Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раскройте понятия «сатиры» и «гротеска» на примере комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Определите их роль в произведении.




Сатира – это особый способ изображения отрицательных явлений жизни,

общественных недостатков, пороков и недостатков людей. Смех – главное оружие сатиры

В сатирических произведениях пороки не только изображаются и осуждаются, но и гневно высмеиваются. Сатира Николая Васильевича Гоголя направлена на то,

чтобы показать истинное лицо чиновничьей России и тем самым попытаться что- либо изменить.

Прежде всего объектом сатирического изображения в комедии являются уездные чиновники. Узнав о предстоящем визите государственного инспектора, все чиновники вместо того, чтобы заниматься решением насущных задач города, направляют свои усилия на наведение «порядка» (снятие охотничьего арапника, висевшего в присутствии, уборки улицы, по которой поедет ревизор).На примере городничего Гоголь полно раскрывает «все дурное», что характеризовало чиновника того времени. Более всего он озабочен тем, чтобы не пропустить того, что «плывет в руки». Городничий —хитрый и расчетливый во всех делах, аферах и мошенничествах. Он чувствует себя в городе полновластным хозяином. Возглавляя целую «корпорацию разных служебных воров и грабителей», городничий считает взяточничество вполне нормальным явлением. Например, он за взятку освободил от рекрутчины сына купчихи, отдав вместо него в солдаты мужа слесарши Пошлепкиной, он может праздновать именины два раза в год, чтобы получить больше поборов с купцов, он кладет себе в карман деньги, отведенные на строительство церкви, представив отчет о том, что она «начала строиться, но сгорела».

Сатира Гоголя также безжалостна и к окружению городничего. Например,

судья Ляпкин-Тяпкин за всю свою жизнь прочел пять или шесть книг и «поэтому несколько вольнодумен». Попечитель богоугодных заведений Земляника, нагло обворовывает больных: «Человек простой если умрет, то и так умрет; если выздоровеет то и так выздоровеет». Смотритель уездных училищ Хлопов — насмерть запуганный человек, испытывающий трепет перед именем начальника.

«Заговори со мной одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул», - признается Лука Лукич. Ничуть не лучик этих персонажей «простодушный до наивности человек» почтмейстер Шпекин, познающий жизнь из вскрываемых им чужих писем.

Особенно ярко сатира Гоголя проявляется в образе Хлестакова - самый

яркий образ чиновника того времени, символ эпохи. Вначале Хлестаков не

понимает, за кого его принимают, и наслаждается «приятностью» своего нового положения. Он сочиняет небылицы о своем высоком положении в Петербурге, что называется, пускает пыль в глаза.

В комедии «Ревизор» Гоголь изображает социально значимые пороки действительности (казнокрадство, взяточничество и т.д.), а также частные недостатки человека (скудоумие, лживость и т.д.) помощи различных художественных деталей, а также прибегает к использованию приемов гротеска и гиперболы.

  Гротеск- вид художественной о бразности, причудливое и контрастное сочетание реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.

В «Ревизоре» гиперболой и гротеском является весь сюжет; это действительносмешно, если обычный чиновник приезжает в провинцию, а его принимают заревизора из столицы, да еще дают взятки. Используя приемы гротеска, иронизируя над героями, Гоголь показывает, что чиновники- никчемные, неумные, завистливые, а подчас и трусливые люди, готовые пойти даже на предательство своих сослуживцев, если речь идет о карьере (вспомним Землянику, который рассказывает Хлестакову о проступках практически всех чиновников в городе, чтобы самому выйти сухим из воды).

   В сатире гипербола (преувеличение) получила наибольшее распространение.

Масштабы вранья Хлестакова перерастают из гиперболы в гротеск: «с Пушкиным я на одной ноге». Ещё примеры гротеска – слияние реального с фантастическим:«…тридцать пять тысяч одних курьеров», «… в семьсот рублей арбуз» «Я с Пушкиным на дружеской ноге», «…суп в кастрюльке, приехавший на пароходе прямо из Парижа».

Комичность ситуаций, основанная на жизненной достоверности, - особенность сатирического произведения.

В чем заключается актуальность проблем в рассказе С.В. Лукьяненко «Чужая боль».

Рассказ «Чужая боль», написанный известным русским писателем-фантастом Сергеем Лукьяненко, является произведением, вошедшим в сборник «Пристань желтых кораблей».Изучая историю человечества, можно прийти к выводу, что основным главным инстинктом, который заставляет человека двигаться вперед, является инстинкт выживания. Но что будет, если человек станет бессмертным? А если он перестанет чувствовать и испытывать боль? Что остается делать главному персонажу рассказа «Чужая боль», каждое действие и шаг которого готовы повторить и выполнить послушные машины? Это и есть вопросы, которые встают перед нами при чтении рассказа. Проблема «чужой боли» сегодня в мире как никогда актуальна: идут войны, льётся кровь. «Чужой боли» быть не должно, человек не имеет права оставаться равнодушным к чужому горю, потому что он ЧЕЛОВЕК. Эта проблема актуальна и сейчас, когда люди стали бездушны, когда нет места человечности и состраданию. Действие рассказа С.Лукьяненко (фэнтези) происходит в «будущем». На первый взгляд, это будущее кажется счастливым, потому что люди научились не страдать – «выключать боль», отменять смерть, восстанавливать человека.Люди играют в странные игры: охотятся друг на друга, убивают, и им это нестрашно, потому что стоит включить программу «восстановления» – и человек возникает в своём первозданном виде целым и невредимым. Электронные, компьютерные игры заменили реальную жизнь, отучили человека страдать, сочувствовать, сопереживать… Наступило время всеобщего веселья, причин для уныния нет. Еще одна проблема- проблема оторванности от реальности, подмена настоящей жизни и чувств, которая грозит молодежи, увлекающейся компьютерными играми. В рассказе игра стала синонимом жизни. Играют потому, что больше нечего делать. Но ведь когда-то в первый раз это не было игрой! Они не могли играть, умирая по-настоящему! Их вело в бой что-то другое! Они бросались на колючую проволоку концлагерей не потому, что это очень интересно! И ведь Ден почувствовал, почти ощутил это неведомое, непонятное, когда в прекрасной инсценировке «Майданек» смотрел на сытых, откормленных эсэсовцев, избивающих детей… Он бросился вперед не потому, что хотел испортить игру, соригинальничать. Он просто не мог иначе. Он почти понял! А они не хотят или уже не могут понять. Слишком долго длилась Игра». Автор рассказа «Чужая боль» предупреждает людей: прекратите играть! И Дэну игра надоела. Он взбунтовался: начал уничтожать реанимационных роботов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 717.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...