Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формы воспитания школьников.
Формы воспитательной работы - это способы организации воспитательного процесса; способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся; это композиционное построение воспитательного мероприятия Классификация I. по объекту воздействия (по количеству вовлечения участников): индивидуальные, коллективные, групповые, массовые, (общешкольные/городские) II. В зависимости от преимущественно используемых методов: * словесные: собрание, митинг * наглядные: выставки, стенды * практические: благотворительные акции, оформление материалов III. В зависимости от времени проведения * кратковременные (от неск. минут) * традиционные (регулярно) * продолжительные (от неск. дней-недель) IV. В зависимости от субъекта организации * организаторы-педагоги, взрослые * инициатива и реализация принадлежат детям * деятельность организуется на основе сотрудничества (взрослые и дети) V. По направлению ВР педагога: досуговая, трудовая Выбор форм ВР зависит от: 1. традиций и особенностей школы 2. возрастных особенностей класса 3. особенностей самого ребенка Все формы ВР можно объединить одним термином – мероприятия. Мероприятия – конкретные воспитательные действия, выступающие как отрезки воспитательного процесса, характеризующиеся целевым, содержательным и организационным единством и оказывающие непосредственное воспитательное воздействие на коллектив и личность. Воспитательные дела: Это форма организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Отличительные особенности: ü необходимость ü полезность ü осуществимость Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел: - имеют творческий характер - общественную (коллективную) направленность Поэтому за ними закрепилось название КВД (коллективное воспитательное дело) или КТД (коллективное творческое дело). КТД – способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством, товариществом, мечтой, радостью жизни; и в то же время воспитательное (осн.) средство (И.П. Иванов) В основе воспитательного дела 2 подхода 1) деятельностный, требует организации различных видов деятельности: познавательной, трудовой, художественной 2) комплексный, требует ограниченного сращивания всех видов деятельности
В воспитательном деле выделяются этапы: 1. Целеполагание (анализ ситуации, формирование доминирующей цели) 2. Планирование 3. Организация и подготовка 4. Непосредственное осуществление 5. Анализ достигнутых результатов По главным целям и назначению выделяются: - этические - социально-ориентированные - эстетические - познавательные - спортивно-физкультурные - экологические - трудовые и др. дела Социально-ориентированные дела: Цель: воспитание общественно значимых качеств; направлены на формирование у школьников системы социальных отношений: к обществу, закону, органам гос. власти и т.д. Стержневые общественные качества: ü гражданская позиция ü чувство гражданского долга ü дисциплинированность Через понятую младшим школьником дисциплину (осознанная необходимость) совершается незаметный переход к усвоению соц. отношений. Дисциплинированность проявляется в поступках и отражает сознательно выполнение общественных норм и правил поведения; не требует напряжения мысли (следствие привычки). Путь выработки сознательной дисциплины – организация ВД, направленного на соблюдение определенного порядка жизни. Распорядок должен быть: *целесообразным (соответствие условиям, в которых живет воспитанник) *точным (обязывающим выполнять) *конкретным *реально выполнимым «+» влияние на физиологические функции организм; дисциплинированность. Этические дела: Это целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства, поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Задачи: ü формирование нравственного сознания ü воспитание и развитие нравственных чувств ü выработка умений и привычек нравственного поведения Содержание нравственного воспитания в современной школе претерпевает существенные изменения в связи с тем, что возникла острая необходимость возродить общечеловеческие ценности. И главная из них – жизнь. С молоком матери дети должны впитывать истину, что покушение на жизнь и здоровье других людей, как и на свою собственную, недопустимо. Еще одна общечеловеческая ценность – свобода. Но это не безграничная свобода самовыражения, право игнорировать чувства, достоинство окружающих. На самом деле свобода и ответственность, свобода и дисциплина – нерасторжимые понятия. Послушание в школе необходимо, это одно из условий плодотворного воспитания, особенно в младшем возрасте, но от послушания ребенок должен как можно быстрее переходить к ответственности, к осознанной дисциплине. Не утратили своего значения и такие нравственные качества, как патриотизм, интернационализм, долг, честь, совесть, порядочность, доброта, бескорыстие и др. Чрезвычайно актуальны в системе современной нравственности проблемы полового воспитания школьников, отношения к труду. Конечная и главная цель этических воспитательных дел – формирование нравственного поведения в ежедневных жизненных ситуациях. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, однако важны и побудительные мотивы, которые движут человеком, уяснить которые – важная составляющая воспитательных дел. Чтобы воспитанник совершал добрые поступки, у него должна возникнуть потребность в их формировании, должен пройти процесс усвоения и переработки моральных норм и принципов в его сознании. А это ведет к формированию нравственной привычки совершать этические поступки. Привычки могут быть простыми (правила общежития, культура поведения, дисциплина) и сложными (готовность к деятельности, имеющей не только личностное, но и общественное значение). • Нельзя допускать, чтобы процесс нравственного воспитания превращался в «кампанию по борьбе» за него. Это кропотливая работа, складывающаяся из повседневных будничных дел. • Важно организовывать ситуации конфликтного столкновения нравственных позиций. Дать воспитанникам пережить и почувствовать на себе последствия нарушений этических норм. Тогда древняя истина – поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой, – приобретет конкретный смысл. • Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями к моральному идеалу. • Нельзя вырабатывать сразу несколько привычек, так как это требует больших затрат нервной энергии и контроля над собой; нужна повторность разумных действий, вначале – чаще, затем – реже, чтобы не доводить нервную систему до переутомления; число повторений разумных действий очень индивидуально; еще более длителен и труден процесс искоренения дурной привычки, нужно при этом добиваться, чтобы ребенок понимал, насколько вредна дурная и полезна хорошая привычка. • Высокие нравственные качества основываются на самых простых, самых элементарных. Гуманизм, уважение к людям, милосердие нельзя воспитать, не вырабатывая навыков культурного поведения: вежливости, предупредительности, умения общаться, деликатности. • Для воспитания коллективизма, гражданственности, сознательной дисциплины и других нравственных качеств должны быть прочно усвоены привычки заботиться о других, сочувствовать им, тормозить свои эгоистические порывы, выполнять обязательства перед людьми, отвечать за свои слова и действия и т.п. • Через призму моральных качеств рассматриваются и отрицательные привычки: слишком громко говорить, не слушать, перебивать других, грызть ногти, размахивать руками и т.п. 4. Эстетические и физкультурные воспитательные дела имеют своей целью формирование эстетического отношения к жизни: труду, общественной деятельности, природе, искусству, поведению. Критерием эстетической воспитанности считается овладение эстетической культурой, которая предполагает умение отличать прекрасное от уродливого, благородное от пошлого не только в искусстве, но и в любом проявлении обыденной жизни: в труде, быту, поведении, суждениях, оценках, вкусах. Важнейший компонент эстетического восприятия – эмоциональность. Характер ВД зависит от того, что выступает средством эстетического воспитания, – природа, труд, человеческие отношения, искусство и т.д. Чрезвычайно большие возможности открывает природа. Экскурсии, походы, прогулки, изучение произведений живописи – традиционные дела данного направления. В это время воспитатель должен обращать внимание учеников на богатство, совершенство и гармонию природных форм, воспитывать потребность не только любоваться ими, но и бережно относиться, приумножать. Учебный труд – основной вид труда школьников. Развивать способность видеть прекрасное в труде, вызывать радость участия в нем, создавать праздничную обстановку – необходимые условия любой, даже самой обыденной трудовой деятельности. Воспитание средствами искусства всегда привлекательно и влиятельно. Воспитательные дела эстетической направленности углубляют восприятие художественных произведений, помогают понять, в чем сила их очарования, их воздействия. Тактичный совет, умелая рекомендация педагога помогают воспитаннику осмыслить произведение, сделать правильный выбор. Напротив, прямое принуждение или запрещение приводят к нежелательным результатам. На произведениях композиторов-классиков воспитываются целые поколения людей, и нельзя допустить, чтобы музыка оказалась вне сферы развития наших детей. Необходимо возрождать забытые музыкальные традиции, возвращаться к народной музыке, хоровому пению, танцам. Поддержание чистоты и порядка, гигиенической культуры как в учебных помещениях, так и на прилегающей территории – тоже дело эстетической направленности. Нарядный внешний и внутренний вид школы создает такую обстановку, которая сама по себе удерживает школьников от неряшливости. Доминирующая цель ВД физкультурной направленности вытекает из задач физического воспитания: 1) укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию школьников; 2) овладение физкультурно-спортивными знаниями; 3) выработка двигательных умений и навыков; 4) развитие двигательных качеств (силы, ловкости и т.д.); 5) воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, дисциплинированности и т.д.); 6) формирование эстетических качеств (осанки, культуры движений и т.п.); 7) выработка привычки к систематическим занятиям физкультурой и спортом; 8) формирование гигиенических умений и навыков. Такое разнообразие подходов позволяет решать в комплексе задачи нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания. 5. Экологические и трудовые воспитательные дела. Это экологическое просвещение воспитанников, формирование знаний, суждений, понятий и убеждений, связанных с бережным отношением к природе. Вырабатывают убеждение в необходимости безотлагательной помощи природе, стремление хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго от нее брали. Основной смысл такой работы – практическая природоохранная деятельность, объектами которой становятся все источники жизнедеятельности человека: земля, вода, воздух, животные, растения. Потребности региона, местные условия определяют направленность, вид, организацию и осуществление экологических воспитательных дел: движение «зеленых» и «голубых» патрулей, юных друзей леса, защитников птиц и животных, селекционеров редких растений. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 329. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |