.

Помимо исследования и изучения мира, посредством рационального познания, в человеке есть и другая сторона – это эмоционально-ценностное отношение к миру. С этой стороны человек переживает и оценивает свою жизнь и пытается ответить на другие вопросы: ради чего живет человек, в чем смысл жизни, почему существует мир и т.д. Философские истины мало понять разумом, их надо пережить сердцем. Такая сторона в философии роднит ее с религией и искусством. Поэтому, специфичность философии в том, что она объединяет научно-теоретический и духовно-практический, ценностный опыт, т.е. занимает нейтральное положение между наукой и религией.

В связи с этим можно сказать, что философия – это рационально-теоретическая и ценностно-практическая форма мировоззрения.

Возникновение и отличие западной и восточной философии.

Философия, как определенная форма мировоззрения, зарождается в VI-V в д.н.э. одновременно в трех культурах: Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции. Причиной возникновения философии является переход общества от родо-племенного строя к классовому обществу, а также отделение умственного труда от физического. Одновременно создается новое знание и новый тип культуры, которые основываются на критическом осмыслении жизни, при этом сохраняя преемственность со старой традицией и моралью. Так, например, в древней Индии религия брахманизма разделяла общество на касты (сословия). В др. Китае учение Конфуцианства строго разграничивало общество на ролевые функции. А в древней Греции рабовладельческая демократия не только разделяла общество на свободных и невольных, но и позволила вывести философию на особую форму мышления, в отличие от восточной. Возможность говорить публично и отстаивать свои права в суде давало почву для свободомыслия и философствования.

Особенностью древневосточной философии является традиционализм и, поэтому, чем древнее учение, тем оно считается истиннее. Принципом познания является не чувственное созерцание мира как на западе, а сверхчувственное созерцание, которое достигается практикой медитации. Главной особенностью и конечной целью восточного учения становится способность выхода человека за пределы обычного сознания, путем угасания желаний, тем самым достигается духовное единение с миром. Упор делается не на разум (как на западе), а на интуицию.

Если на востоке трудно отделить философию от религии, а иногда эти области рассматривается как единое целое, то на западе философия роднится с наукой. И на первых этапах ее развития наука и философия были неразличимы. Знания философа о мире выражались в знаниях астрономии, математики, географии и т.д. Постижение истины осуществлялось через рациональное осмысление мира. Для др. греков Логос – это всеобщий закон и порядок, он понимался как космический разум. Человек, который стремился к Логосу, тем самым уподоблялся Мировой разумности.

 Общее что объединяет в древности восточную и западную философию является космоцентризм – это мировоззрение, основанное на понимании всесильности и всепричинности космоса. Древние греки говорили: не боги создали космос, а космос создал богов. Главной особенностью древних было то, что и на востоке и на западе человек, через познание окружающего мира и самого себя, пытался жить гармонично.

Предмет, структура и функции философии.

Объектом исследования для философии является мир и человек во всей их полноте. Предметом исследования является система взаимоотношений человек-мир. Учитывая систему взаимоотношений человек-мир, определяется следующая область проблем:

1. Проблема происхождения, сущности и существования мира, взаимосвязь бытия и небытия.

2. Проблема выявления общих и универсальных законов бытия.

3. Проблема границ и методов познания действительности.

4. Проблема происхождения человека, его сущность и смысл существования.

5. Проблема сознательного и бессознательного, соотно-шение материальных и духовных явлений.

6. Проблема сущности общества и закономерностей его развития.

На основе предмета философии строится структура философского знания:

Онтология– учение о бытии вообще его формах и атрибутах.

Гносеология – учение о познании действительности.

Логика– учение о формах и законах правильного мышления.

Философская антропология – учение о происхождении человека, его сущность и смысл существования.

Социальная философия – учение о человеческом обществе в целом и закономерности его развития.

Аксиология – учение о ценностях, их роли в жизни человека и общества.

Этика – учение о нравственности.

Эстетика – учение о прекрасном.

Экологическая философия – учение о взаимоотношении общества и природы, человека и космоса.

Учитывая предмет и структуру философии, выявляются функции философского учения:

1) Мировоззренческая

2) Гносеологическая

3) Логическая

4) Методологическая

5) Прогностическая

6) Воспитательно-образовательная

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...