Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философияинаука:поискисамоопределенияФилософиивновоевропейскойкультуре.
ВXVIв.государстваЗападнойЕвропыоднозадругимвступиливполосурадикальныхперемен.Сэтогопериоданачинаетсябурноеразвитиемануфактурногопроизводства,национальногорынка,происходитстановлениегражданскогообществаиновыхформпубличнойвласти.Европейскиедержавынеуклоннопревращаютсяизфеодальныхкняжестввцентрализованныебуржуазныегосударства.Стремяськэкономическомуивоенномумогуществу,ониначинаютвсебольшеуделятьвниманияразвитиюнаукиитехники.Развитиенаучныхзнанийосуществлялосьпреимущественноподвумосновнымнаправлениям.Во-первых,разрабатывалисьпринципыклассическоймеханикикакнаукиодвиженииивзаимодействииматериальныхтел(Г.Галилей,И.Ньютон).Во-вторых,неуклонносовершенствовалисьметодыматематическогообоснованияфизическихопытов.Постепеннобылисозданыалгебра,аналитическаягеометрия,дифференциальноеиинтегральноеисчисление(Р.Декарт,К.Гаусс,И.Ньютон,Г.Лейбниц).Успехиклассическоймеханикипривеликтому,чтонатурфилософскийгилозоизмВозрождениясменилсягео-метрико-механистической,количественнойкартиноймира,вкоторойустройствоВселеннойрассматривалосьпоаналогиисустройствомгигантскогочасовогомеханизма.КконцуXVIIв.европейскаянаукаокончательноприобрелавидэкспериментально-математическогоестествознания,амеханикасталаобразцомрациональногообъясненияуниверсума,включаяобществоичеловека.ОбъектомособоговниманиявНовоевремястановятсягносеологияиметодологияисследованияприроды.Впервыевфилософииинаукиновоговременивзаимосвязьэмпирич.знанияитеоретич(математика–одноизпроявлений)прослеживаетсявученияхГ.Галилея.Образнауки,особенности:1.Отделеностьотрелигии2.Независимостьнаучногознанияотдогмиавторитетов(особенноавторитетаАристотеля).3.Объективностьзнания–критикасубъективностичувств-хданныхиумозрительнойспекулятивностинатурфилософии(наука-ненаборинструментовдлясоставленияпрогнозоводействительности;онаописываетдействительность:сообщаетнам,"какперемещаетсянебо").4.Научноезнаниеноситреалистическийхар-р:наукаспособнастроитьцелостнуюкартинумира,такжекакстроитэтукартирурелигия,онад.б.простосред-омрасчетаилиобъясненияприродныхпроцессов.5.Математическийхар-рзнаний–книгаприродынаписананаязыкематематикиУчениеГалилеяометоде:1)аналитический(методрезолюций)-прогнозированиечувственногоопытасиспользованиемсредствматематики,абстрагированияиидеализаций,благодарячемувыделяютсяэлементыреальности,недоступныенепосредственномувосприятию(мгновеннаяскорость).2)Синтетически-дедуктивный(методкомпозиции)-математическаяобработкаопыта,выявляющаяколичественныесоотношения,наосновекоторыхвырабатываютсятеоретическиесхемы,применяемыедляинтерпретациииобъясненияявлений.КритикаАристотеля:1)А-скоростьпадениятелпропорциональнаихвесу,Г-телопадаетсвободно,егоускорениепостоянно,одинаководлявсехтел.2)А–движениеземныхтелпрекращается,еслионипредоставленысамисебе.Г–предпосылкиз-наинерции.3)А–абсолютностьдвижения,Г–относительность.4)А–космосконечен,Земля-центрвселенной,неподвижна.Г–гелеоцентрическиеидеиКоперника. Ф.Бекон[эмпиризм].Заметилпроцесс"великойдифференциации":отделялнаукуифилософию.Отвергаеттрадиционныеформызнания:схоластику,магию,аристотелевскуюлогикукакложныеибесполезные–труд«Новыйорганон».Наукадолжнаприноситьпрактическуюпользу:«Знание–сила».РенеДекарт[рационализм].Вантологическомаспекте-дуалист(двесубстанции).ПодлиннаясубстанцияБогпроизвелвмире2субстанцииневыводимыедр.издруга:материальную(атрибуткоторойпротяженность,делимадобесконечности)иидеальную(атрибут-мышление,абсолютнонеделимая).Вгносеологическомпланеэтоозначало,жестокоепротивопоставлениесубъектаиобъектапознания.ОсновнаячертафилософскогомировоззренияДекарта–дуализм.Мыслительразличаетдверавноправныесубстанции:материальнуюидуховную.Атрибутдуховной–мышление,материальной–протяженность,тоестьДекарт,посути,отождествляетматериюспространством.
12.Философскаямысльэпохипросвещения.ЭпохойПросвещения,«эпохойРазума»иногданазываютвесьXVIIIв.,иногдатольковторуюполовинуXVIIIв.,связываяначалоПросвещениясвыходомпервыхтомовфранцузскойэнциклопедии(1751г.)(точноеназваниееезвучит«Энциклопедияилитолковыйсловарьнаук,искусствиремесел»).Внейоткрытобылоизложеноновоепросветительскоемировоззрение.Редакторамииоснователями«Энциклопедии»былиД.ДидроиД’Аламбер.XVIIиXVIIIвека–этовремяособыхисторическихизмененийвстранахЗападнойЕвропы.Вэтотпериодмынаблюдаемстановлениеиразвитиепромышленногопроизводства.Всеактивнееосваиваютсявчистопроизводственныхцеляхновыеприродныесилыиявления:строятсяводяныемельницы,конструируютсяновыеподъемныемашиныдляшахт,создаетсяперваяпароваямашинаит.д.ВXVIIIвекеещеболеезакрепляетсябезграничнаяверавнауку,внашразум.вXVIIIстолетиисразумомсталисвязыватьнетолькоуспехивпознании,ноинадеждынаблагоприятноедлячеловекапереустройствокакприроды,такиобщества.ДлямногихмыслителейXVIIIвеканаучныйпрогрессначинаетвыступатькакнеобходимоеусловиеуспешногопродвиженияобществапопутикчеловеческойсвободе,ксчастьюлюдей,кобщественномублагополучию.Приэтомпринималось,чтовсенашидействия,всепоступки(ивпроизводстве,ивпереустройствеобщества)лишьтогдамогутбытьгарантированноуспешными,когдаонибудутпронизанысветомзнаний,будутопиратьсянадостижениянаук.Поэтомуглавнойзадачейцивилизованногообществаобъявлялосьвсеобщеепросвещениелюдей.МногиемыслителиXVIIIвекауверенносталиобъявлять,чтопервойиглавнойобязанностьюлюбого“истинногодругапрогрессаичеловечества”является“просветлениеумов”,просвещениелюдей,приобщениеихковсемважнейшимдостижениямнаукииискусства.ЭтаустановканапросвещениемасссталанастолькохарактернойдлякультурнойжизниевропейскихстранвXVIIIвеке,чтовпоследствииXVIIIвекбылназванвекомПросвещения,илиэпохойПросвещения. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 201. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |