Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос№19Белорусскаяфилософскаяиобщественно-политическаямысль.




Философияявляетсяформойосмыслениянациональныхкультурныхтрадиций.Развитиефилософскоймыслинеразрывносвязаносисториейтогоилииногонарода.НачалаобщечеловеческойдуховностиутверждалисьнаРуси,УкраинеиБеларусиспринятиемхристианстваотВизантии(9век)иимелиобщиечерты.ВсредниевекаещевВизантиизародилисьдварелигиозно-идеологическихтечения:1-епридерживалосьтолькохристианскойдогматики,а2-естремилосьсоединитьхристианскуютеологиюсантичнойфилософией(ИоаннДамаскинвВизантии,аунас–КлиментийСмолятич).СоединениерелигиозныхиантичныхмотивовещеболеепроявилосьуКириллаТуровского(1130-1182).Онподчеркивалвзаимодействиедушиитела.Разум–высшаяценностьчеловеческойжизни,нарядусмолитвой.Вэтожевремяразрабатываетсяморально-этическаяпролематика(«Аповесцьмiнулыхгадоў).Значительноевниманиеуделяетсясоциально-политическимпроблемам.МитрополитИлларион,К.Смолятичидр.стремилиськрелигиознойиполитическойнезависимостиотВизантии.Вбелорусско-литовскихлетописях13-15вековразвиваютсяидеитолерантности,требованиекполитикебытьнравственной.аБелорусскихземляхвеликобылозначениепросветительскойдеятельностиЕвфросиньиПолоцкой,КириллаТуровского,К.Смалятича(12век).Возрождение.В15-16векахБелоруссиявходилавсоставВеликогоКняжестваЛитовского,РечиПосполитой.В16в.Беларусьзахватилообщеевропейскоереформационноедвижение,способствовавшеестановлениюгуманистическойидеологии.Особенноактивнойоказаласьересьантитринитариев,непринимавшихдогмататроицы(Христос–творениебога-отцаистоитнижеего).Шлаиборьбасантитринитариями(Будныйборолсяидр.).СымонБудный(1533-1593)использовалидеиреформациивборьбезабелорусскуюкультуру.Онподчеркивалрользнаний,индивидуальногоразума,говорилоразумностиобщества,основанногоначастнойсобственности.Библиюможнопознатьспомощьюразума(былкальвинистом).ПредставителемреформацииявляетсяиМихаилЛитвин.Однаизсамыхкрупныхфигурэтоговремени–Ф.Скорина(1490-1551).Онрассуждалопривязанностиживыхсуществкроднымместам,очеловеколюбииисправедливости.СкоринаперевелБиблиюнабелорусскийязык.Самаидеяпереводанапонятныйобычнымлюдямязыкшлавруслеидейгуманизмаипросветительства,быласозвучнаидеямРеформациицеркви(ЛютерперевелБиблиюнанемецкийязыкисчитаетсяосновоположникомсовременногонемецкогоязыка),выражаласвободомыслиеСкорины.Новоевремя17-18(эпохаПросвещения)вв.Однойизидеологическихформнационально-освободительнойборьбыпротивгосподствапольскойшляхтыв17в.сталаполемикасидеологиейкатолицизмаиуниатства.17веквыдвигаеттакихмыслителейкакК.Лыщинский,С.Полоцкий,К.Нарбутидр.КазимирЛыщинский(1634-1689).Онотрицалбессмертиедуши,райиад.Боганазывалхимеройчеловеческогосознания.Своивзглядыонизложилвработе«ОнесуществованииБога».Заатеистическиевзглядыбылказнен.СимеонПолоцкий(1629-1680)сыгралбольшуюролькакпросветительбелорусскийи,послеотъездавМоскву,какпросветительроссийский.Одинизоснователейславяно-греко-латинскойакадемии(первоевысшееобразовательноеучреждениевРоссии).Былнаставникомцарскихдетей.Основалбольшуюбиблиотеку,знакомившуюсантичнымиидр.зарубежнымифилософами.В17-18(Просвещение)векахразвиваютсяидеи,которыеприходятсЗапада–идеиестественногоправа,гражданскогодоговора,просвещения.МожноназватьтакуюфигурукакГеоргийКонисский(1717-1795).Онродился,выросиполучилобразованиенаУкраинеибылпосланепископомвМогилев.ВтовремявРечиПосполитой,кудавходилаБеларусь,господствовалкатолицизм,православныхназывалидиссидентами.Конисскийвыступаетзасвободувероисповедания.ОеговзглядахвысокоотзывалсяВольтер.Конисскомубылизнакомыидеидоговорногопроисхождениягосударства,научныедостижениятоговремени.ЕгодеятельностьповлияланаразделРечиПосполитойиприсоединениекРоссийскойимперии.Правда,российскийцаризмеготожеразочаровал,т.к.недалвозможностинациональногоразвитиябелорусскомународу.В1852г.осуществляетсяпостановкапервойбелорусскойоперы«Крестьянка»(музыкаС.МонюшкииК.Крыжановского,либреттоВ.Дунина-Марцинкевича)ит.п.19в.Русскаяфилософскаямысльоказаласильноевлияниенабелорусскихмыслителей.Вместестем,оживиласьборьбазанациональнуюнезависимость,отстаиваниесамобытностибелорусскойкультуры.Развиваютсяидеинациональногоосвобождения,либеральныеидеиреспублики,свободы.Представители:К.Калиновский(1838-1864),Ф.Богушевич(1840-1900)идр.Ихможноназватьреволюционнымидемократамиипросветителями.Имхарактернаприверженностьидеямсоциальногоравен­стваисправедливости,неприятиеугнетения,унижа­ющегочеловеческоедостоинство.Калиновскийбылзаотменувсехклассовых,национальных,религиозныхпривилегийиограничений,завсеобщееобразованиеивоспитание,развитиенаукиикультурынабелорусскомязыке.В1905г.былснятьзапретнабелорусскоязычныепубликации.Возникаетряджурналовигазетнабелорусскомязыке.

НациональныеидеисформулированныеЯнкойКупалой(1882—1942),ЯкубомКоласом(воспевавшимитакиенациональныечертыкактрудолюбие,коллективность,толерантность)былиразвитывначалеXXвека—этобратьяИ.иА.Луцкевичи,И.Буйницкий,В.Ластовскийидр.Онивыступализасоциально-экономическое,политическое,культурноевозрождениебелорусскихземель,заразвитиебелорусскогоязыка,просвещениенарода,созда­ниесобственнойгосударственности.

Нач.ХХвПроблемынациональногосамосознаниязаняливедущееместовисследованияхИгнатаАбдираловича-Канчевского(1896-1923).ОнанализировалместобелорусоввгеополитическомпространствемеждуВостокомиЗападом.Носчитал,чтопривсемвлияниидругихкультур,формыжизнилюбогонароданеприходятизвне,аявляютсяплодомегодуховногоразвития.Идр.

Послереволюции1917г.НачинаетсясоветскийпериодфилософскоймыслинаБеларуси.Имелиместонационалистическиетенденции,ноофициальнаяфилософияшлаврамкахмарксистскойфилософии.Врамкахдиалектическогоиисторическогоматериализмамногоебылосделановобластианализафилософскихвопросовестествознания,глобальныхэкологическихпроблем,этики,эстетики,социальнойфилософии,философиисознания,историифилософии,втомчисле,историифилософскоймыслиБеларуси.

ФилософскаямысльБеларусинасовременномэтапе.Еслирассматриватьсовременноесостояниебелорусскойфилософии,тостоитотметить,чтоонооставляетжелатьлучшего.Напротяжениитрехпоследнихдесятилетийрейтингценностифилософскогомышлениязначительноснизился.Вфилософскихисследованияхбылсделанкренвсторонуфилософиииметодологиинауки,проблемтеориинаучногопознания,какнаиболеенейтральногонаправлениявотношениикраскрытиюзакономерностейсоциально-культурного,атемболееобщественно-политическогоигосударственногоразвития.Вначале90-хгг.этонаправлениеисследованийначинаеттерятьсвоезначениепопричинеобщегокритическогоотношенияобщественногосознаниякнаучномумировоззрениювообщеикфилософскомувособенности.Напервыйпланвыходятдругиеформысознания,которыеобусловленыстремлениемчеловеканайтиопределеннуюнишудушевногоспокойствиясредимножествапроблемитрудностей.Этонаправиловниманиеподавляющихмасснадругиесистемымировоззрения:различныерелигиозные,мистические,ит.д.Примеромможетслужитьогромныйинтерескразличногородаастрологическимпрогнозам,предсказаниям.ВБеларусивторойполовиныХХвв.Развитиефилософиишловрамкахмарксизма-ленинизма.Вк.70-80-хгг.появилисьоригинальныеисследованияН.Жукова,В.СтепинаА.Михайлова,Е.Бабосова,П.А.Водопьянова,А.С.Майхровичаидр.Новаяволнависследованияхвпервуюочередь,былавызванановымиявлениямикаквобщественно-политической,такивнаучнойжизни.Такиеявлениякаквычислительнаятехника,понятиеинформации,новыенаправленияприкладнойматематикинашлиотражениевтрудахН.Жукова.АкадемикЕ.Бабосовнаосновебольшогофактическогоматериала,связанногоскрупнейшейкатастрофойXXвека—авариейнаЧернобыльскойАЭС,исследуеттеориюипрактикукатастроф.Такжестоитотметить,чтоуже7лет,принепосредственномучастиипредставителейБеларуси,осуществляетсямноготомныйбеспрецедентныймеждународныйпроект«Гуманитарнаяэнциклопедия»,неимеющийаналоговнапостсоветскомпространстве(научныередакторы–А.Грицанов,Т.Румянцева,В.Абушенкоидр.).Объемыкнигиздания–потысячеиболеестраницэнциклопедическогоформата.Врамкахпроектаувиделисвет:«Новейшийфилософскийсловарь»(трипереиздания–1999,2001и2003гг.),энциклопедии«Всемирнаяэнциклопедия.Философия»(Москва–Минск,2001),«Всемирнаяэнциклопедия.ФилософияХХвек»(Москва–Минск,2002),«Постмодернизм»(2001),«Историяфилософии»(2002),«Эзотеризм»(2002),«Социология»(2003).

Впроектепринялиипринимаютучастиеболее300авторовизБеларусиидесятковзарубежныхгосударств.Проектсодержитрядпринципиальноновыхстатей,отражающихновациивмировойфилософииХХ–началаХХIвека.

Однойизосновныхпроблемсовременнойбелорускойфилософииявляетсяопределеннаяразобщенностьмеждупредставителямиофициальнойнациональнойшколыинационально-ориентированойпрозападнойшколы.Публикацииговорятоботсутствиидиалогамеждуэтимидвумягруппами,кромезаочнойкритики,чтонеоставляетвозможностисотрудничества.Кдостоинствампоследнихстоитотнестифилософскуюлитературу,изначальнообдумывавшуюсяисоздававшуюсянабелорусскомязыкеиотражающаягоризонтыиреалиисовременногофилософскоголексиконаЕвропы(текстыАкудовича,Антипенко,Бобкова,Рязанова,Булгакова,Дынькоидр.).Такимобразом,несмотрянасложности,современнаябелорусскаяфилософияначинаетмедленно,ноподниматься.Внейисчезналетпартийностиидогматизма,абстрактныхтеоретическихсхем.Явственнопроисходитповороткпринципамобъективности,научности,гуманизмаилиберализма.Универсальныечеловеческиеценностистановятсяцентромвниманияфилософскогоанализасовместносвопросамиособенностейбелорусскойкультурыименталитета.Вцеломследуетотметитьпреобладаниесоциальнойпроблематикивбелорусскойфилософскоймысли.Такимобразом,можноотметить,чтовразвитиибелорусскойфилософскоймыслиимеламестоассимиляциядуховногоопытазападноевропейскойирусскойтрадиций.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...