Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Древнегреческаякультуранапротяжениивсегосвоегосуществованияносиламифологическийхарактер.
УжевVIII-VIIвв.дон.э.впоэмахГомера—«Илиада»и«Одиссея»,атакжеГесиода—«Теогония»и«Трудыидни»,этасистемаприобретаеттотзаконченныйвид,вкоторомстановитсяосновойвсегоантичногомировоззрения. Сюжетымифовсталиосновойгреческогоклассическогоискусства.МифыилегендыЭллады,наосновекоторыхразви-валосьгреческоеискусство,совсемпо-другому,нежелимифы,возникшиевдругихстранах,изображаличеловекавборьбезагосподствонадприродой. Главнымиобластямигреческойкультурыстановятсяфилософияиискусство.ПервыйдревнегреческийфилософФалесМилетскийсталискатьответневдеянияхбогов,авлогическомобобщениифактов(Фалесприходитквыводуотом,чтопервоосновойвсехвещейявляетсявода).вДревнейГрецииразвиваютсяиначальныеформынаучныхзнанийвобластиастрономии,математики,медицины.ВершинойгреческойфилософиисталиученияПлатонаиАристотеля,длякоторыххарактерныпервыепопыткиобъединениявединуюсистемувсехпредставленийомире,обществе,человеке,истине,добреикрасоте.Греческоеискусстворазвивалосьподвлияниемтрёхоченьразныхкультурныхнаправлений:Эгейского,дорийского,завоевательного(рожденноговолнойсеверо-дорийскогонашествия),восточного,принесшеговмолодуюЭлладуобразцыхудожественноготворчестваЕгиптаиМесопотамии.Основнымивидамигреческогоискусствабыли:архитектура,скульптура,керамикаиискусствовазописи,живопись,театридр.АрхитектураискульптурасоставляливДревнейГрецииединоеорганическоецелое.АрхитектураГрециибыла,преждевсего,храмовой.СлаваАфиннеразрывносвязанысименемвождяафинскойдемократии—Перикла.ИменноПериклотстраиваетАфинскийакрополь(акрополемназывалиукреплённуючастьдревнегреческогогорода,котораястроиласьнасамомвысокомместе).ВансамбльархитектурныхсооруженийАфинскогоакрополяклассическогопериодавходилиследующиеархитектурныепамятники:Парфенон,посвященныйзаместительницегородаАфин—АфинеПарфенос(АфинеДеве);храмНикиАптерос(БескрылойПобеды);храмЭрехтейон(421-406гг.дон.э.). Особенностиантичнойфилософскойтрадиции.Спецификагреческойфилософиипоотношениюкдругимфилософскимтрадициямзаключается,преждевсего,впредельнойипостояннойсаморефлексии.Длягреческогофилософапрактическиотсутствоваливнешниеавторитеты.Самоочевиднымибылипринципы:«негарантированности»знания,неангажированностифилософскогознаниярелигией(мифом)иадминистративнойвластью.Открытостьдлярациональнойкритики,любознательность(аристотелевскаяфраза–«философияначинаетсясудивления»)–создалиусловиядлянедогматической,постоянноразвивающейсяпродуктивнойтеоретическойформыинтеллектуальногоосвоениямира,чтоспособствовалоипрактическомупреображениюпознанногомира.То,чтосегодняназываютглобализацией,тоестьпостоянноеуправляемоерасширениеираспространениетехнологических,экономических,научных,политических,социальныхевро-атлантическихстандартов,являетсярезультатомразвёртыванияпринциповгреческойтеоретической(философской,научнойиполитической)мысливовремени.Достаточнохорошоизвестно,чтофилософскаямысльпочтиодновременнопоявиласьвтрёхотдалённыхрегионахдревнегомира:вИндии,КитаеиГреции.Однакоименногреческаяфилософскаятрадициявосновополагающихчертахипринципахосталасьнеизменнойисистемообразующейтакжедлямировойсовременнойполитической,социальнойикультурологическойтеоретическойдеятельности.Мистические,символическиеэлементыфилософиииморально-этическиекачествафилософавесьмасущественныисегоднядляиндийскойикитайскойфилософскойтрадиции.Европейскаяфилософияпринялаиусилилагреческуюинтеллектуальнуютрадицию.Историчность,рациональностьидистанцированностьтеориииморальногодискурсаотличностисамогофилософа–неотъемлемыепринципызападнойфилософииДревнегреческая(античная)философиявсвоемразвитиипрошлачетыреосновныхэтапа.•демократический—VII—Vвв.дон.э.;•классический(сократический)-серединаV-конецIVвв.дон.э.;•эллинистический-конецIV-IIвв.дон.э.;•римский-Iв.дон.э.-Vв.н.э. 2.Кдосократическомупериодуотноситсядеятельностьтакназываемыхфилософов-"досократиков": •милетскойшколы—"физиков"(Фалеса,Анаксимандра,Анаксимена);•ГераклитаЭфесского;•элейскойшколы;•атомистов(Демокрита,Левкиппа);•некоторыхиныхфилософов. Основныепроблемы,которымизанимались"досократики":объяснениеявленийприроды,сущностиКосмоса,окружающегомира,поискипервоначалавсегосущего.Методфилософствования—декларированиесобственныхвзглядов,превращениеихвдогму.Классический(сократический)период—времярасцветадревнегреческойфилософии(совпавшеесрасцветомдревнегреческогополиса).Кданномуэтапуотносятся:•философско-просветительскаядеятельностьсофистов;•философияСократа;•зарождение"сократических"школ;•философияПлатона;•философияАристотеля.Философысократического(классического)периодатакжепыталисьобъяснитьсущностьприродыиКосмоса,однакосделалиэтоглубже"досократиков":Дляэллинистическогопериодахарактерно:•распространениеантиобщественнойфилософиикиников;•зарождениестоическогонаправленияфилософии;•деятельность"сократических"философскихшкол:
|