Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ




1. Становление системы

Цель: отбор ведущих пед. идей и формирование коллектива единомышленников

Компоненты системы работают отдельно, внутренние связи недостаточно прочны, преобладают организационные аспекты, осуществляется пед. поиск; формируются стили взаимоотношений между участниками, вырабатываются технологии, зарождаются традиции, стихийный характер взаимодействия с внешней средой, темп продвижения должен быть достаточно высоким

2. Отработка системы

Цель: развитие школьного коллектива, его структуры

Определение органов управления (самоуправления), ведущих видов деятельности; приоритетные направления функционирования системы, отработка наиболее эффективных технологий.

Затруднения: согласование темпов развития ученического и пед. коллектива; пед. коллектив должен быть инициатором в жизнедеятельности школьников.

3. Окончательное оформление системы

Цель: окончательное объединение детей и взрослых, т.е. пед. и ученического коллектива.

Коллектив – содружество детей и взрослых, объединенных общей целью и деятельностью, отношение сотрудничества, творчества; в центре внимания – воспитание свободной духовной гуманной творческой личности, развитие демократического стиля руководства; система школы и среда активно и творчески взаимодействуют друг с другом

4. Перестройка воспитательной системы

Цель: развитие воспитательной системы либо революционным либо эволюционным путем

Перестройка обусловлена усилением дезинтегрирующих явлений, которые приводят к так называемому «кризису» системы.

Авторская школа– экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и / или организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом.

Признаки:

*системность учебно-воспитательной модели

*индивидуально-личностный характер модели

*автономность и саморегулируемость модели

*социальность проявления

*инновационность позиций

*противоречивость и проблемность развития

Виды:

1. По именам их создателей

*Школа Караковского В.А.

*Школа Ямбурга Е.А. и др.

2. По обобщающим названиям идей, положенных в основу образовательно-воспитательной системы школы

*школа самоопределения (Тубельский и др.)

3. По созданным педагогами прошлого воспитательным системам

Воспитательные системы вальдорфских школ. Вальдорфские школы призваны одновременно развивать тело, интеллект (дух) и нравственность (душа) человека. Главный принцип, который заложен в их организации, - принцип свободы. При этом свобода обязательно подразумевает ответственность. В школе нет директора. К решению важных вопросов привлекаются родители, которые, как правило, являются инициаторами открытия любой конкретной школы. В вальдорфских школах нет общих методик, точных учебных планов, учебников. Учителям предоставляется полная самостоятельность в выборе содержания, форм, методов образовательного процесса.

В вальдорфской педагогике стержнем развития личности является культура. При этом под культурой понимают все, что окружает людей.

Яркое слово учителя, ритм, природные материалы, игра, творчество - основные средства обучения и воспитания. Рассказ, беседа, диалог, интегрированный урок, экскурсия - основные методы и формы, которыми вальдорфские учителя владеют в совершенстве. При этом от образно-художественного представления дети постепенно переходят к интеллектуальному.

Классный руководитель, который в течение первых восьми лет ведет класс, и другие педагоги строят свои занятия, не давая готовых рецептов, готовых ответов, а вместе с учениками ищут ответы на поставленные вопросы, открывают новые знания. Учителя обходятся без отметок. Суждения-советы они высказывают в своих пожеланиях ученику, в свободном общении.

Воспитательная система школ глобального образования. Наиболее разработанными моделями глобального образования являются модели Р.Хенви и М.Боткина, которые не противоречат, а дополняют друг друга.

По мнению Роберта Хенви, суть глобального образования - это совокупность следующих измерений: формирование непредвзятого взгляда на мир, осознание состояния планеты, кросскультурная грамотность, осознание динамики мировых процессов, осознание возможностей выбора.

Суть новой теории обучения, предлагаемой в модели М. Боткина, состоит в переходе от бессознательного приспособления к миру, характерного для традиционного обучения, к сознательному предвосхищению, которое обеспечивается инновационным подходом. Этот подход представляет собой единство двух аспектов: предвосхищения и сопричастности. Предвосхищение - это способность справляться с новыми ситуациями, предвидеть события, увязывать прошлое с настоящим и будущим, оценивать последствия текущих событий и принимаемых решений, изобретать новые альтернативы и разделять ответственность за принятые решения. Сопричастность - способность к сотрудничеству, диалогу, взаимопониманию и сопереживанию, совершенствованию умений общаться с людьми.

В начальной школе (в США и многих странах Запада время обучения составляет 6 лет) приоритет отдается развитию концептуальных основ, а также базисным навыкам и умениям.

К приоритетам средней школы У. Книп в первую очередь относит формирование мировоззрения, отличающегося широтой восприятия мира, специализацию и совершенствование базисных навыков и умений на более высоком уровне. Что же касается возможностей специализации на старшей ступени, то У. Клип предлагает глобально-ориентированные направления специализации, не замыкающиеся в рамках изолированного предмета: иностранные языки; современные системы и технологии; страноведение; различные культуры, культурология, предполагающая изучение широкого спектра культур, в том числе непривычных для западной цивилизации; перспективы в развитии мира; глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, и т.д.

Воспитательная система "справедливое сообщество". Концепция Л. Кольберга основана на следующей идее: нравственное развитие личности зависит от умственного, а нравственное становление идет по последовательно восходящим ступеням. "Справедливое сообщество" - это воспитательная система, в которой свойственная большинству школ "нравственность принуждения" заменяется на "нравственность сотрудничества", в которой учитель и ученик имеют равное право голоса в решении всех основных проблем, а управление осуществляется органами, выбранными демократическим путем.

 Общие собрания становятся неотъемлемой частью жизни школы, возникают собственные традиции и ритуалы. В идеале "справедливое сообщество" дает возможность и учителям, и ученикам обрести прочные ценностные ориентиры, трансформировать узкоэгоистические интересы в правила и нормы группового поведения.

Одной из форм нравственного воспитания является решение дилемм.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 338.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...