Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.




Высокий уровень развития памяти необходим при выполнении различных мнемических задач (задач на запоминание), возникающих в ходе учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.

У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память. Однако первокласснику приходится запоминать и то, что является для него не только интересным и привлекательным, но и необходимым. Поэтому непосредственная, эмоциональная память оказывается уже недостаточной.

Условиями развития памяти являются:

· заинтересованность ребенка в школьных занятиях;

· его активная позиция;

· высокая познавательная мотивация;

· использование в работе с ребенком специальных упражнений на запоминание

· учет индивидуальных характеристик памяти ребенка: ее объема, модальности (зрительная, слуховая, моторная) и т.п.

Практика показывает, что одного интереса к учению недостаточно для развития произвольной памяти как высшей психической функции.

Развитию произвольной памяти способствует:

· опора на мышление;

· использование различных способов и средств запоминания: группировка материала, осмысление связей различных его частей, составление плана и др.

Память ребенка из непосредственной и эмоциональной становится логической, смысловой.

Способность детей младшего школьного возраста к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе и существенно различается у учащихся 1-2 и 3-4 классов.

Для детей 7-8 лет проще выполнить установку «запомнить», чем установку «запомнить с помощью чего-либо».

По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, и это вынуждает ребенка искать приемы организации памяти. Чаще всего таким приемом оказывается многократное повторение - универсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание.

В младших классах, где от ученика требуется лишь простое воспроизведение небольшого по объему материала, такой способ запоминания позволяет справляться с учебной нагрузкой. Но в последующем этого оказывается недостаточно.

Ребенок должен овладевать приемами смыслового запоминания, развивать логическую память.

Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании.

В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы:

· смысловое соотнесение;

· классификация;

· выделение смысловых опор;

· составление плана и др.

Обучение мнемическому приему, в основе которого лежит умственное действие, должно включать два этапа:

· а) формирование самого умственного действия;

· б) использование его как мнемического приема, т.е. средства запоминания.

Таким образом, прежде чем использовать, например, прием классификации для запоминания материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием.

Процесс развития логической памяти у младших школьников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без специального обучения) не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к повторению. Но даже успешно освоив в ходе обучения способы смыслового анализа и запоминания, дети не сразу приходят к их применению в учебной деятельности.

На разных этапах младшего школьного возраста отмечается динамика отношения учеников к приобретенным ими способам смыслового запоминания.

У второклассников потребность в их использовании самостоятельно еще не возникает

К концу обучения в начальной школе дети сами начинают обращаться к новым способам запоминания при работе с учебным материалом.

БИЛЕТ 14

Характеристика словесных методов обучения. Опыт их применения в начальной школе.

Метод обучения (от греч. – «путь к чему-либо») – это упорядоченная деятельность педагогов и учеников, направленная на достижение поставленной цели.

       Методы обучения – система последовательных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение средствами самообразования.

       Прием – это элемент метода, его структурная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода.

       В методах обучения выделяются объективная и субъективная части.

Объективная – это не зависящая от учителя, а субъективная – зависящая от него.

1.Рассказ – это последовательное монологическое изложение учебного материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме.

Рассказ – монологическое изложение учебного материала, применяемого для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения материала.

Требования:

*рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания

*содержать только достоверные и научно-проверенные знания

*включать достаточное число ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений

*иметь четкую логику изложения

*быть эмоциональным

*излагаться доступным и простым языком

*отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам

*время: в нач. классах – 10-15 минут, в старших – 30-40 минут. Оптимально: 5-7 мин (нач. кл.)

Виды:

1) описание предполагает четкую, выразительную, образную характеристику предметов, явлений. Его целесообразно использовать для сообщения фактического материала (природоведение, трудовое обучение)

2) худ. рассказ богат на сравнения, эпитеты, он обращен к представлениям и эмоциям детей (чтении, рисование, ознакомление с окр. миром). Содержание рассказа должно опираться на имеющийся у детей опыт, одновременно расширяя и обогащая его новыми элементами, служить образцом построения связной, логичной речи, учить грамотно выражать свои мысли

3) рассказ-объяснение используется, когда нужно раскрыть логичную последовательность, обнаружить причинно-следственные связи между явлениями и процессами. Он помогает раскрыть способы действий, которые следует запомнить ученикам, приучить их следить за ходом мысли, развитием сюжета.

Виды по целям

1) рассказ-вступление(подготовить учащихся к изучению нового материала)

2) рассказ-повествование (для изложения намеченного содержания)

3) рассказ-заключение(для заключения отрезка обучения)

Задачи

(в воспитательной работе)

*вызвать положительные нравственные чувства или негодование по поводу отрицательных действий героев.

*раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения

*представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру

       2. Объяснение – заключается в истолковании закономерностей, существенных свойств изучаемых объектов, отдельных понятий, фактов или явлений при изучении, как правило, теоретического материала различных наук.

       Требования:

       *тонное и четкое формулирование задач, сути, проблемы, вопроса.

       *последовательное раскрытие причинно-следственных связей, аргументаций и доказательств

       *использование сравнения, сопоставления, аналогии

*привлечение ярких примеров

*четкость логики изложения

Используется в совокупности с наблюдением, демонстрацией опытов, сочетается с иллюстрацией (математика, физкультура, язык, окр. мир)

Дополняется инструктированием относительно заданий (как учить стихотворения).

3. Беседа– метод, при котором учитель, опираясь на знания учеников, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового материала, уточняет, углубляет, развивает их знания и представления.

Это диалогический метод обучения

Еще Сократ использовал этот метод - «Сократическая беседа».

Это побуждающий метод.

Беседа – это диалог. Он заставляет мысль ученика следовать за мыслью своего наставника.

Технология беседы:

1. Ясная целевая установка и логика задаваемых вопросов.

2. Вопросы продуманы по трудности.

3. Не спрашивать об очевидных вещах.

4. Следует избегать альтернативных вопросов

5. Аргументация вопросов с ответами «Да/Нет»

6. С каждым вопросом следует обращаться к классу, а потом к конкретному ученику.

7. Включение в беседу большей части класса.

8. Постоянная проверка ответов.

9. Вникать в неправильные ответы и направлять мысль ученика

10. Отводить достаточно времени на ответ

11. Формулировать наводящие, но не подсказывающие вопросы.

12. Не удовлетворяться одним ответом на вопрос, побуждать учащихся к сомнению.

13. Не задавать одновременно несколько вопросов.

В начальной школе беседа наиболее эффективна для:

*подготовки учеников к работе на уроке

*ознакомления их с новым материалом

*систематизации и закрепления знаний

*текущего контроля и диагностики знаний

Типы по назначению:

1. Вводная, или организационная

2. Сообщающая новые знания

3. Синтезирующая, или закрепляющая

4. Контрольно-коррекционные.

(подготовительная)

I. Проводится перед началом учебной работы. Цель: выяснить, правильно ли ученики поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют, что и как им нужно делать (перед экскурсиями, практическими занятиями, изучением нового материала)

II. (Объяснительная). Виды:

*катехизическая

*сократическая

*эвристическая

*герменевтическая

Катехизическая Сократическая Эвристическая Герменевтическая
Цель: контроль, понимание и усвоение учащимися полученных знаний Цель: научить мыслить аналитически, избегать категорических высказываний Цель: подвести учащихся с помощью умелой постановки вопросов учителем и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению к приобретению новых знаний Цель: разъяснение, растолкование совместно с учащимися смысла читаемого текста, рассматриваемой картинки, результата экскурсий, эксперимента и т.д.
Служит для развития памяти и мышления. Это вопросно-ответная форма, не допускающая возражений, с запоминанием ответов. Это мягкая, почтительная со стороны ученика беседа, но допускающая сомнения и возражения Ставит ученика перед проблемами и требует собственных ответов на вопросы Получение истины на основе изучаемых явлений
На 1 вопрос учителя следует только 1 правильный ответ учащегося. Устный диалогический метод, рассчитанный на то, что уже известно собеседнику, но будет подвергнуто сомнению На 1 вопрос учителя следует, как правило, много ответов учащихся. Вырабатывается умение понимать и правильно оценивать изучаемое явление

III. Итоговая. Для обобщения и систематизации знаний.

IV. Проверочная. Применяется в диагностических целях, а также когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями полученные знания.

4. Дискуссия– обмен точками зрения по конкретной проблеме.

Этот метод целесообразно использовать в случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать, доказывать, отстаивать свою точку зрения.

Учит более глубокому пониманию проблемы и умению считаться с мнением других.

5. Диспут, в отличие от дискуссии, имеет целью формировать суждения, оценки, убеждения; не требует определенных и окончательных решений.

Дискуссия помогает обогатить содержание, упорядочить и закрепить его, итогом должно быть принятие решения.

Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающий достоверность другой точки зрения.

6. Лекция. В старших классах, особенно в вечерних и сменных школах используется лекция, адаптирующая и усиливающая школу.

Школьные лекции успешно применяются при изучении как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Как правило, это вводные и обобщающие лекции, реже они представляют собой модификацию урока-сообщения первичных знаний.

В условиях школы лекция во многом приближена к рассказу, но значительно продолжительнее по времени.

Используется для дачи дополнительной информации.

В качестве лекции учитель сообщает тему и записывает план.

Нельзя лекцию превращать в диктовку.

Необходимо:

*показать приемы конспектирования

*использовать общеупотребительные сокращения и обозначения

*учить дополнительный материал лекций

*применять необходимые схемы, чертежи, таблицы

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 289.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...