Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мотивы учения младшего школьника.
Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив» и используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека. Мотивация – процесс внутреннего управления поведением человека, включающий совокупность мотивов, поддерживающих, направляющих и определяющих поведение. Мотив – это мысли, стремления, чувства человека, связанные с осознанием тех или иных потребностей, побуждающие его к деятельности. А.Н. Леонтьев выделил два класса мотивов – неосознаваемые и осознаваемые. К неосознаваемым мотивам относятся влечения, конформизм, установки. Влечения являются внутренним стимулом к совершенствованию определенного действия и выражаются в стремлении удовлетворить недостаточно осознаваемую потребность. Конформизм проявляется в том, что человек действует неосознанно, выбирая точку зрения других, независимо от того, соответствует она или не соответствует собственной внутренней позиции. Под установкой понимается неосознаваемое состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к людям или объектам. Осознаваемые мотивы характеризуются тем, что человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности. К ним относятся интересы, убеждения, мировоззрение личности. Осознание потребностей явилось условием формирования интересов как качественно особых мотивов личности. Для ответа на вопрос «Почему организм вообще приходит в состояние активности?» анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности. Если ставиться вопрос: «На что направлена активность организма?», исследуются проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения. Потребность – это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то. Существует много оснований для классификаций потребностей: По происхождению их делят на: биологические, или естественные (потребность в еде, сне, жилище), социальные (потребность в общественной деятельности, труде, общении), культурные (соответствует требованиям общества). Функции мотивов: 1) побуждающая (определяет возникновение потребностного состояния); 2) стимулирующая (вызывает дополнительные побуждения, например, с появлением усталости); 3) направляющая (определяет направленность энергии на определенную цель); 4) организующая (включает мысленное планирование действия, анализ, оценку, контроль результата деятельности(; 5) смыслообразующая (придает личностный смысл деятельности); 6) объяснительная (обосновывает действия или поступки, сознательно формулируемые личностью и являющиеся источником ее поведения). Характеристиками мотива являются: сила, устойчивость и содержание. Сила мотива определяется интенсивностью мотивационного побуждения. Устойчивость проявляется в постоянстве интересов. Привычек, мотивационных установок. К содержательнымхарактеристикам мотива относятся: направленность мотива – личностная, индивидуальная или общественная, коллективная; ориентированность на внешние или внутренние факторы при объяснении своего поведения; удовлетворенность/неудовлетворенность потребностей – биологических или социальных; связь с деятельностью (игровой, учебной, трудовой, спортивной). В психологии выделяют следующие группы мотивов: · ситуационные, обусловленные конкретной обстановкой, в которой находится человек; · мотивы целей, связанные с деятельностью личности, которые выражают предмет потребностей, направленность устремлений личности; · мотивы выбора средства достижения цели, зависящие от степени подготовленности и успешной реализации поставленной цели в данных условиях; · мотивы социального характера, относящиеся к обществу в целом (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и другие); · мотивы группового плана, связанные с жизнью личности в коллективе; · индивидуально-личностные мотивы, характерные для конкретной личности. Совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течении жизни человека, называют мотивационной сферой личности. В процессе развития и формирования личности многие ведущие мотивы поведения становятся характерными для человека. К их числу относят: мотив достижения, или избегания неудачи, стремления к общению, оказания помощи другим, агрессивности, власти и другие. Доминирующие мотивы влияют на черты личности и являются важной психологической ее характеристикой. Мотив достижения, мотив избегания неудач связан с выбором цели, которую субъект рассчитывает достичь в ходе своей деятельности. Мотив стремления к общению (аффилиации) проявляется, как направленность человека наладить добрые, эмоционально-положительные взаимоотношения с людьми, в стремлении сотрудничать с ними, постоянно находиться вместе. Мотив оказания помощи другим лежит в основе альтруистического поведения, которое осуществляется ради блага другого человека по собственному убеждению, без надежды на вознаграждение, без расчета или давления со стороны. Мотив агрессивности лежит в основе действий, наносящих человеку моральный, материальный или физический ущерб. Мотив власти проявляется как склонность управлять другими людьми, воздействовать на их поведение разнообразными методами (убеждение, принуждение, внушение, запрещение и т.п.). Сформированные в процессе жизни и деятельности человека мотивы, ставшие привычными или основными, характеризуют личность и лежат в основе ее типичного поведения. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 261. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |