Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности самооценки младших школьников.




Cамооценка личности -оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Эта особенность детского сознания напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка.

Самооценка у детей младшего школьного возраста непосредственно зависит от того как взрослый (учитель, родители) оценивает ребенка, его успехи в различных видах деятельности.

В начале школьного обучения дети ориентируются на оценку учителя. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

У младших школьников в отличие от дошкольников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

Младшие школьники с адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учении, проявлением максимума самостоятельности.

У отличников и некоторых хорошо успевающих детей часто складывается завышенная самооценка.

У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях, у таких детей складывается заниженная самооценка.

Динамика развития самооценки неуспевающих детей.

Первоначально слабые ученики не соглашаются со статусом отстающих, который закрепляется за ними в 1-2 классах. Они стремятся сохранить высокую самооценку. Если им предложить оценить свою работу, например диктант или изложение, большинство оценит выполненное задание более высоким баллом, чем оно того заслуживает. Постепенно потребность выйти из числа отстающих, приобрести более высокий статус ослабевает. Самооценка, завышенная в начале обучения, снижается к IV классу.

Психологические особенности детей с низкой самооценкой.

Дети с низкой самооценкой проявляют неуверенность в себе, боятся учителя, ожидают неуспеха, на уроках предпочитают слушать других, чем самим включаться в обсуждение.

У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безнадежности. Они стремятся реализовать себя в других видах занятий, вне учебной деятельности. Утверждаясь в посильных для него видах деятельности, ребенок приобретает неадекватно завышенную самооценку, имеющую компенсаторный характер.

Но даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успеваемость успехами в других областях, «приглушенное» чувство неполноценности, ущербности, принятие позиции отстающего приводят к негативным последствиям. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э.Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность — основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.

Развитие адекватной самооценки.

Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости, но и от особенностей общения учителя с классом. Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки.

Учитель должен:

  • содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения);
  • обучить детей единым принципам оценки;
  • донести свои положительные ожидания до каждого ученика;
  • создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке.
  • оценивать только конкретную работу, но не личность;
  • не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам;
  • ориентировать учеников на индивидуальные достижения — чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней;
  • не захваливать хороших учеников, особенно тех, что достигают высоких результатов без особого труда;
  • поощрять малейшее продвижение в учении слабого, но старательного ребенка.

Способы повышения адекватности самооценки.

1. Дети должны сами оценивать свои работы, прежде чем отдать их на проверку учителю. Затем работы оцениваются учителем, обсуждаются случаи несовпадения и выясняются основания, на которых строилась оценка этих работ детьми—с одной стороны, и учителем— с другой.

2. Работы, выполненные в классе, раздаются на взаимное рецензирование. Требуется отметить достоинства и недостатки и высказать свое мнение об оценке. После рецензирования работа возвращается автору, и учащийся может еще раз проанализировать собственную работу, что формирует критическое отношение к собственной деятельности.

3. Слабоуспевающему ученику с заниженной самооценкой, резким снижением мотива достижения поручается оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику, что изменяет социально-личностную позицию ребенка, характер его деятельности, отношение к себе. Повышение самооценки благодаря заимствованию позиции учителя в данном случае может быть предпосылкой повышения уровня собственной учебной деятельности, изменения отношения к ней.

Развитие адекватной самооценки в процессе учебной деятельности оказывает положительное влияние на успеваемость, отношение к учению и в целом на формирование личности.

В ход урока рекомендуется включать ситуации, актуализирующие самооценку ребенка:

· предлагается проанализировать свою готовность к устному ответу или письменной работе;

· оценить, насколько хорошо он знает определенный материал, что знает лучше и что не особенно хорошо, насколько успешно может справиться с заданием, почему так считает (формирование прогностической самооценки);

· после выполнения задания ученику предлагается оценить, правильно ли он выполнил работу, почему он так считает, что вызвало наибольшие трудности, что не получилось, почему, над чем еще надо поработать (формирование ретроспективной самооценки).

Большое влияние на развитие самооценки оказывает стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Дети с завышенной самооценкой часто воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность.

В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.

Дети с пониженной (не обязательно очень низкой) самооценкой пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, — бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям.

БИЛЕТ 12










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...