Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические механизмы или приемы создания образов воображения




Выделяют несколько психологических механизмов или приемов создания образов воображения.

Комбинирование— сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях.

Частный случай комбинирования — агглютинация. Это прием соединения каких-то частей от двух или нескольких предметов в целое.

Агглютинация широко распространена в сказочных сюжетах (например, кентавр, дракон, сфинкс, русалка, ковер-самолет)

Акцентирование — заострение, подчеркивание каких-либо признаков.

Этим приемом часто пользуются при рисовании карикатур и дружеских шаржей, преувеличивая, заостряя отдельные черты персонажей.

Акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях:

а) утрирование — намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека, качеств предмета;

б) гиперболизация — преувеличение или миниатюризация — преуменьшение (мальчик с пальчик, великан, Дюймовочка, семиглавый Змей Горыныч).

Аналогия – прием построения образа по принципу подобия, например, по принципу подобия органа ориентации летучей мыши создан локатор.

Типизация— выделение существенного, повторяющегося в однородных образах. Обобщение и эмоциональное насыщение образа.

Этот механизм часто используется при создании литературных образов — на первый план выходят такие черты персонажа, которые характеризуют многих людей (например, Отелло – обобщенный образ ревнивца).

Знание этих приемов дало возможность управлять созданием образов. Оно позволило научить людей тренировать свое творческое воображение, придумывать новое.

Виды воображения

1. Произвольное (активное, преднамеренное) воображениесоздание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно представленной задачей в том или другом виде деятельности. Именно этот вид воображения необходимо специально развивать.

2. Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображениеэто создание новых образов без каких-либо внешних возбудителей.

Непроизвольное воображение действует тогда, когда человек фантазирует или мечтает без определенной цели, спит или дремлет. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продукты непроизвольного воображения — это сновидения, свободные фантазии, грезы, страхи, галлюцинации.

3. Воссоздающее (репродуктивное) воображениеэто воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался (например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких образах).

4. Творческое (продуктивное) воображениеэто создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.).

Особое место среди образов творческого воображения занимает мечта.

Мечта — это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто на будущее, а на желаемое будущее.

От мечты следует отличать беспочвенные мечтания, грезы.

Грезы — это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями.

Элементы воображения в пассивной, непроизвольной форме возникают в сновидениях. Характерными для сновидений являются:

· их чувственная достоверность — когда человек видит сон, он часто ни на минуту не сомневается, что все это происходит с ним наяву.

· невероятная причудливость, необычность связей и сочетаний образов;

· очевидная связь с потребностями человека.

Особенности воображения у детей младшего школьного возраста

Наиболее интенсивно воображение развивается в дошкольном и школьном возрасте (от 4—5 до 15—16 лет).

Старший дошкольный и младший школьный возраст наиболее благоприятные, сензитивные для развития творческого воображения, фантазии.

В процессе учебной деятельности ученик получает много описательных сведений, и это требует от него постоянного воссоздания образов, без которых невозможно понять учебный материал и усвоить его, т.е. воссоздающее воображение младшего школьника с самого начала обучения включено в целенаправленную деятельность, способствующую его психическому развитию.

Читая произведения художественной литературы, ребенок мысленно представляет то, о чем говорит автор. Изучая географию, он вызывает в своем воображении картины незнакомой ему природы. Слушая рассказы по истории, он представляет людей и события прошлого и будущего. Чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой станет его учебная деятельность.

Для развития воображения младших школьников большое значение имеют их представления. Поэтому важна большая работа учителя на уроках по накапливанию системы тематических представлений детей.

В результате постоянных усилий педагога в этом направлении в развитии воображения младшего школьника происходят изменения:

· сначала образы воображения у детей расплывчаты, неясны, затем они становятся более точными и определенными;

· вначале в образе отображаются только несколько признаков, причем среди них преобладают несущественные, к II— III классу число отображаемых признаков значительно возрастает, причем среди них преобладают существенные;

· переработка образов накопленных представлений вначале незначительна, к III классу, когда ученик приобретает гораздо больше знаний, образы становятся обобщеннее и ярче; дети уже могут изменить сюжетную линию рассказа, вполне осмысленно вводят условность;

· в начале обучения для возникновения образа требуется конкретный предмет (при чтении и рассказе, например, опора на картинку), а далее развивается опора на слово, так как именно оно позволяет ребенку создать мысленно новый образ (написание сочинения по рассказу учителя или прочитанному в книге).

При развитии у ребенка способности управлять своей умственной деятельностью воображение становится все более управляемым процессом.

Основное условие развития воображения ребенка — включение его в самую разнообразную деятельность. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его воображения — основы всякой творческой деятельности. У каждого ребенка есть воображение, фантазия, но проявляются они по-разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей.

Развивать воображение можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желаемым результатам.

Большое значение для развития творческого воображения детей имеют различные кружки: художественные, литературные, технические, юных натуралистов.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 574.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...