Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философияинаука:поискисамоопределенияФилософиивновоевропейскойкультуре.




ВXVIв.государстваЗападнойЕвропыоднозадругимвступиливполосурадикальныхперемен.Сэтогопериоданачина­етсябурноеразвитиемануфактурногопроизводства,националь­ногорынка,происходитстановлениегражданскогообществаиновыхформпубличнойвласти.Европейскиедержавынеуклоннопревращаютсяизфеодальныхкняжестввцентрализованныебур­жуазныегосударства.Стремяськэкономическомуивоенномумогуществу,ониначинаютвсебольшеуделятьвниманияразви­тиюнаукиитехники.Развитиенаучныхзнанийосуществлялосьпреимуществен­ноподвумосновнымнаправлениям.Во-первых,разрабатыва­лисьпринципыклассическоймеханикикакнаукиодвиженииивзаимодействииматериальныхтел(Г.Галилей,И.Ньютон).Во-вторых,неуклонносовершенствовалисьметодыматемати­ческогообоснованияфизическихопытов.Постепеннобылисоз­даныалгебра,аналитическаягеометрия,дифференциальноеиинтегральноеисчисление(Р.Декарт,К.Гаусс,И.Ньютон,Г.Лейбниц).Успехиклассическоймеханикипривеликтому,чтонатурфилософскийгилозоизмВозрождениясменилсягео-метрико-механистической,количественнойкартиноймира,вкоторойустройствоВселеннойрассматривалосьпоаналогиисустройствомгигантскогочасовогомеханизма.КконцуXVIIв.европейскаянаукаокончательноприобрелавидэксперимен­тально-математическогоестествознания,амеханикасталаоб­разцомрациональногообъясненияуниверсума,включаяобщес­твоичеловека.ОбъектомособоговниманиявНовоевремястановятсягносеологияиметодологияисследованияприроды.Впервыевфилософииинаукиновоговременивзаимосвязьэмпирич.знанияитеоретич(математика–одноизпроявлений)прослеживаетсявученияхГ.Галилея.Образнауки,особенности:1.Отделеностьотрелигии2.Независимостьнаучногознанияотдогмиавторитетов(особенноавторитетаАристотеля).3.Объективностьзнания–критикасубъективностичувств-хданныхиумозрительнойспекулятивностинатурфилософии(наука-ненаборинструментовдлясоставленияпрогнозоводействительности;онаописываетдействительность:сообщаетнам,"какперемещаетсянебо").4.Научноезнаниеноситреалистическийхар-р:наукаспособнастроитьцелостнуюкартинумира,такжекакстроитэтукартирурелигия,онад.б.простосред-омрасчетаилиобъясненияприродныхпроцессов.5.Математическийхар-рзнаний–книгаприродынаписананаязыкематематикиУчениеГалилеяометоде:1)аналитический(методрезолюций)-прогнозированиечувственногоопытасиспользованиемсредствматематики,абстрагированияиидеализаций,благодарячемувыделяютсяэлементыреальности,недоступныенепосредственномувосприятию(мгновеннаяскорость).2)Синтетически-дедуктивный(методкомпозиции)-математическаяобработкаопыта,выявляющаяколичественныесоотношения,наосновекоторыхвырабатываютсятеоретическиесхемы,применяемыедляинтерпретациииобъясненияявлений.КритикаАристотеля:1)А-скоростьпадениятелпропорциональнаихвесу,Г-телопадаетсвободно,егоускорениепостоянно,одинаководлявсехтел.2)А–движениеземныхтелпрекращается,еслионипредоставленысамисебе.Г–предпосылкиз-наинерции.3)А–абсолютностьдвижения,Г–относительность.4)А–космосконечен,Земля-центрвселенной,неподвижна.Г–гелеоцентрическиеидеиКоперника.

Ф.Бекон[эмпиризм].Заметилпроцесс"великойдифференциации":отделялнаукуифилософию.Отвергаеттрадиционныеформызнания:схоластику,магию,аристотелевскуюлогикукакложныеибесполезные–труд«Новыйорганон».Наукадолжнаприноситьпрактическуюпользу:«Знание–сила».РенеДекарт[рационализм].Вантологическомаспекте-дуалист(двесубстанции).ПодлиннаясубстанцияБогпроизвелвмире2субстанцииневыводимыедр.издруга:материальную(атрибуткоторойпротяженность,делимадобесконечности)иидеальную(атрибут-мышление,абсолютнонеделимая).Вгносеологическомпланеэтоозначало,жестокоепротивопоставлениесубъектаиобъектапознания.ОсновнаячертафилософскогомировоззренияДекарта–дуализм.Мыслительразличаетдверавноправныесубстанции:материальнуюидуховную.Атрибутдуховной–мышление,материальной–протяженность,тоестьДекарт,посути,отождествляетматериюспространством.

 


12.Философскаямысльэпохипросвещения.ЭпохойПросвещения,«эпохойРазума»иногданазываютвесьXVIIIв.,иногдатольковторуюполовинуXVIIIв.,связываяначалоПросвещениясвыходомпервыхтомовфранцузскойэнциклопедии(1751г.)(точноеназваниееезвучит«Энциклопедияилитолковыйсловарьнаук,искусствиремесел»).Внейоткрытобылоизложеноновоепросветительскоемировоззрение.Редакторамииоснователями«Энциклопедии»былиД.ДидроиД’Аламбер.XVIIиXVIIIвека–этовремяособыхисторическихизмененийвстранахЗападнойЕвропы.Вэтотпериодмынаблюдаемстановлениеиразвитиепромышленногопроизводства.Всеактивнееосваиваютсявчистопроизводственныхцеляхновыеприродныесилыиявления:строятсяводяныемельницы,конструируютсяновыеподъемныемашиныдляшахт,создаетсяперваяпароваямашинаит.д.ВXVIIIвекеещеболеезакрепляетсябезграничнаяверавнауку,внашразум.вXVIIIстолетиисразумомсталисвязыватьнетолькоуспехивпознании,ноинадеждынаблагоприятноедлячеловекапереустройствокакприроды,такиобщества.ДлямногихмыслителейXVIIIвеканаучныйпрогрессначинаетвыступатькакнеобходимоеусловиеуспешногопродвиженияобществапопутикчеловеческойсвободе,ксчастьюлюдей,кобщественномублагополучию.Приэтомпринималось,чтовсенашидействия,всепоступки(ивпроизводстве,ивпереустройствеобщества)лишьтогдамогутбытьгарантированноуспешными,когдаонибудутпронизанысветомзнаний,будутопиратьсянадостижениянаук.Поэтомуглавнойзадачейцивилизованногообществаобъявлялосьвсеобщеепросвещениелюдей.МногиемыслителиXVIIIвекауверенносталиобъявлять,чтопервойиглавнойобязанностьюлюбого“истинногодругапрогрессаичеловечества”является“просветлениеумов”,просвещениелюдей,приобщениеихковсемважнейшимдостижениямнаукииискусства.ЭтаустановканапросвещениемасссталанастолькохарактернойдлякультурнойжизниевропейскихстранвXVIIIвеке,чтовпоследствииXVIIIвекбылназванвекомПросвещения,илиэпохойПросвещения.
ПервойвэтуэпохувступаетАнглия.Дляанглийскихпросветителей(Д.Локк,Д.Толанд,М.Тиндальидр.)былахарактернаборьбастрадиционнымрелигиозныммировосприятием,котороеобъективносдерживалосвободноеразвитиенаукоприроде,очеловекеиобществе.ИдейнойформойсвободомыслиявЕвропеспервыхдесятилетийXVIIIвекастановитсядеизм.Деизмещенеотвергаетбогакактворцавсейживойинеживойприроды,новрамкахдеизмажестокопостулируется,чтоэтотворениемираужесвершилось,чтопослеэтогоактатворениябогневмешиваетсявприроду:теперьприроданичемвнешнимнеопределяетсяитеперьпричиныиобъяснениявсехсобытийипроцессоввнейследуетискатьтольковнейсамой,веесобственныхзакономерностях.Ивсежеанглийскоепросвещениебылопросвещениемдляизбранных,носилоаристократическийхарактер.Вотличиеотнегофранцузскоепросвещениеориентированоненааристократическуюэлиту,анаширокиекругигородскогообщества.ИменновоФранциивруслеэтогодемократическогопросвещениязарождаетсяидеясоздания“Энциклопедии,илитолковогословарянаук,искусствиремесел”,энциклопедии,котораябывпростойидоходчивойформе(аневформенаучныхтрактатов)знакомилачитателейсважнейшимидостиженияминаук,искусствиремесел.ИдейнымвождемэтогоначинаниявыступаетД.Дидро,аегоближайшимсоратником–Д.Аламбер.Статьижедляэтой“Энциклопедии”соглашалисьписатьсамыевыдающиесяфилософыиестествоиспытателиФранции.ПозамыслуД.Дидров“Энциклопедии”должныбылиотражатьсянетолькодостиженияконкретныхнаук,ноимногиеновыефилософскиеконцепцииотносительноприродыматерии,сознания,познанияит.д.ВГерманиидвижениеПросвещениясвязаносдеятельностьюХ.Вольфа,И.Гердера,Г.Лессингаидр.Еслииметьввидупопуляризациюнаукираспространениезнаний,тоздесьособуюрольиграетдеятельностьХ.Вольфа.ЕгозаслугиотмечаливпоследствиииИ.Кант,иГегель.ФилософиядляХ.Вольфа-это“мироваямудрость”,предполагающаянаучноеобъяснениемираипостроениесистемызнанийонем.Ондоказывалпрактическуюполезностьнаучныхзнаний.Самонизвестенбыликакфизик,икакматематик,икакфилософ.ИхарактеризуетсяончастокакотецсистематическогоизложенияфилософиивГермании(И.Кант).РаботысвоиписалХ.Вольфнапростомидоходчивомязыке.
Итак,подводяитогисказанномувышеофилософииПросвещения,можноотметитьследующиеважныемоментывееобщейхарактеристике:
•получаетзаметноеразвитиеглубокаяверавнеограниченныевозможностинаукивпознаниимира–вера,воснованиикоторойлежалихорошоусвоенныефилософамиПросвещенияидеиФ.Бэкона(овозможностяхопытногоисследованияприроды)иР.Декарта(овозможностяхматематикивестественнонаучномпознании);
•развиваютсядеистическиепредставленияомире,чтовсвоюочередьприводиткформированиюматериализмакакдостаточноцельногофилософскогоучения,именнодеизмвединствесуспехамиирезультатамиестественныхнаукприводитврезультатекформированиюфранцузскогоматериализмаXVIIIвека;•формируетсяновоепредставлениеобобщественнойистории,оееглубокойсвязисдостиженияминаукиитехники,снаучнымиоткрытиямииизобретениями,спросвещениеммасс.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...