Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.
Высокий уровень развития памяти необходим при выполнении различных мнемических задач (задач на запоминание), возникающих в ходе учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память. Однако первокласснику приходится запоминать и то, что является для него не только интересным и привлекательным, но и необходимым. Поэтому непосредственная, эмоциональная память оказывается уже недостаточной. Условиями развития памяти являются: · заинтересованность ребенка в школьных занятиях; · его активная позиция; · высокая познавательная мотивация; · использование в работе с ребенком специальных упражнений на запоминание · учет индивидуальных характеристик памяти ребенка: ее объема, модальности (зрительная, слуховая, моторная) и т.п. Практика показывает, что одного интереса к учению недостаточно для развития произвольной памяти как высшей психической функции. Развитию произвольной памяти способствует: · опора на мышление; · использование различных способов и средств запоминания: группировка материала, осмысление связей различных его частей, составление плана и др. Память ребенка из непосредственной и эмоциональной становится логической, смысловой. Способность детей младшего школьного возраста к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе и существенно различается у учащихся 1-2 и 3-4 классов. Для детей 7-8 лет проще выполнить установку «запомнить», чем установку «запомнить с помощью чего-либо». По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, и это вынуждает ребенка искать приемы организации памяти. Чаще всего таким приемом оказывается многократное повторение - универсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание. В младших классах, где от ученика требуется лишь простое воспроизведение небольшого по объему материала, такой способ запоминания позволяет справляться с учебной нагрузкой. Но в последующем этого оказывается недостаточно. Ребенок должен овладевать приемами смыслового запоминания, развивать логическую память. Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: · смысловое соотнесение; · классификация; · выделение смысловых опор; · составление плана и др. Обучение мнемическому приему, в основе которого лежит умственное действие, должно включать два этапа: · а) формирование самого умственного действия; · б) использование его как мнемического приема, т.е. средства запоминания. Таким образом, прежде чем использовать, например, прием классификации для запоминания материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием. Процесс развития логической памяти у младших школьников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без специального обучения) не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к повторению. Но даже успешно освоив в ходе обучения способы смыслового анализа и запоминания, дети не сразу приходят к их применению в учебной деятельности. На разных этапах младшего школьного возраста отмечается динамика отношения учеников к приобретенным ими способам смыслового запоминания. У второклассников потребность в их использовании самостоятельно еще не возникает К концу обучения в начальной школе дети сами начинают обращаться к новым способам запоминания при работе с учебным материалом. БИЛЕТ 14 Характеристика словесных методов обучения. Опыт их применения в начальной школе. Метод обучения (от греч. – «путь к чему-либо») – это упорядоченная деятельность педагогов и учеников, направленная на достижение поставленной цели. Методы обучения – система последовательных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение средствами самообразования. Прием – это элемент метода, его структурная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода. В методах обучения выделяются объективная и субъективная части. Объективная – это не зависящая от учителя, а субъективная – зависящая от него. 1.Рассказ – это последовательное монологическое изложение учебного материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Рассказ – монологическое изложение учебного материала, применяемого для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения материала. Требования: *рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания *содержать только достоверные и научно-проверенные знания *включать достаточное число ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений *иметь четкую логику изложения *быть эмоциональным *излагаться доступным и простым языком *отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам *время: в нач. классах – 10-15 минут, в старших – 30-40 минут. Оптимально: 5-7 мин (нач. кл.) Виды: 1) описание предполагает четкую, выразительную, образную характеристику предметов, явлений. Его целесообразно использовать для сообщения фактического материала (природоведение, трудовое обучение) 2) худ. рассказ богат на сравнения, эпитеты, он обращен к представлениям и эмоциям детей (чтении, рисование, ознакомление с окр. миром). Содержание рассказа должно опираться на имеющийся у детей опыт, одновременно расширяя и обогащая его новыми элементами, служить образцом построения связной, логичной речи, учить грамотно выражать свои мысли 3) рассказ-объяснение используется, когда нужно раскрыть логичную последовательность, обнаружить причинно-следственные связи между явлениями и процессами. Он помогает раскрыть способы действий, которые следует запомнить ученикам, приучить их следить за ходом мысли, развитием сюжета. Виды по целям 1) рассказ-вступление(подготовить учащихся к изучению нового материала) 2) рассказ-повествование (для изложения намеченного содержания) 3) рассказ-заключение(для заключения отрезка обучения) Задачи (в воспитательной работе) *вызвать положительные нравственные чувства или негодование по поводу отрицательных действий героев. *раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения *представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру 2. Объяснение – заключается в истолковании закономерностей, существенных свойств изучаемых объектов, отдельных понятий, фактов или явлений при изучении, как правило, теоретического материала различных наук. Требования: *тонное и четкое формулирование задач, сути, проблемы, вопроса. *последовательное раскрытие причинно-следственных связей, аргументаций и доказательств *использование сравнения, сопоставления, аналогии *привлечение ярких примеров *четкость логики изложения Используется в совокупности с наблюдением, демонстрацией опытов, сочетается с иллюстрацией (математика, физкультура, язык, окр. мир) Дополняется инструктированием относительно заданий (как учить стихотворения). 3. Беседа– метод, при котором учитель, опираясь на знания учеников, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового материала, уточняет, углубляет, развивает их знания и представления. Это диалогический метод обучения Еще Сократ использовал этот метод - «Сократическая беседа». Это побуждающий метод. Беседа – это диалог. Он заставляет мысль ученика следовать за мыслью своего наставника. Технология беседы: 1. Ясная целевая установка и логика задаваемых вопросов. 2. Вопросы продуманы по трудности. 3. Не спрашивать об очевидных вещах. 4. Следует избегать альтернативных вопросов 5. Аргументация вопросов с ответами «Да/Нет» 6. С каждым вопросом следует обращаться к классу, а потом к конкретному ученику. 7. Включение в беседу большей части класса. 8. Постоянная проверка ответов. 9. Вникать в неправильные ответы и направлять мысль ученика 10. Отводить достаточно времени на ответ 11. Формулировать наводящие, но не подсказывающие вопросы. 12. Не удовлетворяться одним ответом на вопрос, побуждать учащихся к сомнению. 13. Не задавать одновременно несколько вопросов. В начальной школе беседа наиболее эффективна для: *подготовки учеников к работе на уроке *ознакомления их с новым материалом *систематизации и закрепления знаний *текущего контроля и диагностики знаний Типы по назначению: 1. Вводная, или организационная 2. Сообщающая новые знания 3. Синтезирующая, или закрепляющая 4. Контрольно-коррекционные. (подготовительная) I. Проводится перед началом учебной работы. Цель: выяснить, правильно ли ученики поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют, что и как им нужно делать (перед экскурсиями, практическими занятиями, изучением нового материала) II. (Объяснительная). Виды: *катехизическая *сократическая *эвристическая *герменевтическая
III. Итоговая. Для обобщения и систематизации знаний. IV. Проверочная. Применяется в диагностических целях, а также когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями полученные знания. 4. Дискуссия– обмен точками зрения по конкретной проблеме. Этот метод целесообразно использовать в случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать, доказывать, отстаивать свою точку зрения. Учит более глубокому пониманию проблемы и умению считаться с мнением других. 5. Диспут, в отличие от дискуссии, имеет целью формировать суждения, оценки, убеждения; не требует определенных и окончательных решений. Дискуссия помогает обогатить содержание, упорядочить и закрепить его, итогом должно быть принятие решения. Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающий достоверность другой точки зрения. 6. Лекция. В старших классах, особенно в вечерних и сменных школах используется лекция, адаптирующая и усиливающая школу. Школьные лекции успешно применяются при изучении как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Как правило, это вводные и обобщающие лекции, реже они представляют собой модификацию урока-сообщения первичных знаний. В условиях школы лекция во многом приближена к рассказу, но значительно продолжительнее по времени. Используется для дачи дополнительной информации. В качестве лекции учитель сообщает тему и записывает план. Нельзя лекцию превращать в диктовку. Необходимо: *показать приемы конспектирования *использовать общеупотребительные сокращения и обозначения *учить дополнительный материал лекций *применять необходимые схемы, чертежи, таблицы
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 325. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |