Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Федеральная инспекция труда⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
Функции по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового права во всех организациях, находящихся на территории Российской Федерации, возложены на Федеральную инспекцию труда. Ее основные задачи: • обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод • обеспечение соблюдения работодателями трудового зако • обеспечение работодателей и работников информацией о • доведение до сведения соответствующих органов государ Инспекции труда входят в Федеральную службу по труду и занятости РФ, которая подчиняется Министерству здравоохранения и социального развития РФ. В соответствии с положениями ст. 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) имеют право: • беспрепятственно в любое время суток при наличии удо 241 ведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности; запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт; расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений; направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда; отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда; запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников; выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;
• выдавать заключения о возможности принятия в эксплуата • привлекать к административной ответственности лиц, ви
• выступать в качестве экспертов в суде по искам о наруше • выдавать работодателю предписание, подлежащее обяза Таким образом, полномочия инспекторов по труду охватывают весь спектр вопросов, связанных с использованием наемной рабочей силы — от проверки правильности оформления трудового договора до контроля состояния рабочей среды. При этом деятельность инспекторов по труду представляет собой совокупность действий по проверке условий занятости на предприятии, их анализе и оценке соответствия требованиям законодательства о труде, а также принятию решений о привлечении к ответственности виновных в нарушениях и др. Контроль за исполнением законодательных норм осуществляется в виде проверок1. Плановая проверка проводится на любом предприятии, находящемся на подведомственной территории, в соответствии с планом, составленным инспекцией (инспектором) по труду. О плановой проверке работодатель предупреждается заранее и проводится она не чаще одного раза за два года. Контрольная (повторная) проверка проводится для выяснения выполняется ли предписание об устранении нарушений, которые были выявлены в процессе плановой проверки. 1 Список документов, предъявляемых к проверке государственным инспекторам по труду, а также перечень документации по охране труда, кото- рая должна быть на предприятии, приведены в приложениях 1 и 2.
242 243 Целевая проверка проводится по жалобе работника и может касаться вопросов оплаты труда, содержания и оформления трудовых договоров, условий хранения трудовых книжек и личной информации о сотрудниках и т.д. Комплексная проверка проводится с целью контроля соблюдения трудового законодательства в целом на конкретном предприятии (табл. 4.4). После проверки инспектор составляет акт (даже если не было обнаружено нарушений), в котором отражаются предмет проверки (что проверялось) и выявленные нарушения1. Таблица 4.4 Нарушения, влекущие за собой наказания и ответственность работодателя
1 Типичные нарушения в кадровом делопроизводстве, выявляемые в ходе проверок инспекции по труду, и требования к документации приведены в приложении 3. 244 При обнаружении нарушений инспектор составляет протокол (форма протокола устанавливается приказом № 143 от 9 июля 2002 г.), который вручается в течение суток работодателю, иначе он считается недействительным. Для устранения выявленных нарушений инспектор по труду выписывает на имя руководителя предприятия предписание, в котором указывается, что и в какие сроки должно быть исправлено. Если ситуация не исправлена, инспектор может приостановить работу организации до устранения нарушений. Инспектор, составивший протокол, составляет и постановление о назначении наказания (форма постановления утверждена тем же приказом). Наказание может быть в форме штрафа или в форме дисквалификации. Штраф может быть наложен за любое нарушение трудового законодательства. Работодатель обязан оплатить штраф в течение 30 дней после истечения срока на обжалование. Дисквалификация — запрет на занятие руководящих должностей в течение времени, которое установит суд (обычно 1—3 года). Дисквалификация применяется при повторном нарушении. Служба занятости населения Практика показала, что государственная политика на рынке труда может быть результативной и эффективной только тогда, когда складывается целостная система соучастия в ее выработке и реализации всеми заинтересованными сторонами (социальными институтами трудоустройства, образования, социальной защиты, работодателей, представителями наемных работников — профсоюзами и др.). Решение проблем обеспечения занятости населения составляет важнейшее направление социально-экономической политики государства. Эти проблемы носят комплексный характер, и их эффективное решение во многом зависит от того, насколько скоординированной является деятельность всех субъектов рынка труда. Необходимость координации и взаимодействия проявляется особенно остро в решении задач развития и эффективного использования трудового потенциала на региональном уровне. В соответствии с законом о занятости населения отношения работодателей и Федеральной государственной службы занятости населения формируются по следующим направлениям (табл. 4.5): обмен Информацией, содействие в трудоустройстве, реализация социальных гарантий и компенсаций. 245 Таблица 4.5 Направления взаимодействия работодателя и ФГСЗН
Предприятие Обмен информацией
Предоставляет сведения о возможных массовых высвобожде Содействие в трудоустройстве 1. Безработных
Принимает на работу безработных граждан на равных основаниях с другими претендентами 2. Выпускников учебных заведений всех уровней профессионального образования Делает заявку на прием на работу молодого специалиста Осуществляет подбор по за 3. Инвалидов
Заключает договор со службой занятости на трудоустройство инвалидов При невыполнении или невозможности выполнения этой квоты предприятие ежемесячно вносит обязательную плату за каждого нетрудоустроенного в рамках установленной квоты
Гарантии и компенсации работникам при увольнении Высвобожденному (по причинам ликвидации предприятия, * Меры принудительного характера применяются к предприятиям государственной и смешанной форм собственности. Таким образом, управление занятостью на предприятии представляет собой систему регулирования отношений, возникающих как в системе социально-трудовых отношений, так и во взаимодействии с государственными институтами, осуществляющими 246 деятельность, направленную на реализацию политики занятости, составляющей неотъемлемую часть системы государственного управления трудовыми ресурсами страны. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Что понимается под социально-трудовыми отношениями? 2. Каковы основные элементы системы СТО? 3. Охарактеризуйте субъекты трудовых отношений. 4. В чем состоит сущность социального партнерства? 5. Охарактеризуйте типы социально-трудовых отношений в организации. 6. В чем состоит сущность внутрифирменного рынка труда? Охарактеризуйте его ос 7. Как влияет изменение потребности в персонале на конъюнктуру внутреннего рынка 8. Как функционирует механизм внутрефирменного рынка труда? 9. Перечислите основные условия достижения соглашения о найме.
10. Как распределяются функции субъектов занятости в процессе найма рабочей силы? 11. Как выстраиваются взаимоотношения субъектов СТО в процессе использования ра 12. Охарактеризуйте направления и особенности регулирования оплаты труда на пред 13. В чем состоит цель и содержание регулирования условий труда наемных работников? 14. Каковы основные проблемы регулирования рабочего времени? 15. Перечислите главные основания увольнения работников. 16. Каковы обязательства работодателя в процессе высвобождения рабочей силы? 17. Опишите действия организации по сокращению штата сотрудников. 18. Как осуществляется взаимодействие работодателя с инспекциями по труду? 19. Какие вопросы работодатели должны согласовывать со службой занятости? 20. На какие предприятия распространяются программы квотирования рабочих мест? ТЕСТ 1. К мерам, направленным на увеличение платежеспособного спроса на рабочую силу в организации, относятся: □ сохранение и создание рабочих мест, в том числе за счет развития новых направ □ организация оплачиваемых общественных работ □ сокращение штата предприятия □ создание специальных рабочих мест для инвалидов и других лиц с ограниченной □ программы обучения работников □ регулирование продолжительности рабочего времени 247 |
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 169. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |