Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Возрастная периодизация психического развития ребенка.




Возраст - качественно своеобразный период физического, психологического или поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

Виды возрастов:

• биологический - определяется степень созревания организма, состоянию нерв­ная система и ВНД.

• социальный - определяется уровнем социальных ролей, функции человека (16 лет - права и обязанности).

• психологический - особенности психологии и поведения, качественные изме­нения в психическом развитии - достигнутый к этому времени уровень психо­логического развития.

• физический - характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения.

Периодизация – разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы.

Разделение жизненного пути на периоды позволяет лучше понять закономерности развития, специфику отдельных возрастных этапов.

Существует множество попыток периодизации психического развития. Л. С. Выготский выделил три группы периодизации, предложенных как зарубежными, так и отечественными психологами в начале и первой половине XX в.

I. Периодизации детского развития по внешнему критерию. Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего критерия Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.

Периодизация Штерна создана по биогенетическому принципу (онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез, поэтому процесс индивидуального развития соответствует основным периодам биологической эволюции и исторического развития человечества).

Периодизация Р. Заззовыстроена в соответствии с принятыми во Франции ступенями обучения и воспитания детей. Этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей.

Периодизация А.В. Петровского.В качестве внешнего критерия выступают различные социальные группы, с которыми ребенок вступает во взаимодействие по мере своего взросления.

II. Периодизации детского развития по внутреннему критерию. В этой группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например, развитие костных тканей у П.П. Блонского, развитие детской сексуальности у 3.Фрейда, развитие морального сознания у Л. Колберга.

III. Периодизации детского развития по совокупности внутренних критериев. В третьей группе периодизаций предпринята попытка выделить периоды психического развития на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.

Периодизация Л.С. Выготского

Основные понятия теории Выготского. Выготский рассматривает развитие, прежде всего как возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Источником развития, по Выготскому, является социальная среда. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, определяет возникновение возрастных новообразований.

Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития» — специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной стадии к следующей.

Динамика возрастного развития. Л.С. Выготский выделяет стабильные и кризисные стадии развития.

Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.

Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии.

В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.

Периоды детского развития. Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид:

- кризис новорожденности;

- младенческий возраст (2 месяца-1 год) — кризис 1 года;

- раннее детство (1-3 года) — кризис 3 лет;

- дошкольный возраст (3-7 лет) — кризис 7 лет;

- школьный возраст (8-12 лет) — кризис 13 лет;

- пубертатный возраст (14-17 лет) — кризис 17 лет.

Периодизация Эльконина

Д.Б. Эльконин создал научно – продуктивную концепцию периодизации на основе идей Выготского и Леонтьева. Основана на смене ведущего типа деятельности. Среди видов ведущей деятельности Эльконин выделяет две группы.

В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело с системой отношений «ребенок —взрослый».

Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются способы действий с предметами: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений «ребенок —предмет».

Согласно Эльконину, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка.

Периодизация детского развития. Согласно периодизации Эльконина, процесс детского развития в целом можно разделить на этапы (более крупные временные образования), включающие в себя периоды детского развития.

Этапы детского развития. Детство, охватывающее период времени от рождения ребенка до окончания школы, по возрастной классификации делится на следующие три этапа:

- дошкольное детство (от рождения до 6—7 лет);

- младший школьный возраст (от 6—7 до 10—11 лет, с первого по четвертый-пятый классы школы);

- средний и старший школьный возраст (от 10—11 до 16—17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).

Периоды детского развития. Весь процесс детского развития в целом можно разделить на семь периодов:

1. Младенчество: от рождения до 1 года жизни.

2. Раннее детство: от 1 года жизни до 3 лет.

3. Младший и средний дошкольный возраст : от 3 до 4-5 лет.

4. Старший дошкольный возраст: от 4-5 до 6-7 лет.

5. Младший школьный возраст: от 6-7 до 10-11 лет.

6. Подростковый возраст: от 10-11 до 13-14 лет.

7. Ранний юношеский возраст: от 13-14 до 16-17 лет.

Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности, требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания.

 

 



ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦиЯ

Вопрос о возрастной периодизации в психологии решаются не однозначно. В настоящее время в отечественной психологии наиболее принята классификация предложенная Элькониным. В качестве основания этой классификации Эльконин выделяет содержание и основные типы предметной деятельности.

 

Возраст Ведущий вид деятельности Основные направления активности Развивающаяся сфера психики Новообразования
Младенческий 0-1 год Непосредственно эмоциональное общение Познание отношений между людьми Потребностно- мотивационная Формирование потребности в общении и средств эмоционального общения; элементарные формы развития познавательной сферы
Раннее детство 1-3 года Деятельность предметно – манипулятивная, орудийная Познание предметов и отношений между ними   Познавательные процессы; речь   Овладение социальными способами действий с предметами; речевое общение, наглядно действенное мышление
Дошкольное детство 3-7 лет Ролевая игра Отношение между людьми, социально-ролевое поведение   Личностная потребностно-мотивационная сфера Система мотивов организуется в иерархию, формирование соподчиненности мотивов, потребность в общественно – значимой и положительной оценке; формирование наглядно – образного мышления; формирование воображения
Младший школьный возраст 7-11 лет Учебная деятельность Основы наук Операционная сфера психики познавательная Произвольность познавательной сферы; формирование внутреннего плана мыслительной деятельности; самоконтроль как умение соотнести полученный результат с заданной целью; рефлексия (умение проверить соответствие хода решения задачи установленная правилом).
Подростковый возраст 10-11 лет 14-15 лет Общение со сверстниками Познание системы отношений со взрослыми и со сверстникам анализ собственного поведения и поведения партнера по общению Личностная потребностно мотивационная Стремление к взрослости; самооценка; критичное отношение к окружающим людям, самостоятельность и умение подчинятся нормам коллектива и жизни
Старший школьный возраст 14-15 лет 17-18 лет Учебно- профессиональная   Познание основ профессиональной деятельности Познавательная сфера психики Формирование мировоззрения, формирование профессиональных интересов и склонностей, формирование самосознания

 

18-25 лет – возраст юности.

25-45 лет – молодость.

45-45-65 зрелость.

свыше 65 л старость.

 

БИЛЕТ 11










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...