Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гуманистическиориентированныенаправлениязападнойфилософии20века(философияэкзистенциализма,герменевтики,философияпостмодернизма)




ХХвекнасыщенсвершениями,оказавшимивлияниенавсесторонычеловеческойцивилизации.Мировыевойны,распадколониальнойсистемы,научныйитехническийростоказалиогромноевлияниенадуховнуюсферуобщества.Вэтихусловияхвозникаетмножествофилософскихшкол,каждаяизкоторыхпредлагаетсвоёвидениепроблемчеловеческогобытияисудебцивилизации.

Экзистенциализм(отexistentia-существование),илифилософиясуществования,визвестномсмысле,какидеяожизниисмертностичеловека,можетбытьобнаруженвлюбойпериодчеловеческойкультуры.Экзистенциализмпрониквовсесферыкультурысередины–второйполовиныХХстолетия,особенновхудожественнуюлитературу,театр,киноискусство.

Экзистенциализм–этоособыйтипфилософствования,отображениечеловекаиеговнутреннегомира.Основныекатегорииэтогоучения–забота,страх,пограничнаяситуация,свобода,отчуждение.Основнаяпроблема–определениеместачеловеческойэкзистенциивобщейструктуресущего.

Герменевтика-искусствоитеориятолкованиятекстов.Текстрассматриваетскакединствограмматики,стиляисодержанияикакотношениечастикцелому(творчествуавтора,школы).ЗародиласьвДр.Греции,АктивноначаларазвиватьсявXVIIIв.Представители-Ф.Шлейермахер,Х.Гадамер.

Постмодернизм(отлат.post=послеифранц.moderne=новый,современный)—понятие,применявшеесяв60–70-егодыXXвекавтеориилитературыиархитектуры,азатем(особеннопослепоявленияработыЖ.‑Ф.Лиотара«Состояниепостмодерна»,1979)вошедшеевфилософскийлексикон.Этопонятиеобозначаетновыйобразмыслиидеятельности,проявившийсявXXвекевовсехобластяхчеловеческойкультуры.Принципиальнойустановкойфилософиипостмодернизмаявляетсяпостметафизическоемышление,означающееотказотуниверсальныхфилософскихсистем,отказотлогоцентризма,т.е.отстремленияприписатьвсемулогос(порядокисмысл).Видениереальности,характерноедляпостмодернизма,обозначаетсякакпостмодернистскаячувствительность,т.е.ощущениемиракакхаоса.Обсуждаетсявопросотом,являетсялипостмодернизмпреодолениемодносторонностимодернаилискореесобственнымразвитиеммодерна,критикующегосамогосебяи,такимобразом,продолжающегося.

 


18.Социокультурнаяситуациясовременностииеерепрезентациявфилософии.Постмодернизм.

Историючеловечестваможноклассифицироватьпо-разному(например,наобщественно-экономическиеформации).Сегодняпопулярноделениеисториинатрибольшихпериода:

1.традиционализм,длянегохарактерносельскоехозяйство;егоещеназываютпремодерн;этопериоддо17века;

2.модерн,длянегохарактерноразвитиепромышленности;этоэпохакапитализма,Новоевремяидо20века(времяс17по20век);

3.постмодерн,длянегохарактерныинформационныетехнологии;этоконец20иначало21века.Ведущимстановитсясекторуслуг.

Вкультуремодерна,особеннов17-18веках,главнымиценностямибылиразум,наука,идеалвсестороннеразвитогочеловека,веравгуманизмипрогрессобщества.Ноужесконца18веказаметнымстановитсяагностицизм,в19веке-иррационализм,представленияобессмысленностижизни-в20веке.Однакоонинедоминироваливкультуре.20вексеговойнами,оружиеммассовогопоражения,терроризмом,манипуляциеймассовымсознаниемсиспользованиемСМИ,породилпредставлениеобабсурдностибытия,онеискоренимойиррациональностичеловека,оботносительностивсегоився,отказотпоисковистины,представлениеобобществериска.Термин«Модерн»включаетидругойсмысл.ПодмодерномпонимаетсятакжестильвискусствеЕвропыиАмерикиконца19-нач.20вв.Онвозниккакнеороманитческийпротестпротивантиэстетизмабуржуазногообразажизни,какреакциянапозитивизмипрагматизм.Модернизмразвивалидеисимволизмаиэстетизма.Онихотелисоздатьвокругчеловекаэстетическинасыщеннуюсреду,использоватьсинтезискусств,новыематериалыиприемы.Архитекторыстроилибогатыеиндивидуальныежилищаиделовые,торговыестроения.Старалисьуподоблятьстроенияиоформлениеинтерьеровприроднымявлениям.Соднойсторонывживописивозникимпрессионизм(преддвериемкоторогосталиШопенгауэр,КьеркегориНицше),стремившийсявыражатьнастроение,мимолетностьит.п.,сдругой–кубизм,фовизм(«дикий»),«черныйквадрат»Малевича.Тожеивмузыке,литературе…(Х.Л.Борхес,У.Эко,А.Шниткеидр.).Этонегативныепоследствия,вобщем-то,положительнойтенденциивыравниванияправиматериальногоблагосостоянияразличныхсоциальныхслоев,возрастныхгруппиполов.Вообщекаждоеновоедостижениепорождаетновыепроблемы.Прежниеценностиинормыустарелииплохоработают,новыеещенеопределились,даимногиминовоенепринимается.Мынаходимсявпереходномпериодекновойцивилизации.Этасоциокультурнаяситуациянашласвоеотражениевфилософиипостмодерна.Некоторыеосновныепонятия:деконструкция,нарратив(рассказ),метанарративы(«большиерассказы,т.е.идеологии,научныетеории),симулякр,текстигепертекстидр.Постмодернисты,напримерфранцузскийфилософЖ.Деррида(1930-2004),видятсмыслсознанияневпоискеглубинного,связующеговсёсмысловогоединства,авдеконструкциивсякогосмыславообще.Деконструкция-этоособаяформамышления,однаизформанализа.Считает,чтонетничегоэлементарного,всеразложимо,значит,нетначала.Нетопоры.Всёотносительно!Отсюдаследует,чтомы,например,неправы,когдаговорим«унасестькорни»,например,внациональности.Ведьвопросидентичностисложенибесконечен(ктовнашевремя«чистый»белорусилиангличанин?).Простолюдивсвоейслабостипытаютсянайтиопору(«корни»)вчем-то–внациональности,например.Вообщето,чтовоспринимаемкакданность,какопределенность,опору,например,мужчиныиженщины,таковыминеявляются(сменапола,например)!Далее,ужев20векевозниклопредставление,что,то,чтомызнаем,мызакрепиливязыке.Чтонезакрепиливязыке,длянаскакбынесуществует(например,М.Хайдеггер(нем.),говорил,что«язык–этодомбытия»,Л.Витгенштейн(австр.)–что«границымоегомираопределяютсяграницамимоегоязыка»ит.д.).Языку,егоособойроливкультуре,уделяливниманиенеопозитивисты,экзистенциалисты,представителигерменевтикиит.д.Апостмодернистывообщесчитают,чтоименноязыктворитдействительность(ведьктознает,какаяонанасамомделе?).Упостмодернистовестьпонятиенарратив.Нарратив–эторассказ.Каконииспользуютэтопонятие?ПоформулировкеФредерикаДжеймисона(род.1934г.)(амер.),нарративнаяпроцедурафактически«творит»реальностьиотказываетсяоткакойбытонибылопретензиинаадекватностьвненаррративной(т.е.объективной)реальности.(Сегодня,нарядусдругимитечениямивпсихологии,развиваетсяи,такназываемая,нарративнаяпсихология:мысдетстваполучаемсведенияомиревформенарративов.…человекнесуществуетвнеповествования…нонетединственноверногоописаниячеловеческойжизни…мысамиможемпереписатьисториюсвоейжизни(поменять«-»на«+»),неменяяфактовможемдатьиминуюинтерпретацию,котораянасустраиваетиуспокаивает…).ЖанФрансуаЛиотар(1924-1998)(франц.)идр.выражаютнедовериеметанарративам,т.е.«большимрассказам»;имеютсяввидуразныеидеологии,теории,которыепытаютсядатьнамобобщающийрассказо,якобы,«истинном»,правильномустройствемира,общества.(Норазвемирпознаваем?-говорятони).Отсюда,ЖанБодрийяр(1929-2007)(франц.)говорит,чтоистория-этото,чтомыонейдумаем.История–этосимулякр.(Симулякр–этообраз,неимеющийпрообраза,оннасникчемунеотсылает.Попростуговоря,симулякр–этонекаявыдумка,то,чегонет).Сязыкомсвязаноипонятие«текст».Этонетолькотекствпрямомегозначении,нотекстомможетбытьвсе–социальная,природнаяреальность(иначеговоря,всеможетбытьрассмотренокаксистемазнаков,т.е.язык).Текстнадоуметьчитать,пониматьиинтерпретировать.Всетребуетинтерпретации.Укаждогосвояинтерпретация.Могутбытьконфликтыинтерпретаций.(Аистинанедостижима.Укаждогосвоемнение).Гипертекст–этовсякультура,понимаемаякакединаясистема,состоящаяизтекстов.ГипертекстомявляетсяиИнтернет.Итак,жизньтеряетглубину,становитсябессмысленной(ведьсущностьнепостижима,такиненадовнееуглубляться!Нашаучасть–суетасует).Унихестьдажетакоевыражение:«житьнадонаповерхности».Деловнедовериикнравственным,духовным,общечеловеческим,такназываемым«высшим»ценностям.Основнойисточник,питающийдискурс(рассуждения)постмодерна–состояниепредельнойчеловеческойотчужденности.Одиночество,затерянностьвСети,грезящаякультура(романы-фэнтази,даивсероманыисериалы–это«жвачкадляглаз»,симулякры;нопсихологическикомпенсаторнуюрольонивыполняют:яотождествляюсебясгероем–еготожеобижают,аонвсехпобедитиудивит!Авжизнивсеслишкомсложно).

Постмодернизмотражаетсовременноесостояниечеловечествакакнахождениевточкебифуркации,перехода(синергетика),переходакновомусостояниюцивилизации,которыйиногданазываютпостзападным,имеяввиду,чтоидетмиграциярабочейсилы,смешиваютсякультуры,ивзападнуюкультуруинтегрируются,условноговоря,восточныеценности.Новаякультура–общечеловеческая–должнаинтегрироватьиЗапад,иВосток,носохраняянациональныеособенности.Настоящееединствосоздаетсячерезуникальностькаждого,анечерезоднообразиевсех.Человеческаяуникальность–этопотерянноевнашеммиревертикальноеизмерениеличности.(Черезкакиеконфликтылежиткэтомупуть?..).

Вцеломжеможноговоритьодоминированиисубъективно-идеалистических,иррационалистическихиагностическихтенденцийвфилософииикультуре21века.

Постмодернизмсовокупностьрелятивистских(отслова«релятивный»,относительный)методологическихподходов,сформированныхвк.20-н.21вв.Главнаяпознавательнаяустановкапостмодернизма-подчеркиваниеролиединичного,уникальноговизученииобщества.Отрицаетсявсеобщаявзаимосвязьпроцессовистории,наличиевнейзакономерностей.Предвидение,прогнозневозможны.Общество–этопринципиальнообществориска.Всёпозволено,ничтонегарантировано...


Дополнения

Ж.Ф.Лиотар(1924-1998)(франц.)вкниге«Состояниепостмодерна»,1979г.,пишет,что«Единственнаяреальность–реальностьденег.Всестановитсятоваром.Непризнаетсявозможностьрациональногопознания,отрицаетсясуществованиеизначальногосмыслабытия,критикуютсятрадиционныеценности.Всё–игра,поэтомусмешиваютсяреальностьииллюзии.Радикальныйплюрализм.Свободаинтерпретации.Любыетрактовкимираичеловека–этолишьконструктыязыка.Всеэтосеетсмятениеибеспорядок».

Понятияклассическойэстетики:прекрасное,возвышенное,трагическое,образ,символ.(А.С.Пушкин:«Ичувствадобрыеялиройпробуждал…»).

Постмодернистысчитают,чтовышеперечисленныепонятия,якобынекоррелируютссовременнымсостояниемчеловеческогосуществования.

Понятияпостмодернистскойэстетики:лабиринт,абсурд,жестокость,повседневность,телесность,вещь,симулякр,эклектика,гипертекст,деконструкцияидр.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...