Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос№2рольфилософиявсистемекультуры.Стр 1 из 27Следующая ⇒
Вопрос№1Мировоззрение:егопонятиеиструктура.Историческиетипымировоззрения. Мировоззрение–системавзглядовнамир,начеловекаиегоместовэтоммире.Ононоситобщественно-историческийхарактер. Структурамировоззрения:Познавательныйкомпонент: а)мироощущение–этообобщениеэмоциональногоопыта(исходяизсвоегоопыта,кто-тождетотжизниоднихнеприятностейивсегданасторожён,акто-то–наоборот)-чувственнаяступеньпознания. б)миропонимание–этообобщениеинтеллектуальногоопыта,т.е.нашизнания(обыденныеинаучные)-рациональнаяступеньпознания. Ценностныйкомпонент(системаценностей). Ценности–этосложныеоценки,содержащиеипознавательныйиэмоциональныйкомпоненты.Ценностисуществуютвформеубеждений,идеалов,смыслажизниит.п.Бываютматериальныеидуховныеценности.Высшиеценности–нравственныеценности. Ценностиизнанияявляютсяосновойдляформулированиянамицелейдеятельности.Деятельностныйкомпонент.Человек–существодеятельностное.Трудсделалчеловекачеловеком.Безтрудачеловекнеможетвыжить.Деятельностьчеловека(каксоциальногосущества)регулируетсязнаниямииценностями(нокакбиологическоесущество,мычто-тоделаемиинстинктивно).Результатыдеятельностипозволяютобогатитьнашизнанияисовершенствоватьсистемунашихценностей(сегоднянамважно,ценноодно,азавтра–другое). Итак,всекомпонентымировоззрениявзаимосвязаны,влияютдругнадруга. Функциимировоззрения:-познавательная–даеткартинумира;-оценочная; -методологическая;-социокультурная(объединяетколлектив). Историческиетипымировоззрения.1.Мифологическийтипхарактерененпервобытномуобществу.Абстрактноемышлениеиразумтолькоразвиваются,поэтомудоминируетнаглядно-образноеотражениемира.Основныечерты:анимизм(одушевлениепредметовиявлений),атропорморфизация(приписываниепредметамчеловеческихсвойств.Например:солнцевсходит,ветердует,океанволнуется),неразличалиматериальноеиидеальное,реальностьифантазию,приобъясненииявленийнеискалипричин,объяснениепроисходитпоаналогии(наэтойосновевозникаетмагия).Исовременныйчеловекможетсоздаватьсвоимифы.2.Религиозныйтипвозникаетспереходомкклассовомуобществусформированиемгосударства.Происходитудвоениемираназемнойипотусторонний.Всознаниивычленяютсявераиразум.Вераценится,признаетсявышеразума.Характеренавторитаризм–объяснениепроисходитсоссылкойнаавторитеты;догматизм,символизм,приписываниепредметамиявлениямвысшихиликаких-тоиныхсмыслов(когдапредметпревращаетсявсимвол).3.Философскийтипмировоззренияопираетсянанауку,философиякритична,кактипмировоззрениядаетцелостнуюобобщеннуюкартинумира.Приэтомпытаетсявыявитьпредельныеоснованиясуществующего.Найтинекуюпервооснову,первопричинумира.Фалес(древнийгреческийфилософ)ввелпонятие«субстанция»(суб-под),дляобозначенияпервопричинымира. Усовременногочеловекамировоззрениевключаетвсебяэлементывсех3-хтиповмировоззрения,носдоминированиемкакого-тоодного. Вопрос№2рольфилософиявсистемекультуры. Философияявляетсятеоретическимфундаментомкультурыивтожесамоевремя-ее,культуры,наивысшимосознаннымвыражением.НеслучайноГегель,азанимиКарлМарксназывалифилософию"цветкомкультурынации". Философия,конечно,входитвсоставкультуры,самаявляетсяэлементомкультуры,новтожевремявыполняетвней,вкультуре,рольдрожжей,которыесвоимброжениемподготавливаютизтестанациональныхдуховныхэлементовгодныйдлявыпечкииупотребленияхлебыкультуры-произведенияискусства,научныеоткрытия,моральныекодексыивседругое,чтослужитдуховнойпищейчеловечеству. Вфилософиираскрываютсяобщезначимые(природныеисоциальные)условиятворческойдеятельностичеловека,который«обрабатывает»,совершенствуетдействительность,авместеснейисвоюсобственнуюприроду,своиинтеллектуальные,нравственныеиэстетическиепотенции.Таккультурапроявляетсебякакспособфункционированиясущностныхсилличности. Развитиекультурынаходитсявпрямойсвязисосвобождениемчеловекаотприроднойзависимости,егопорабощениягосударством,обществом,собственнымипороками.ФУНКЦИИФИЛОСОФИИ:--Мировоззренческаяфункцияфилософиисостоитвееспособностидаватькартинумиравцелом,объединятьданныенаук,искусств,практик.--Гуманистическаяфункцияфилософиитакжепроявляетсяоченьярко,реализуетсяонавпредельновнимательномотношениикчеловеку.Хорошаяфилософиянасквозьпроникнуталюбовьюклюдям,человеческомудостоинству.-Практическаяфункцияфилософиисостоит,преждевсего,веезаботеоблагелюдей.-Методологическаяфункцияфилософиисостоитвопределенииспособовдостижениякакой-либоцели,напримерэффективногоконструированиянаучногопознания,эстетическоготворчества,социальнойпрактики.Всоответствиисоспецификойфилософииречьидетотакихметодах,принципахдействия,которыеобладаютфундаментальным,анеузколокальнымзначением.Прогностическаяфункцияфилософиизаключаетсяввыдвижениигипотезобобщихтенденцияхразвитияматерииисознания,человекаимира.Приэтомстепеньвероятностипрогноза,естественно,будеттемвыше,чембольшефилософияопираетсянанауку.–Критическаяфункцияфилософии.Принцип«подвергайвсесомнению»,современантичностипроповедуемыймногимифилософами,какразисвидетельствуетоважностикритическогоподходаиналичияопределеннойдолискепсисапоотношениюксуществующемузнаниюисоциокультурнымценностям.-Аксиологическаяфункцияилиценностная.Любаяфилософскаясистемасодержитвсебемоментоценкиисследуемогообъектасточкизрениясамихразличныхценностей:социальных,нравственных,эстетических,идеологическихит.п. Вопрос№3.Проблемноеполефилософии.ФормированиесистемысовременногофилософскогознанияВсепроблемыфилософиинаукиможноразделитьнатриподвида.Кпервымотносятсяпроблемы,векторнаправленностикоторыхотталкиваетсяотспецификифилософскогознания.Посколькуфилософиястремитсякуниверсальномупостижениюмираипознаниюегообщихпринципов,этиинтенциинаследуетифилософиянауки.Онарассматриваетнаукувееглубиннойсущностииподлинныхосновах.Здесьвполноймереиспользуетсяконцептуальныйаппаратфилософии.Приэтомпредполагаетсяналичиеопределенноймировоззренческойпозиции.Втораягруппапроблемвозникаетвнутрисамойнаукиинуждаетсявкомпетентномарбитре,вроликоторогооказываетсяфилософия.Этовосновномпроблемыпознавательнойдеятельности:теорияотражения,когнитивныепроцессыисобственно«философскиеподсказки»решенияпарадоксальныхпроблем.Ктретьейгруппеотносятпроблемывзаимодействиянаукиифилософиисучетомихфундаментальныхразличийинеразрывныхсвязейвовсехвозможныхплоскостях.Исследованияпоисториинаукипоказали,какуюогромнуюрольиграетфилософскоемировоззрениевразвитиинауки.Особеннозаметновлияниефилософиивэпохитакназываемыхнаучныхреволюций.Этовчастности:эпохавозникновенияантичнойматематикииастрономии;коперниканскийпереворот—рождениегелиоцентрическойсистемыКоперника;эпохастановленияклассическойнаучнойкартинымира,связаннаясфизикойГалилея–Ньютона;революционныйпериодвестествознаниинарубежеXIX–XXвв.Втакомразрезефилософиянаукивключаетвсебяэпистемологию,методологиюисоциологиюнаучногопознания,хотятакиеееграницыследуетрассматриватьнекакокончательные,акакимеющиетенденциюкуточнениюиизменению.Типологияпредставленийоприродефилософиинаукипредполагаетразличениетойилиинойееориентации,кпримеру,онтологическиориентированной(А.Уайтхед)илиметодологическиориентированнойфилософиинауки(критическийрационализмК.Поппера). Структурообразующимядромявляетсяонтология,котораяприсутствуетвовсехфилософскихсистемах.Основныенаправлениявсовременнойфилософии:-экзистенциализм(предметомявляетсяпроблемасуществованиячеловека);-феноменология(предметомявл-сясознание,егоструктура);-герменевтика(предметомявл-сяособенностисоциальногоигуманитарногопознания,точнее,проблемыпонимания);-неопозитивизм(философиянауки);-неотомизм(философиякатолическойцеркви);-философияэкологии;-философияпостмодернизмаидр Вопрос№4.Спецификафилософскогомышлениязаключаетсявтом,что: -оноимееточеньширокийуровеньобобщения(категории,принципы),чтовыходитзапределыбытияинебытия;-оноявляетсяформойчеловеческогосамоосмыслениясточкизрениячеловека,егожизненноговыбора;-философскоемышлениеможетобозначатьдействительностьнетакой,какаяонаесть,атакой,какойонадолжнабыть;-философскоемышлениевыступаетодновременнокакмышлениемореальности,такимышлениемосамомышление;-онооказываетсявзаимосвязанным,логическипоследовательным,аргументированнымиобоснованным;-приэтомфилософскоемышлениевсегдастараетсяпоставитьирешитьсудьбоносные,абстрактныепроблемычеловеческогобытия;-онопредставляетсобойрефлексиючеловека,тоестьвзгляднасебясостороны,сквозьпризмусвоихценностейиинтересовПриведенныечертыфилософскогомышлениярезюмируютсятем,чтоименновфилософиииспомощьюфилософиичеловекзаявляетосвоемжеланиивзятьнасебясамуюответственностьзасознательноерешениесвоейжизненнойвойсудьбыВэтомразумениифилософиявыступаеткакинтеллектуальноепросветлениесвоейжизненнойситуации,осмыслениестратегииитактикисвоейсамореализации.Основныетипыфилософскогомировоззрения.Можновыделитьразличныетипыфилософскихсистем,положиввихосновуразличныеоснованияклассификации.Поотношениюкнаучномузнаниюможновыделитьнатурфилософскийипозитивистскийтипымировоззрения(см.выше).Можетбытьрелигиозная,аможетбытьисветская,атеистическаяфилософиявзависимостиоттого,какрешаетсявтойилиинойфилософскойсистемевопрособожественномбытии.Возможнывариантыхудожественногофилософствования,подчассозримымипроявлениямииррационализма,какэтобылосвойственно,скажемФ.Ницше,и,наоборот,подчеркнуторационалистическиедоктринытипагегелевскойфилософскойсистемы.Вруслеонтологическихисканийможновыделитьидеалистическиеиматериалистическиефилософскиесистемывзависимостиотприродыначала,полагаемоговфундаментбытия.Попыткиизбегнутьжесткойконфронтациимеждуматериализмомиидеализмомприводяткдуалистическим,когдавосновемирапостулируетсяналичиедвухдиаметральнопротивоположныхначал(Р.Декарт),илипантеистическим,когдаматерияидухсливаютсявединойсубстанции(Б.Спиноза),философскимсистемам.Взависимостиотчисланачал,полагаемыхвосновусуществующего,могутбытьмонистические(одноначало),дуалистические(двапротивоположныхначала),иплюралистические(множествоначал)разновидностифилософскихсистем.Врусскойфилософиибылапредпринятапопыткасинтезироватьпозитивныеэлементымонистического,пантеистическогоидуалистическогоонтологическогоподходовврамкахконцепциимонодуализма(С.Н.Булгаков,С.Л.Франк,С.Я.Грот),когдадвапротивоположныхначала(дуализм)образуютнерасторжимоеединство(монизм)инуждаютсядругвдругедлясвоегоорганическогопроявления.Вовзглядахнаприродуихарактерсвязеймировогоцелогоможновыделитьдетерминизм,признающийзакономернуюупорядоченностьсущегоииндетерминизмразныхвидов,гдеэтаупорядоченностьподвергаетсясомнению. Вопрос№5.взаимосвязьфилософииинаукиискусстваморалиирелигии Значениефилософиивсистемекультурыявляетсяследствиемеефункций.Этоможнопроследитьчерезвыявлениевзаимоотношенияфилософиистакимисферамикультурыкакнаука,политика,искусство,религия.Философияинаука.Несмотрянато,чтофилософияпредставляетсобойобластьтеоретическогознаниявстрогомсмыслесловаставитьееводинрядсдругиминаукаминельзя.Философиюинаукусближаетизучениезаконов,атакжестремлениекпознаниюистины.Обеиспользуютрациональныйспособпознаниямираипринципыеготеоретическогоописания.Однако,дажесамаявысокоразвитаянаука(напр.современнаяфизика),обладающаяогромнымитеоретическимпотенциалом,включающаявсебясамостоятельныенауки–всежеостаетсячастнойнаукой.Еепредмет–конкретнаяобластьдействительности.Философиякакужебылорассмотреноисследуетмиркакцелое.Крометого,формируяобщеемировоззрениетойилиинойэпохифилософиявыступаеткакведущийисторическийтип,втовремякакнауки,вместевзятыеучаствуютвданномпроцессе.Научноезнаниевосновесвоейстремитьсяклогичностииаксиоматичности,кнепротиворечивости,втовремякаквфилософиипротиворечие,нарядусантиномичностью(двапротиворечащих,ноодинаковообоснованныхсуждения)одноизосновныхпонятий.Наука–этовомногомколлективныйпроцессдостиженияистины,афилософиявомногомнесетнасебепечатьличностиеесоздателя,чтосближаетеесискусством.Оценкаиценностноезначениевфилософиинеменееважны,чемистина.Философияирелигия.Религиознаяифилософскаякартинымира,вомногомнаходятсянаоднойступени,посколькупредставляютсобойфундаментальныемировоззренческиепредставления.Итаидругаястремятсяпонятьмиркакцелое,вегоединствеимногочисленныхпротиворечиях.Однако,вотличиеотфилософии,котораяопираетсянарациональноеобъяснениеприсозданиимоделеймира,религияглавнымсвоимметодомделаетверу.ВосноверелигиознойкартинымиралежитБог,бытиекоторогонесомненно,втовремякаквфилософиивосновемирозданияможетлежатьбезличноеначало,иливообщебытьнескольконачал.Философияиискусство.Являясьдуховнымвыражениемчеловеческойдеятельностиифилософияиискусствопытаютсяпонятьразличныеаспектымирасквозьпризмусвоеобразияличностиконкретногочеловека,понятьмиркакневыразимыйполностьюнаязыкелогическихпонятийирациональныхсхем.Однако,есливискусстведоминирующуюрольприобретаетименнохудожественноепереживание,товфилософииглавноеместоотводитсяпопыткамрациональнообъяснитьмир.Философияиполитика.Ифилософияиполитикавыступаютнетолькосферамидуховнойжизниобщества,ноиимеютстремлениекактивномупереустройствуобщественнойжизни.Различиемеждунимисостоитвтом,чтофилософиявееморально-нравственномисоциально-философскомаспектеявляетсясферойвыработкиобщихстратегическихзадачдляполитики.Мирполитикивсравнениисфилософскимипроблемамипредстаеткакмирдинамичноизменяющийсяирадикальнопересматривающийобщечеловеческиеценности.Сохранениепоследних–вэтойсвязииявляетсязадачейфилософии.Другойвопрос–насколькопредставителиискусства,политики,наукиготовобращатьсякпредставителямфилософии. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 200. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |